Зарождение дресс-кода.

Jan 09, 2012 15:40


Дресс-код ( в общем его понимании) впервые появился в Средневековье. Европейская знать использовала его, чтобы дифференцировать себя от других классов.
 Я не буду описывать, что такое дресс-код, так как думаю, что все и так хорошо знают. Я не удивлюсь если это слово звучит сегодня чаще, чем даже в эпоху Регентства! Многие понимают под этим названием, как форму одежды и забывают о второй части этого слова -«код» . То есть все легко!, дресс-код- это кодекс одежды.
В Георгиевские времена одежда разделялась на три группы ( некоторые названия буду писать на английском, так как язык не поворачивается это озвучить в переводе) : undress, full dress и half dress.
Естественно «undress» не означает быть раздетой. Аналогично и с «half dress»- это не подразумевает, что нужно одеться на половину! То есть названия условные, они больше относятся к функции, чем к состоянию. В этом случае вы можете спросить, - что все это значит? - А все просто, если ты благородная девушка Регентства, ты обязана иметь большой шкаф. Для того чтобы быть активной и замеченной в светских мероприятиях, тебе просто жизненно необходимо было иметь огромное количество платьев!
В принципе если говорить грубо и разделить платья на нарядное и ненарядное, то  получается только две основные категории одежды, для красавиц Регентства: «undress» - включает в себя все платья, которые носились в течении дня. Также в эту категорию можно и включить «half dress», большинство из которых предназначались на дневное время суток, а иногда могли даже одеваться для неформальных мероприятий вечером.





Америка, хлопок, 1810-15





Жакет Спенсер с Юбкой, хлопок
Франция,около 1815 г.


И вторая категория это «full dress», ну тут понятно уже, как мы говорим - быть при полном параде, то есть это наиболее формальная одежда.



Вечернее Платье, хлопок
Америка,1809





Шелковая сетка с вышивкой и атлас
Европа, около 1825

Дневные наряды включают любое платье надетое утром, так же для шопинга,  для проведения времени на улице, для поездки на любом виде экипажа, для верховой езды, или для званных обедов. «Full dress» было предусмотрено для вечернего бала, для очень особого ужина, для оперы или для Royal Court  (это не для явки в суд, а для Королевского или Правительственного совета).

Главная разница между этими двумя категориями была в более низком лифе для вечера. Но в практике «full dress» подразумевал целый ансамбль; короткий рукав, платье с завышенной талией и с глубоким вырезом эпохи Ампир (часто из муслина, но этим не ограничивались, также использовался шелк, атлас и другие модные ткани) и в том числе вечерние перчатки, сложный головной убор, несколько драгоценных камней, веер, возможно ридикюль и атласные туфельки. Другие аксессуары могли  свисать на руках: боа, шали, шарфы...





Атлас, вышивка из шелковой и металлической нити с блестками, льняная сетка
Европа, 1795.



Перламутр, страусиные перья
Франция, 19-го века





Зеленый шелковый ридикюль,1815



Митенки
Америка, начало 19 века





Шаль, шерсть и шелк
Франция, 19 век



Тапочки, кожа
Европа, 1795-1810

А теперь если разделить на подгруппы то выходит вот что

В «undress» входят:

Morning dress - утреннее платье





Хлопок
Америка, начало 19 века





Утреннее платье, шелк
Америка, 1806-19





Австрия, 1804-15





Утреннее платье, хлопок, шерсть
Америка, 1806





Утреннее платье, хлопок
Англия, 1815-18





Утреннее платье, хлопок
Англия, 1820





Пелерина, 1820-х годов
хлопок





Хлопок
Америка, 1815





Утреннее платье, лен
Америка или Европа, начало 19 века

Walking-out dress - прогулочное платье ( для разных видов прогулок, и прогулка по набережной)



Пелисс (длинная мантилья с высокой застежкой)  шелк, ручная работа
Англия, 1809





хлопок
Америка, 1820



Шелковый крепдешин и атлас
Америка, 1815-20



Редингот (англ. riding coat) 
Франция, 1810-15





Пелисс, шелк
Вероятно Америка, 1820



Хлопок
Англия,1818

Carriage dress - платья для поездок в экипаже




Пелисс, шелк
Англия, 1825





Шелк
Европа, начало 1820-х





Золотое шелковое платье и спенсер (короткий жакет)
Филадельфия, 1800-1810





Шелковый дамаст
1815-20

Riding Habit - костюм «Амазонка» для верховой езды



Парижское платье для Верховой езды , 1804-07



Костюм для верховой езды, шерстяное сукно
Около 1810







Костюм «Амазонка», шерстяной фетр
Копия оригинала с 1810г. для фильма "Мэнсфилд Парк" (1999), для Джейн Остин





Платье для Верховой Езды для теплого климата 
плотный хлопок или полотно
1810 г.

В «half dress»:

afternoon dress - дневное ( то есть после полудня) платье



Муслин, вышивка хлопчатобумажной нитью
Импортирован из Индии, Англия, 1800




Дневное платье, шелк
Франция, 1814





Шелк
Америка,1820





Хлопок, шелк
Америка, 1810





Дневное платье, набивная ткань
1815-1825





Шелк
Европа, 1815





Хлопок
Америка, 1818

promenade dress - платье для променада




Куртка "спенсер", бархат с атласом
Англия, 1818

(Спенсер - это короткий облегающий жакет с длинными узкими рукавами, был очень популярен с 1790-1820гг. Называется так в честь английского графа Спенсера). 



Спенсер, шелковый бархат
1815г.




Джон Белл (Англия, 1811 - 1895)
Модная иллюстрация (Дневное Променад Платье), 1 Июня 1813


Женский зонт ( Шелк, бисер, дерево, кость и металл)
Европа, около 1805 г.



Пелисс, шелковый дамаст
Америка, 1820



Пелисс, шелк
Франция, 1815





Кашемировая вышитая ( в ручную) мантия
начало 19 ст.

dinner dress - платье для ужина




Платье для ужина, шелк, хлопок
Англия, 1820





Светло- коричневая в полоску шелковая тафта
1810г.





Шелк
Италия,1817





Клетчатое шелковое платье
1820-е





Шелк 
Америка, 1810-15





Англия, 1820





Шелк
Америка, 1820





Шелк
Англия, 1820





Шелкова тафта
Англия, начало 1820-х





Шерсть
Англия, 1820

opera dress - платья для посещения оперы и театра





Льняное кружево
Англия, около 1818



Шелк
Англия, 1814



Шелк
Европа, 1819-23





Шелковый муслин с серебряной нитью, льняной внутренний корсаж
Америка, начало 19 ст.





Хлопок
Франция, 1805-10





Хлопок, газ, шерсть (вышивка), шелк атлас
Франция, около 1820 г.

И в «full dress»:

evening dress - вечернее



Вечернее платье, машинная шелковая сетка, шелковая вышивка, атласные детали

Англия, 1818 




Шелк
Англия, 1818





Вечернее платье, хлопок
Франция, 1804-5





Вечернее платье, хлопок, шелк
Вероятно Англия, 1795





Шелк
Вероятно Франция, 1810





Вечернее платье
Франция, 1814

ball dress - бальное


Бальное платье, атласный шелк, коклюшечное кружево
Англия или Франция, 1820-1823





Бальное платье, шелк
Америка, 1820





Франция, 1804-14





Шелк
Франция, 1805-10

court dress - придворное платье, соответствующее с правилами королевского двора.





Придворное платье, шелк, металлическая нить  
Вероятно Германия, 1828





Придворное платье, шелковый стриженый бархат, расшитый золотой металлической нитью
Франция, 1809





Придворный шлейф, шелк, металлическая нить
Франция, 1809

Видите разницу? В теории, «undress» носилось утром, "Half Dress"  днем, и "Full dress" для вечерних мероприятий.

В период  Регентства «undress» означало простая, повседневная, неформальная одежда. Ее также называли по французски  "dishabille" или "deshabille", что в переводе означает «пеньюар» или «полуодетый», а если с английского, то получается «небрежная домашняя одежда». «Undress» носили с раннего утра до полудня или, возможно, в конце, к четырем или пяти, в зависимости у кого какое и когда начинается утро J. По сравнению с «half dress» и "Full dress", «undress» как правило, более удобное, более теплое ( мой учитель всегда говорил - «открытое платье на вечер, а закрытое на утро»- как-то не по-человечески получается!), более повседневное, и гораздо дешевле по цене. Утреннее и прогулочное платье почти взаимозаменяемы и часто даже пишутся вместе, как «Утреннее платье для прогулок». Платье для прогулок, обычно носится утром, с верхней одеждой, ну и конечно, более сложный головной убор, шляпы, или тюрбан.



Дамская шляпка, шелк
Америка, 1810

Для модных изданий утреннее платье, даже если оно называется «семейное» или «домашнее» и в помещении, как правило, показано с головным убором. ( О головных уборах этой эпохи хочу написать чуть позже).

Приглашая в гости хозяйка часто бывала в домашнем или утреннем наряде, в то время, когда гость одет в прогулочную или утреннюю для посещения одежду.



Прогулочный и для посещения пелисс, шелк, хлопок, ручная работа
Англия, 1820





Платье для посещений, шелк
Англия, 1822

Утреннее платье, в основном, наиболее простой тип. В помещении, утром, с платьем носили чепец, капор (также называемый «capote»), тюрбан, или вуаль. Все эти головные уборы носили также и вне помещения. В этом случае чепчики обычно одевались под капором и шляпкой. Иногда под утренний наряд завязывалась лента для волос, но, как правило эти повязки были скручены из платка или шарфа, часто с перьями (они были более предпочтительней чем драгоценные украшения). Золото, серебро, алмазы, цветные драгоценные камни и пестрая вышивка смотрелись вульгарно в сочетании с  утренним платьем, которое должно было быть простым, несмотря на конкуренцию в модном мире. Однако, утреннее платье могло быть и замысловатым!

Платье для променада отличается от прогулочного, тем что оно предназначено как бы  для социального ритуала -  прогуливаться в парке, как говорится, чтобы увидеть и быть увиденным ( особенно это касалось Лондона или модных курортов).




Променад-платье, иногда, считается «half dress», как бы более элегантней, чем платье для прогулок. Платье для поездок похоже на платье для променада, но следует рассматривать, что в этой одежде находятся в карете, а не на улице.




Наряд « Амазонка» иногда изображается с другим утренним или прогулочным платьем.




Променад-платье для поездок и «Амазонка», в основном, связаны с социальными прогулками в «модных» парках.



Сад Святого Валентина 
Акварель
Великобритания, 19 век
Писатель модного журнала The Lady`s Magazine часто жалуется, что отсутствуют новые тенденции моды для отчета, так как из-за Лондонской погоды все модницы сидят в помещениях и не показываются в парках. При этом подразумевается, что писатель непричастен к высшим кругам общества и опирается на публику для сбора информации. Также, светские модистки или мантуа-мейкеры, как называли регентских портних, являлись очень хорошим источником для новых тенденций моды  в периодических изданиях.
«Half dress» является, пожалуй, одним из самых сложных для усвоения концепций о моде, Регентства. В основном, это любое платье, нечто среднее между «undress» и «full dress», или между неформальной  одеждой (предназначенной для ношения в доме утром  ожидая гостей или для выхода на прогулку с визитом, также для посещения художественной выставки или прогулки на лодке) и официальной (которая носилась поздно вечером на вечеринки, на частные картежные вечера и балы). Это платье, как правило, с более низким вырезом, чем у утреннего платья и может иметь шлейф. Ткани часто богаче, чем у того же утреннего, но и не настолько как у вечерней одежды. «Half dress» носится с полудня до вечера; в любое время-от пяти до семи, барышня может сменить его на «full dress». В модных журналах наиболее распространенные названия для «half dress» -дневное платье, «half-full dress» (это просто общее название для «half dress», то есть полу-формальный тип, который носился с дневного времени до начала вечера или для неформальных собраний вечером, как правило, так писали в модных изданиях, чтобы подчеркнуть, что half dress например, можно надеть и на званый обед и даже в оперу), платье для ужина, и для оперы. В 1790-1805, вечернее платье или «full dress» можно было носить в оперу; однако, по регентским приличиям платье для оперы было более повседневным и относилось к «half dress».

В редких случаях "Променад- Платье" могло быть в списке «Half-Promenade dress», что означало для очень поздней прогулки, также могло быть и для экипажа вокруг Гайд-Парка или других модных Лондонских парков. Если променад-платье было особенно экстравагантным, в основном для ношения на поздние званые обеды вечером, тогда правильно оно звучало half dress, а не undress.

«Full dress» - это самый официальный вид одежды. Эти платья нужно было носить в самых торжественных случаях- на вечерние концерты, вечера, балы, и королевские события. «




Full dress» носилось с эффектными украшениями и сложными головными уборами. Как правило, такие платья имели шлейф и низкий вырез лифа.




(Когда в моду вошли полупрозрачные платья, дамы не редко стали надевать чулки)





Вязаные чулки из тонкого хлопка
Франция, 1800-1850гг

В последующие эпохи и по сегодняшний день также поддерживается дресс-код, но со временем он приобретает свои новые правила.

В следующей эпохе Романтизма остаются все те же позиции, но очертания одежды видоизменяется.

Хочу показать разницу платьев на примере картинки из журнала « The Royal Lady's Magazine» за  май 1831года, где описано сразу 5 видов платьев.




1.Утреннее платье цвета папоротника из гроденапля ((франц. gros de Naples, особый сорт легкой шелковой материи). Лиф закрытый, по фигуре, с квадратным воротником с оборкой. Раскрытый лацкан, для того что бы показать кофточку из тонкой сетки, с рюшем и завязанным на шее бантом из розовой газовой ленты. Юбка оторочена глубокими воланами и украшена крупными гребешками на верхней части обильных складок. Очень узкий рукав внизу и широкий вверху; за счет сильной полноты фонарика, рукав спадает на нижнюю часть, что является новым стилем в моде.

2.St. James' Court Dress. Платье из розового атласа, богато расшитое золотом на крепдешине. Корсаж Марии Орлеанской; рукав beretstyle, с полной отделкой из шелкового кружева. Шлейф из британского белого кружевного шелка.

3. Прогулочное платье. Длинная мантилья из атласа, цвета гелиотроп. Впереди богато украшена отделкой в форме тюльпанов, постепенно уменьшаясь от дола платья к поясу. Лиф наряда обычный и окантован мысиком a la Louise. Рукав разделен на три части, верхний соединяется в форме округлого листика. Нижний рукав полностью закрывает руку, и имеет разрез до локтя соединенный в двух местах.

4. Бальное, вечернее платье тёмно-жёлтого цвета из аэрофанового крепа (тонкая с морщинками полупрозрачная ткань), сверху на белом атласном подъюбнике. Юбка платья пошита в сборку, и в нижней части украшена спиральной отделкой с цветами- звездами из тёмно-синей шелковой ленты. Верхняя часть платья со шнуровкой по бокам со скошенной линией выреза, присобранная на плечах и  с роскошной декоративной тесьмой из шелка, переходящей на рукава «a la couronne». Дополняют топ цветы- звезды и пояс из той же сапфирового цвета атласной ленты

5. Прогулочное платье. Длинная мантилья из гроденапля, цвета сепии. Корсаж сделан закрытым по фигуре с двойной пелериной. Первая, частично покрывает грудь, отороченная кружевным воротником с зубцами (Vandyke collar), атлас в рубчик, имеющий такой же цвет, как и у мантильи, а вторая разрезана так, чтобы сформировать нестандартные и элегантные эполеты. Оба конца пелерины сходятся на талии, спереди и сзади. Юбка из клиньев украшенная впереди листьями из атласа, из того же материала, что и сама мантилья. Нижняя часть рукава сидит достаточно туго,  и разделена на шесть планок, которые пересекают друг друга. Верхняя часть рукава очень широкая.

6. Утреннее шелковое платье из Пармы амарантового цвета. Совершенно новая модель пелерины с немного завышенной талией. Это сделано с тем, чтобы на фоне маленького тела показать более объемные рукава. Полукруглая кокетка, визуально дополняет рукава (имбецил) той же формы. Четыре полосы расположены на равном расстоянии по плечу. На верхней части рукава видны крылышки с фестонами в виде листочков, такие же повторяются и под рукавом. На юбке ниже уровня колен, оборка с равномерно зафиксированными глубокими складками украшенными композицией из трех крупных листьев на каждой, заканчивая полный дизайн костюма.

Но не жалейте только женщин, так как в зловещие лапы моды мужчины попали тоже. Они так же имели свой дресс- код и с такой вычурностью относились к себе, что этот фанатизм перерос в  новое  веянье «Дендизм», но это уже другая история!


А теперь  Одень модников Регентства  !

england, women's fashion, the 19th century, empire style, costume history, regency

Previous post Next post
Up