Зигзаги стабильности, или как оставить Россию с сумой

Dec 30, 2014 17:28


А ведь Крылов предупреждал!
Говорил я вам, читайте дедушку Крылова, а вы кроме «Стрекозы и муравья» так ничего и не осилили. А зря. Писал же для вас Иван Андреич про Фортуну, которая устыдившись предвзятого своего отношения к трем братьям, решила погостить у них целое лето.
Один торговал, и стал богатым, ободрав, как липку, кучу народу. Другой пошел в чиновники, сделал карьеру и, не утруждая себя даже торговлей, разбогател - в Росси так принято. Наконец, третий брат увлекся ловлей мух:
«Труды его не втуне -
Как ни взмахнет рукой, благодаря Фортуне,
Ни разу промаху не даст».
Фортуна честно отработала назначенное время и ушла по своим делам. Два брата оказались готовыми к этому, а третий
«Клянет судьбу, что он Фортуной злою
Оставлен лишь с сумою».

Необходимое пояснение про российских мух
Давайте посмотрим, чем занималась Россия в «жирные нулевые». Тем более, что Росстат предоставил нам такую возможность, опубликовав 30 декабря «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 - 2013гг.»

По нынешним временам и не знаю, понятно ли, что если делать машины, то прибавится именно машин, а если выращивать капусту - то больше станет капусты? Понятно ли, что если все население России бросится рубить лес, то дров и опилок будет много, а еды не будет совсем? Если все поголовно станут оказывать друг другу банковские услуги, то голод наступит незамедлительно, причем, сухой, без воды - некому будет даже обслуживать водопровод.

Понятно, что кроме того есть производительность труда, да и народ разом не мечется от одного дела к другому, но плавно перетекает. Однако, общая закономерность все та же: давишь мух - будут только раздавленные мухи.

Дорога к суме
Итак, смотрим, куда мы, работники, перетекали.


Миллионы работников перестали заниматься сельским хозяйством и, не смотря на перманентные разговоры о его возрождении, процесс бегства из сельхозпроизводства был постоянным.

Обрабатывающая промышленность тоже потеряла миллионы рабочих рук. Причем, до 2001-го была тенденция роста, а потом началось падение, которое усилилось скачком в 2008-м.

Зато все рванули в торговлю, которая, напомню, ничего не производит. При этом каждый продавец ходит в произведенной кем-то одежде, кушает произведенные не им продукты, живет в произведенном доме, греется произведенным теплом.

Остальные закономерности в таком масштабе не очень-то наглядны, так что вот вам графики в процентном соотношении.


Опа! Количество финансистов возросло более чем вдвое, обогнав по скорости прироста торговлю. Неплохо высасывал трудовые ресурсы гостиничный бизнес, хоть и порядком потрепанный в 2008-2009-м. До 2010-го уверенно росло количество чиновников и силовиков. А вот разбежавшееся было к 2004-му рыболовство вдруг воспряло на пару лет, чтобы потом то набирать, то увольнять людей.

Посмотрите в другом масштабе на ряд отраслей, численность работников в которых не сильно менялась.


Вот здесь хорошо видно, как рыбаков колбасило. Заметно, как с 2008-го начали уничтожать здравоохранение, с 2004-го - образование. Как с 2001-го начали разгонять добывающую отрасль, опомнившись уже к 2005-му.

Но вернемся к счастливому парню из басни Крылова. Надавив гору мух, он остался с сумой. Если хотите, чтобы некая страна осталась с сумой после того, как Фортуна повернется к ней невероятно высокими ценами на углеводороды, добейтесь того, чтобы население как можно быстрее уходило из промышленности и сельского хозяйства и начинало давить мух в финансах, госуправлении и торговле. Да, и не забудьте пристукнуть образование с медициной.

экономика, Крылов, статистика, промышленность, Россия

Previous post Next post
Up