Значение тайных обществ

Jul 21, 2008 11:40

Нет ничего более обманного, чем "теория обмана". Оная, напомню, состоит в том, что религия есть орудие управления (порабощения, угнетения) в руках высших классов, которые сами могут никакой религии не следовать, а потому относятся к этому орудию с известным цинизмом.

В действительности же всё наоборот: как раз низшие классы относятся к религии с наибольшим пренебрежением, в то время как высшие классы гордятся своей религиозной дисциплиной. Как только ситуация меняется, классы меняются местами.

Суть в том, что религия есть единственная регулятивная система, которая может действовать даже тогда, когда человек оказывается полностью неподконтролен окружающим. Большинство людей, как это ни прискорбно, удерживаются от неприглядного поведения только потому, что опасаются наказания со стороны других людей. Это наказание может последовать как со стороны властей, так и просто со стороны круга общения, который может осудить, объявить бойкот и проч. Но вот если человек уверен, что о его действиях никто не узнает, если он чувствует себя неподконтрольным и безнаказанным, даже в культурном смысле, что удержит его от преступления? Только убеждённость в существовании таких сил, которые всегда видят тебя, всегда следят за тобой, от которых не скрыться и которые всегда готовы к возмездию.

Разница между высшими и низшими классами состоит в том, что у последних ситуаций неподконтрольности гораздо меньше. За ними всегда найдётся кому следить, вся общественная иерархия нацелена как раз на это. Чтобы управлять низшими классами, религия практически не нужна, достаточно сильной полиции. А современные технические средства позволяют организовать тотальный и неусыпный контроль. Что, в свою очередь, рождает новый страх - перед тоталитаризмом и проч.

Но главный страх совсем в другом: хорошо, за низшими классами следит полиция, а кто следит за полицией? Если за полицией кто-то следит, то кто следит за этими следящими? В конечном итоге мы поднимаемся до тех самых высших классов, которые призваны следить за всеми, но за которыми никто не следит. Вот им-то как раз и нужна сильная религиозная вера - вера в контроль и неминуемое воздаяние невидимых сил.

Что будет, если у высших классов такой веры нет? Будет разложение сначала самих этих классов, а потом и всего общества. Представим, что вы чиновник и призваны следить за выполнением законов. Но сам этот закон презираете и, пользуясь безнаказанностью, систематически его нарушаете. Полицейский, за которым вы следите, конечно же, знает об этом. Когда он, в свою очередь, нарушит закон, вы уже не сможете никак воздействовать на него. Когда к вам придёт преступник и предложит вам взятку за нарушение закона, у вас не будет мотивов отказать ему. Так презрение к закону неизбежно докатится до низших классов и станет всеобщим. Это приведёт к хаосу, и либо к власти придут новые классы, в которых жива какая-то их вера, либо общество будет полностью разрушено.

Когда наступает кризис веры в высших классах, самые дальновидные из них принимают меры. Самое простое начать репрессии, запугать людей. Но тут работает та же логика: кто будет, в случае чего, репрессировать репрессирующих? На каком-то витке спирали репрессий они обернутся против их организаторов, и всё кончится. Далее высшие классы могут начать скрывать свою жизнь от остального общества. Так поступают, например, власти современной России. Мы догадываемся, что никакой веры в них нет и что они презирают закон, нарушают его как в сговоре с профессиональными преступниками, так и сами. Но, дабы как-то затормозить развитие кризиса, оградить себя от общественного осуждения и хотя бы не подавать дурной пример, они окутывают себя густым мраком и строго дозируют сведения о себе в средствах всеобщего оповещения. В этом контексте понятно, кстати, почему для властей современной России так важно сохранять благоприятное впечатление у иностранцев, гораздо важнее, чем у своих. Ведь иностранцы как раз и выполняют роль окружающих, которые, сами будучи неподконтрольными, могут как-то влиять на наших правителей: хотя бы осудить их (могут, однако же, повлиять и более ощутимо).

На примере России мы видим, как работает "теория обмана". Всякий, кто хотя бы раз и хотя бы по касательной столкнулся с нашими властями, знает, насколько они сами презирают закон и чем это оборачивается. А что же на Западе? Там, конечно, не было таких жестоких мер против религии высших классов, как у нас. Но ведь, пусть даже более мягкая и медленная, эрозия этой религии происходит в Западных странах значительно дольше. Не прошла даром и Великая французская революция. На Западе религиозность высших классов сохраняют по-другому.

Убеждённость в существовании всевластных и всепроникающих сил возмездия происходит из глубоко личного опыта, переживаемого в изменённых состояниях сознания. В естественной среде этот опыт доступен немногим, и из этих немногих порой появляются крупные религиозные деятели. Но история религий знает и искусственные способы погружения в такие состояния. Организованные в особый ритуал, эти способы составляют суть тех или иных инициатических культов. Антропологи собрали богатейший материал о подобных культах в периферийных обществах. Чтобы вступить в общество свободных взрослых, имеющих доступ к оружию и участию в управлении делами общины, юноша должен испытать такой опыт, который убедит его, что боги, духи предков, безличные силы и проч., запрещающие одно и предписывающие другое, действительно существуют, действительно могучи и действительно накажут его за ослушание. От них не уйдёшь, даже если уйдёшь от всех. Даже твоя смерть не является для них препятствием. Чтобы вызвать такие переживания, могут использоваться разные способы: в качестве подготовки могут выступать пост, то есть пищевые и сексуальные ограничения, социальная изоляция, концентрация на священных предметах, затем могут последовать употребление психоактивных веществ или немедикаментозные средства модификации сознания, например изменение ритма дыхания. Разработанный до тончайших деталей ритуал делает человека действительно верующим.

В современных обществах подобные инициатические культы также могут работать, уже на воспроизводство религиозности высших классов. Теперь это пропуск в касту неподконтрольных. Хочешь иметь доступ к власти, хочешь быть неподконтрольным обществу - должен поверить в высший контроль. Именно на это, вероятно, и работают тайные общества, получившие распространение на Западе в 18-20 веках. Они являются фабриками по воспроизводству и поддержанию религии высших классов. Чтобы те не разложились и не разложили всё общество. И благодаря этому механизму, западные общества могут сохранять относительную свежесть и преданность религии, даже когда все прочие общества прогнили из-за всеразъедающего цинизма. Вопрос только в том, что это за религия.

конструктивная этология

Previous post Next post
Up