В межвоенный период подавляющее большинство стран, занимавшихся танкостроением, поставило перспективные разработки на паузу. Что, впрочем, не мешало заниматься экспериментами. Это касалось и спецмашин, которые действовали совместно с танками. Некоторые из них, например, командирские танки, появились еще в годы Первой мировой войны. Вместе с тем, к более-менее подходящей конфигурации подобные аппараты подошли уже к концу 20-х годов. Новый толчок к разработке спецмашин на танковой базе обозначился в первой половине 30-х годов. Не последнюю роль в этом сыграли французы, которые в начале 1931 года запустили широкую программу моторизации. Кое-что из их разработок так и осталось в виде опытных машин, но именно французы первыми создали полноценную машину артиллерийских наблюдателей. Речь идет о Renault YS 2, боевой машине на базе AMR 35, получившей стереоскопический дальномер и ряд других приборов наблюдения. Что-то похожее было и в Советском Союзе (танк-наблюдатель ТН), но и он остался опытным. Реализовали же в серии бронированную машину артиллерийских наблюдателей немцы.
Надо сказать, что поначалу бронированная машина артиллерийских наблюдателей, по мнению немецких военных, предполагалась полугусеничной. Ей стала Sd.Kfz.253, которая шла парой с подвозчиком боеприпасов Sd.Kfz.252. Создавались они специально для действий совместно со StuG, новыми штурмовыми самоходными артиллерийскими установками. Правда, без танков всё равно не обошлось. В 1940 году на роль машин артиллерийских наблюдателей пустили часть командирских танков Kleiner Panzerbefehlswagen. Вместе с тем, leichter Gepanzerter Beobachtungskraftwagen, или легкая бронированная машина наблюдателей, как именовалась Sd.Kfz.253, некоторое время была типовым средством поддержки StuG. Выпустили их внушительным тиражом в 285 штук. В дальнейшем начался выпуск очень похожих машин Sd.Kfz.250/5, которые использовались в той же роли.
До определенного момента специализированные танки для артиллерийских наблюдателей немцам были не нужны. Вполне хватало полугусеничных Sd.Kfz.253 и Sd.Kfz.250/5. Ситуация начала меняться после того, как было принято решение о формировании батарей самоходной артиллерии при танковых дивизиях. Для них понадобилась более защищенная машина, крайне желательно на танковом шасси. В результате на свет появилась боевая машина, чем-то напоминавшая командирские танки на базе Pz.Kpfw.III. Эти спецмашины получили обозначение Panzerbeobachtungswagen III, то есть машины артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.III.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/iz-osnovnogo-srednego-tanka-v-mashiny-artilleriiskih-nabliudatelei-62848ad92e90797effdd2db0 Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor KruppИстория создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развитияИстория создания Rheinmetall Leichttraktor SelbstfahrlafetteНемецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилосьСтатья по экспортному среднему танку m.K.A.История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.AИстория Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоеватьИстория Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танкаPz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.IIIИстория Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвескуИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвескеИстория Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляровИстория Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танкаСтатья по Pz.Kpfw.III Ausf.HИстория Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катковИстория немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer IIIЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-HPz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооруженийИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.H, самой массовой версии командирского танка на базе Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годовИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себяИстория Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60История Pz.Kpfw.III Ausf.L, фактически переименованной модификации Pz.Kpfw.III Ausf.JИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.K, последней и наиболее вооруженной командирской версии Pz.Kpfw.IIIЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годахИстория создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержкиИстория Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N