Пигмей, а не "Бантик"

Oct 27, 2020 10:01

23 сентября случился юбилей одного события, про которое многие и не знают. 80 лет исполнилось с того дня, когда American Bantam Car Company представила первый опытный образец своего полноприводного автомобиля, известного как Bantam Pliot. Данная машина стала первой в конкурсе, который в июле 1940 года запустила американская армия. Предложение о создании легкого автомобиля-разведчика грузоподъемностью 1/4 тонны американские военные разослали более чем сотне фирм, но отозвалось трое. Вторым производителем стал Willys-Overland, который к 11 ноября 1940 года изготовил опытный образец автомобиля Willys Quad. Наконец, 23 ноября 1940 года Ford представил два пилотных образца Ford Pygmy.
Bantam Pilot стал первым в мире джипом в его привычном понимании. Данная машина предполагалась как легкий артиллерийский тягач, машина-разведчик, а также легкий командирский автомобиль. Время сыграло на руку American Bantam Car Company: в ноябре 1940 года последовал заказ на 69 улучшенных автомобилей BRC 60 (Bantam Reconnaissance Car). А далее последовал заказ на еще 1430 машин Bantam BRC 40. Правда, конкуренты не дремали. Сначала Willys-Overland добился заказана выпуск 1500 Willys MA, а затем Ford выпустил 1500 Ford GP. Ну а дальше все знают продолжение: львиная доля ушла Willys-Overland и ее модели Willys MB, вторым подрядчиком стал Ford и его копия "Виллиса", Ford GPW, а American Bantam Car Company достался контракт на выпуск прицепов. Тоже жирный кусок, но поменьше. Справедливости ради, Willys MB получился лучше Bantam BRC 40, поскольку имел более мощный мотор и в принципе был способен на большее с точки зрения боевого применения.
Bantam BRC 40 стал первым зарубежным командирским автомобилем, который поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. А еще его связывают с разработкой отечественного автомобиля-разведчика - ГАЗ-64. Существует широко распространенная легенда о том, что история создания машины началась с демонстрации Виталию Андреевичу Грачеву, автору ГАЗ-64, фотографий "Бантама" из журнала Automotive Industries. На имеющейся фотографии "Бантам", согласно воспоминаниям Грачева, поднимался по ступеням Белого Дома. Оттуда же якобы были взяты данные о машине. Всё это было показано Грачеву наркомом среднего машиностроения В.А. Малышевым на встрече в январе 1941 года.

На самом деле ситуация была слегка иная. Действительно, встреча была, и Грачев Bantam видел. Но на реальность слегка отличалась от воспоминаний конструктора. Инициатором создания отечественной машины-разведчика был генерал Тягунов, начальник Автотракторного Управления Красной Армии. Он действительно видел журналы Automotive Industries, в ноябрьском номере за 1940 год было фото Bantam Pilot. Но совсем другого. А заинтересовал Тягунова совсем иной номер журнала. В номере от 15 декабря 1940 года появилась заметка, озаглавленная как "Форд строит грузовики "Пигмей" для армии США". В ней Bantam тоже упоминается, но не более того. Зато даются данные по Ford Pygmy, причем говорится о том, что Ford получил контракт на выпуск 1500 таких машин. Данных даётся больше, а главное, раскрывается смысл разработки. "Пигмеи" массой около тонны предполагалось использовать как аналог мотоцикла с коляской, то есть в качестве разведчика. Вот этими "Пигмеями" Тягунов и заинтересовался.


В своё время по ГАЗ-64 у меня была небольшая статья, причем по пилотной машине. Там данная тема поднималась, но лишь отчасти. В данном же случае сделан более подробный разбор, ну и поднята тема обозначения "Пигмей" в дальнейшем.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/vopreki-legende-o-bantame-5f9693231772f52b5065a437

ГАЗ-64, архивное

Previous post Next post
Up