Атеизм - это вера. Воинствующий атеизм - это религиозная вера.

Jul 05, 2015 18:49

Намедни воинствующий атеист remi-meisner посвятил целый пост "разоблачению" меня грешного, дискутируя с моим тезисом, обращенным к нему, о том, что "атеизм - это вера. Которая верит в то, что она верой не является. И Вы в этой вере - воинствующий проповедник". Реакция была такой: "Возмущённый комментатор нагородил об атеизме много всяких глупостей, среди которых сверкает словно бриллиант глупость "атеизм - это вера"".

И всё же, атеизм - это вера. В подтверждение своего тезиса приведу высказывание не попа, не архиепископа, а философа-гуманиста, одного из основателей социальной психологии как теоретической дисциплины. Эрих Фромм "Человек для самого себя", глава "Вера как черта характера":
"Иррациональная вера представляет собой фанатичную убежденность, коренящуюся в подчинении чьему-то личному или безличному авторитету. Рациональная же вера, напротив, представляет собой твердую убежденность, основанную на плодотворной интеллектуальной и эмоциональной деятельности. В рациональном мышлении, где, как считается, вере нет места, рациональная вера является важной составляющей. Как, например, ученый приходит к новому открытию? Разве он начинает ставить эксперимент за экспериментом, накапливать факт за фактом, не имея образа того, что он ожидает найти? Редко какое-нибудь важное открытие в какой-либо области делалось именно таким путем. Люди приходили к важным выводам не потому, что просто гнались за какой-то фантазией. Процесс творческого мышления в любой области приложения человеческих усилий часто начинается с того, что можно назвать "рациональным образом", который сам является результатом предшествующего глубокого изучения, рефлективного мышления и наблюдения. Когда ученому удается собрать достаточное количество данных, или выработать математическую формулу, или сделать и то, и другое, то, чтобы придать первоначальному образу высокую степень вероятности, он, так сказать, создает рабочую гипотезу. Тщательный анализ гипотезы на предмет ее применения и сбор подтверждающих ее данных ведут к уточнению гипотезы и, в конечном счете, возможно, к ее включению в широкоохватную теорию.
История науки полна примеров веры в разум и истину. Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона - всех их вдохновляла непоколебимая вера в разум. Ради нее Бруно сгорел на костре, а Спиноза подвергся экскоммуникации. На каждом шагу в продвижении от рационального образа концепции к формулированию теории необходима вера; вера в образ как рационально обоснованную цель, которой надо добиться, вера в гипотезу как правдоподобное и вероятное предположение, и вера в окончательную теорию, по крайней мере до тех пор, пока не достигнуто общее согласие относительно ее правильности. Такая вера коренится в собственном опыте человека, в доверии к собственной мыслительной силе, наблюдению и суждению. Если иррациональная вера признает нечто истинным, потому что так велит авторитет или большинство, то рациональная вера коренится в независимом убеждении, основанном на собственном плодотворном наблюдении и размышлении человека.
Мысль и суждение не единственная сфера опыта, где проявляет себя рациональная вера. В сфере человеческих отношений вера - необходимое условие всякой настоящей дружбы и любви. "Верить" в другого человека - значит быть уверенным в надежности и неизменности его основных установок, в сути его личности. Под этим я имею в виду не то, что человек не может изменять свои мнения, но что его основные мотивации остаются теми же; например, его уважение к человеческому достоинству является частью его Я и не подлежит изменению.
Так же мы верим и в самих себя. Мы осознаем наличие некоего Я, некоего стержня нашей личности, неизменного и постоянного на протяжении всей нашей жизни вопреки изменяющимся обстоятельствам, и несмотря на определенные изменения в наших мыслях и чувствах. Это та самая суть, которая составляет реальность, определяемую словом Я, и на которой основывается наша убежденность в собственной идентичности. Если у нас нет веры в постоянство нашего Я, наше чувство идентичности оказывается под угрозой и мы становимся зависимыми от других людей, чье одобрение тогда становится основой нашего чувства идентичности с самими собой. Только человек, верящий в себя, способен быть верным другим людям, потому что только он может быть уверен, что будет и в будущем таким, каков он сейчас, и, значит, будет чувствовать и действовать так, как и сейчас. Вера в самих себя является условием нашей способности что-то обещать, и поскольку, как указывал Ницше, человека можно определить по его способности обещать, постольку вера является одним из условий человеческого существования.
Другое значение веры в человека касается имеющейся у нас веры в возможности других людей, в наши собственные возможности и в возможности человечества. Наиболее элементарной формой этой веры является вера матери в свое новорожденное дитя: что оно будет жить, расти, ходить и говорить. Однако физическое развитие ребенка происходит с такой последовательностью, что, кажется, тут и не требуется веры. Другое дело - те способности ребенка, которые могут не получить развития: способность любить, быть счастливым, разумным и такие особые способности, как художественный талант. Это семена, которые прорастают и дают плоды, если для их развития созданы надлежащие условия, но они могут и зачахнуть, если такие условия отсутствуют. Одним из самых важных условий является вера в возможности ребенка людей, особенно значимых в его жизни. Наличие этой веры отличает воспитание от манипуляции. Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. ...
... Вера в силу не рациональна. Это подчинение силе или со стороны тех, кто располагает силой, - желание удержать ее. Хотя многим сила кажется самой реальной из всех вещей, история человечества доказала, что сила - это самое неустойчивое из всех человеческих завоеваний. Из-за того, что вера и сила взаимно исключают друг друга, все религии и политические системы, первоначально строившиеся на рациональной вере, подверглись распаду и, в конце концов, утратили свою мощь, когда стали опираться на силу и даже вступили в союз с ней. ...
... Религиозная вера может быть рациональной и иррациональной. ... Что истинно для религии, то истинно и для веры в ее светской форме, в частности, для веры в политические и социальные идеи. Идеи свободы и демократии вырождаются именно в иррациональную веру, когда основываются не на опыте плодотворности каждого индивида, а навязываются партиями или государством, заставляющими человека верить в эти идеи. Между мистической верой в Бога и рациональной верой атеистов в человечество меньше различия, чем между верой мистиков и верой кальвинистов, чья вера в Бога коренится в их убежденности в собственном бессилии и в страхе перед Божьей силой".

Обыкновенный, невоинствующий атеизм, хотя и является верой, но не является верой религиозной. Это мировоззрение сугубо светских людей, не нуждающихся в какой бы то ни было религии. Другое дело - воинствующий атеизм, обладающий не только фанатичной верой, "опирающейся на силу", но и "проповедническим" рвением в ее распространении, системой обрядов, организационной структурой и т.д. Т.е. это типичная религия, свято верующая в то, что она религией не является - и верующая в это только на том шатком основании, что предметом ее поклонения выступает не потустороннее существо, а посюсторонний мир. Для христиан нет никакой принципиальной разницы в том, кто именно искореняет веру в Христа и устраивает на христиан религиозные гонения - древнеримские язычники или советские воинствующие атеисты ... А если нынешние воинствующие безбожники начнут утверждать, что они - не чета древним идолопоклонникам, то пусть оные "атеисты" посмотрят на горячо почитаемую ими мумию в зиккурате (от которой Ильич пришел бы в ужас) ...

Также мой оппонент заявил: "Атеизм - это взгляд материалиста на идею бога и на религию". Данный тезис не верен ни фактически, ни логически. Фактически он опровергается потому, что история философии знает верующих материалистов: даже если не принимать в расчет меня грешного, то никак не отвертеться от факта существования Френсиса Бэкона, Михаила Ломоносова, молодого Иммануила Канта (в его "докритический период") и одного из виднейших советских философов-марксистов - Генриха Батищева. Кроме того, история философии знает и атеистов-идеалистов (Юм, Сартр и др.). Логическая же несообразность упомянутого тезиса состоит в том, что здесь отношение к философии (материализм) некорректно подменяется на отношение к религии (атеизм). С тем же "успехом" можно было провозгласить: "Вегетарианство - это взгляд любителя чая на идею поедания мяса и мясную кухню".

Наконец, на мой тезис о том, что воинствующий атеизм и клерикализм вместе раскалывают класс трудящихся, remi-meisner ответил: "Любая борьба за прогрессивные идеи так или иначе привносит в общество раскол, разделяет народ на сторонников "старого" и сторонников "нового"". Разумеется, это так. Но проблема состоит в том, что искусственное разделение трудящихся по признаку отношения к религии раскалывает класс трудящихся по неправильному основанию, что блестяще, образцово-показательно было продемонстрировано историей СССР. Ведь в Советском Союзе честный и достойный верующий гражданин почти не мог сделать хорошую карьеру, в то время как атеист-проходимец имел реальные шансы пролезть на самый верх ... Вот мы и получили Горбачева, Ельцина, Ходорковского и т.д. и т.п. - весь перечень продуктов комсомольско-атеистического воспитания ...

подрывная философия, антиклерикализм

Previous post Next post
Up