Аввакум и Ленин - начало и конец антифеодальной борьбы

Oct 05, 2019 02:15

В следующем году грядет 400-летний юбилей священномученика и исповедника протопопа Аввакума, но что-то подготовка к этому юбилею идет вяло. А всё потому, что у данной годовщины нет идейной парадигмы. Ну так последняя есть у меня.
Аввакума в России, как правило, не понимают. Считают его мракобесом, ретроградом, чудаком. Или, напротив, светочем средневекового традиционализма. И то, и другое - чушь. Аввакум не принадлежит к средневековью. Он всецело - человек Нового времени, пионер русского Модерна. Аввакум всю жизнь боролся с загнивавшими средневековыми порядками и нравами - средневековье его и убило.
Ввести традицию печати проповедей для широкой публики, стать литературным новатором, последовательно отстаивать принцип личного мировоззрения в противовес коллективному, настаивать на принципе личной ответственности в этике - разве это поведение средневекового человека? Пока на Западе носились как с писаной торбой с феодальным принципом "чья власть - того и вера", Аввакум решительно боролся против этого принципа. А что до верности "единому азу" (одной-единственной букве "а" в Символе веры), то такая верность является не упрямством, а интеллектуальной щепетильностью. Забавно, что некоторые ученые, щепетильные в своей профессиональной деятельности, объясняют аналогичную черту Аввакума упрямством и ретроградством! Да они его просто не читали. А если и читали, то не поняли. Скромно отказывающий себе в звании "ритора и философа", Аввакум оказывается тонким знатоком философской патристики и неожиданно актуальным борцом с Левиафаном во времена Гоббса!
Не будем забывать и о том, что протопоп Аввакум является основателем старообрядчества как широкого антифеодального движения, которое было не только идейной, но и социально-экономической бомбой, заложенной под феодализм. В советских монографиях о старообрядческой идейной борьбе она так и проходила под именем "антифеодального протеста".
Более того, в следующем году Россия отмечает два родственных юбилея - не только 400-летие Аввакума, но и 150-летие Ленина. Первый нанес по русскому феодализму как системе первый удар, а второй - последний удар. Русская антифеодальная борьба имеет совершенно четкие рамки - от Аввакума до Ленина. Сегодняшние реакционеры-охранители любят причитать вслед за Солженицыным о том, что без 17-го века не было бы 17-го года, обвиняя тем самым патриарха Никона в победе революции. Да, скажем мы, без 17-века не было бы 17-го года, ведь без Аввакума не было бы Ленина. И мы этим гордимся! Аввакум научил простого русского человека брать ответственность за свою жизнь на самого себя. Вот простой русский человек и взял ответственность на себя в 1917-м.
Таким образом, вся прогрессивная общественность в России должна дружно и взаимосвязанно отпраздновать оба юбилея - и ленинский, и аввакумовский. Ничего невозможного в этом нет - например, одни и те же мои посты лайкают и ведущие русские старообрядческие интеллектуалы, и ведущие русские марксисты.
P.S. Воинствующая атеистка - "марксистский" религиовед Тажуризина хаяла Аввакума как якобы реакционера, а потом воспитала главного фаната феодального патриарха Никона в российской науке Вильяма Шмидта. Позор таким псевдомарксисткам! Будем праздновать без них!

подрывная философия, память, РПсЦ

Previous post Next post
Up