По морю моей памяти - 7часть

Jul 17, 2012 11:00

Мои университеты

Одна из моих симпатий, жила в Дидубе и училась в университете на факультете кибернетики. Ну, а раз мне нравились и девочка и электроника (был заядлым радиолюбителем), то, любой человек, умеющий логически мыслить, мог понять, что я поступал ... конечно, в ТГУ на кибернетику. Факультет кибернетики существовал тогда второй год и если за год до этого, о нем никто не знал, и поступить было легко, то когда поступал я, было что-то несусветное. Нет народу не было как на исторический - 26 чел. на одно место, вообще заявлений было подано всего 22 на 10 мест. Но какой контингент был поступающих, мечта любого декана. 11 медалистов Боже, где их набрали, даже Королевых среди них было два! Три человека по лимиту (от предприятий), Двое после армии (то же вне конкурса) и семь не непризнанных гениев! Экзаменов, я не боялся, ни тогда, ни после, сколько их потом было - жуть. Экзамены тех времен, это совершенно невообразимое для сегодняшних студентов. Сдавали три профилирующих - математика письменно и устно, физика устно и один, непрофилирующий - русский письменно. Опасения вызывал лишь один - письменная математика, почему не знаю, но боялся… четверки. И вот он первый экзамен, четыре уравнения и одна задача.


В школе, у меня была математик Евгения Васильевна Бакрадзе, это был математик от Бога, даже через 20 лет, я сыну решал задачи из Сканави! Её уроки, были просто логические симфонии талантливого и педагога и математика. У нас математику преподавали две Евгении Васильевны, одна «Евгеша», а вторая, только - Евгения Васильевна, тихо и ласково - Евгения Васильевна! Симпатичная, мягкая женщина, никогда не повышавшая голоса, единственный педагог, уроки которой, не то что сорвать, такой мысли не могло даже возникнуть - пропустить никто не хотел. Математику ждали, как некоторые ждут физкультуру, что бы отдохнуть от учебной нудятины. Математику ждали даже двоечники, так как  это был единственный предмет, где оценивались не знания, а... полет мысли, живость ума, умение мыслить логически и нестандартно.  Много позже, когда мой сын учился в школе и когда я пытался ему объяснить элементарные математические понятия, то получал ответ, а мы это учим не так. Я до сих пор не могу понять, как можно учить "не так" математику. Тогда, я не задавался вопросом, как эта, с виду, обыкновенная, женская женщина, смогла увлечь, наш хулиганский класс, отнюдь не самым простым и явно не самым любимым предметом в школах всего мира. Её авторитет, а он был просто непререкаемым, держался не на каких то её личностно-волевых качествах, а на чем-то необъяснимом, наверное, называемом даром Божьим, помноженном на долг, любовь к детям и предмету. Это не пафос, это и есть долг человека взявшегося, а точнее - рожденного - УЧИТЬ! Если в школе были бы все такие педагоги, то учеба доставляла бы не просто радость - наслажденье, давалась бы легко и уровень знаний выпускников, был бы высочайший! Никогда позже, я не слышал о подобной методике ведения уроков математики как у Бакрадзе.
Евгения Васильевна преподавала у нас всего два года, 8 и 9 классы, но этого хватило, что бы в математику  влюбились все, а поздравительные "Евгении" (в классе её, за глаза, называли только по имени, в знак уважения и любви), писались числовыми ребусами, а потом разбирались, чьи оригинальнее. На уроках она нас учила умению логически мыслить, самостоятельно искать алгоритм решения, задавая на дом…составление шарад, которые списать друг у друга нельзя, поощряя оригинальность решения примера или задачи, скорость. Она научила нас решать системы уравнений графически и обходиться при этом, без писанины в тетради, просто решали в уме пересекая в пространстве воображаемые графики уравнений, определяя в каких квадрантах будут корни уравнений. Как ни странно, тут точность была не важна, так как Евгения всегда говорила - дальше, это арифметика, её вы должны были знать в пятом классе. Многие это самый "пятый", а заодно шестой и седьмой классы, проходили параллельно за месяц, что бы не ударить лицом в грязь. На уроке, все мыследвижения фиксировались и оценивались. Можно было за урок получить две, три пятерки (за оригинальность, скорость и логику). Наверное, о ней мог бы написать книгу, она этого достойна!
В 10 классе у нас уже была другая математичка и… уже другая, к сожалению, математика.
Продолжим об экзаменах, так как о школе я уже писал .
Так вот, примеры - системы уравнений, я решил и алгебраически и графически, получилось и красиво и самое главное, каждое решение подтверждало правильность предыдущего. С задачей получилась незадача, решал, но довешать не успел, лимит времени вышел. Думал, все, завалил, но каково же было удивление, когда работу оценили на 5!?
Потом видел я эту работу и её оценку, было написано:
- Оригинальное решение уравнений достойно поощрения, Ход решения задачи верен, осталась арифметика, однозначно отл. и подпись.
Из медалистов, пятерки получили 8 человек, следовательно, осталось - 2 места, Второй экзамен, устная математика, помню плохо, так как проблем не было, получил пятерку. Перед последним экзаменом, на 2 оставшихся места было 3 лимитчика (им достаточно было просто не срезаться), 2-а армейца и ещё трое обыкновенных смертных, без привилегий, которые имели по две пятерки! Вот и думайте, что было на третьем экзамене - на устной физике. Я потом понял, почему физика была устной, так как по устному экзамену протест не принимался, и это я узнал на своей шкуре. Устная физика, превратилась в заплыв в "соляной кислоте", где резали и направо и налево, всех без разбора, так как если только лимитчики получат тройки, то все равно был бы перебор и это знали и понимали - все. Этот Экзамен, я запомнил на всю жизнь, так как после всех моих ответов экзаменатор мне сказал ответ отличный, но сегодня это значения не имеет, и поставив четверку, сказал: Проиграли все! После трех экзаменов15 баллов было у одного человека, знаю чей он был родственник, но писать не буду, так как, это был толковый парень и его не тянули за уши, а просто чуть-чуть притопили других, и этого было достаточно. По 14 баллов у двоих, у меня и у одного армейца (лимитчиков срезали всех, это были единственные три двойки, и может быть то же не заслуженные, но с 9 баллами поступить, а с 14 нет, это был бы уже перебор!). Я подал протест на физику (на устный экзамен и опротестовывал.... четверку). Протест приняли, не обратив внимание, какую оценку я опротестовывал, а что экзамен устный, такое вообще им и в голову не пришло - протесты были от абитуриентов всех факультетов.
Когда узнали что опротестовал 4 и еще устную, по сожалели, а декан кибернетического факультета, он тоже был в комиссии, к сожалению, я запамятовал его фамилию, он был настоящий декан, который бился за хорошего абитуриента и я его всегда вспоминаю с теплотой, попросил принести мои документы и увидев, что я был член сборной Грузии по подводному плаванию, написал просьбу Ректору университета - академику Векуа, о приеме на факультет кибернетики, члена сборной Грузии, получившего на вступительных экзаменах одну четверку и не прошедшего по общему конкурсу. Академик на просьбе оставил свою запись, которая гласила:
- Не мудрено, что всего одну четверку, так как спортсмены работают ногами, а в институте важна работа головы - и резюме - ОТКАЗАТЬ, воистину - "казнить нельзя помиловать"!.
На следующий день он уехал на симпозиум математиков.
Наверное, Богу было неугодно, что бы я поступил в ТГУ, но зато, он все сделал, для того, что бы я на следующий год поступил в ГПИ (политех)

Продолжение следует

PayPal - https://paypal.com/paypalme/LianaTabidze
Донатом - https://donationalerts.com/r/yura_yakunin

Подписаться на уведомления

рассказы, По морю памяти

Previous post Next post
Up