29 августа 2015
Прошлую серию мы закончили на входе в медресе
Мохамед-Рахим-Хана. В этой посмотрим медресе, сходим в два зала
дворца Таш-Хаули, выйдем из Ичан-Калы через восточные ворота и
посмотрим памятники к востоку от неё.
Зал Арз-Хаули (Зал закона), дворец Арз-Хаули.
Как я уже писал, в Хиве формально пара десятков музеев, в
основном размещённых в зданиях бывших медресе. С одной стороны,
здания таким образом находятся при деле, не пустуют и не
разрушаются. С другой - это дало возможность создать
совершенно экзотические музеи, как, например, зороастризма или
узбекских музыкальных инструментов. Почти все их можно посетить
по билету, который мы перед этим купили в западных воротах.
Музей в медресе Мохамед-Рахим-Хана - большой и самый что
ни на есть мэйнстримный, там выставлено декоративно-прикладное
искусство, основной жанр искуства в Узбекистане. Огромное
здание, одно из самых больших в Хиве, построил в 1871 году
Мохамед Рахим Хан, о котором я уже напоминал - самый
значительный хивинский хан. Портал, в отличие от большинства
других хивинских медресе, отделан голубыми изразцами.
Портал медресе Мохамед-Рахим-Хана.
Внутри большое и качественное собрание, охватывающее все
известные мне виды искусства - резьба по дереву,
текстиль, керамика, оружие, ювелирные изделия и уже не помню
что ещё. Внутренний двор медресе почему-то закрыт для
посещения, и всё собрание размещено в бывших кельях. Мимо двери
1353 года я пройти просто так не мог.
Дверь 1353 года в медресе
Мохамед-Рахим-Хана.
Посмотрев музей, мы вышли всё на ту же площадь, где я поймал
неплохой ракурс минарета Тура Мурад.
Минарет Тура Мурад.
Дальше мы пошли на восток вдоль стены медресе и в конце концов
упёрлись в серию зданий, выходящих на улицу, которую мой
путеводитель называет Тошполатов. Вот типичный вид на восток
(поперёк улицы). За колесом видна зубчатая ограда западной
стены дворца Хаш-Таули. Туда мы ещё придём.
Западные ворота дворца Хаш-Таули.
А вот вид с той же точки на юг, на минарет и купол мечети
Джами. Туда мы пошли уже на сладующий день.
Минарет мечети Джами.
На север - медресе Мохамед-Амин-Инак (1785), одно из
старейших в городе. Как я понимаю, там внутри должен быть ЗАГС,
после регистрации новобрачные обходят чуть не весь старый
город, причём, чтобы не пересеваться, по одному маршруту в одну
и ту же сторону. Когда мы там были, медресе было
закрыто.
Медресе Мохамед-Амин-Инак.
Севернее медресе, рядом со стеной дворца Хаш-Таули, небольшая
мечеть, которая в моём путеводителе не подписана. Табличка на
ней сообщает, что это Уч Авлиё, 1680 года (вероятно,
восстановлена, но точно не знаю). Как и почти в Хиве, молельный
зал выходит непосредственно на улицу.
Мечеть Уч Авлиё.
Ну, и рядом - западные ворота огромного дворца Хаш-Таули.
Они постоянно закрыты, мы нашли вход во дворец с южной стороны
(а на следующий день оказалось, что у дворца два входа, ещё
есть восточный специально для осмотра жилых
помещений).
Западные ворота дворца Хаш-Таули.
Во дворце размещена небольшая краеведческая экспозиция, в
основном состоящая из предметов, которые по размеру не
помещаются в другие музеи, например, ханская карета или
артиллерийские орудия. На неё любопытно посмотреть, но дворец в
первую очередь интересен тремя внутренними дворами, два из
которых доступны из южного входа. Средний, Ишрат-Хаули, служил
для приёмов хана, западный, Арз-Хаули (Зал закона) - для
свершения правосудия. Приговорённых тут же и выводили на казнь,
идея наказания после суда, как я понимаю, для Центральной Азии
тогда ещё была слишком новаторской. Оба зала полностью отделаны
синими изразцами. В Ишрат-Хаули стоит высокий круглий помост, в
Арз-Хаули - два низких, они как-то связаны с фунциями
этих залов. Вокруг них дворец представляет лабиринт, в котором
даже мне ориентироваться было непросто, тем более что многие
двери намеренно сделаны низкими, чтобы люди кланялись, входя в
помещение. Утверждается, что хан, Аллах Кули Хан, в 1830 году
потребовал, чтобы дворец с 163 комнатами и тремя внутренними
дворами построили за три года. Придворный архитектор сказал,
что это невозможно, за что его посадили на кол, а его преемник
разумно возражать не стал, и дворец строили восемь лет.
Получилось что-то совершенно фантастическое, хотя, снимать,
конечно, тяжело, да и внутренние дворы нуждаются в
реставрации.
Ишрат-Хаули.
Арз-Хаули.
Когда мы вышли из дворца, увидели группу людей в каких-то
архаичных костюмах. Очевидно, готовилась съёмка какого-то
фильма (были люди с камерами), и это, по всей видимости, была
массовка.
Массовка для неизвестного фильма.
Ещё восточнее стоит большой комплекс построенных в разное время
зданий, который мы подробнее осмотрели на следующий день, а
сейчас только не торопясь прошли к Восточным воротам -
Палван-Дарвоза. Вот Белая Мечеть - Ак-Мечеть,
1838-1842. Мечеть замечательная, и в результате всех
перестроек крепости стоит чрезвычайно удачно, так что её
полностью видно от входной площадки соседнего
медресе.
Ак-Мечеть.
От той же площадки на восток - медресе Аллах-Кули-Хан
(1834). Портал украшен замечательными голубыми изразцами. Часть
используется под ресторан, но, по-видимому, не всё.
Медресе Аллах-Кули-Хан.
Ну и, наконец, мы через восточные ворота вышли из Ичан-Калы.
Вот так они выглядят изнутри.
Палван-Дарвоза изнутри.
А вот так - снаружи (в неудачном свете).
Палван-Дарвоза снаружи.
Непосредственно с востока к Ичан-Кале примыкает огромный рынок.
Сначала мы думали, не купить ли нам там еды, но он уже
закрывался, да и до заката было недолго, и мы решили не тратить
время. Рядом некоторое количество памятников, некоторые мы
смогли идентифицировать, а некоторые нет. Прямо около ворот
- мечеть Саида Нияза Шеликора (1842).
Мечеть Саида Нияза Шеликора.
Чуть дальше - мечеть и медресе Палван-Кари (1905), с
большим цилиндрическим минаретом.
Мечеть и медресе Палван-Кари.
Сразу за Палван-Кари справа - последний в этой серии
комплекс Абдаль-Бобо. Там находится могила хорезмшаха Ациза из
Гурганджа, жившего в 12 веке. Комплекс спрятан в саду, и
снаружи видны мечеть и минарет, слева на фотографии виднеется
мавзолей.
Видимо, восточный вход в Абдаль-Бобо.
Комплекс Абдаль-Бобо.
Наконец, прямо у рынка - медресе Хусан-Мохамед
(1901).
Медресе Хусан-Мохамед.
Дальше мы обошли рынок и отправились в сторону гостиницы. На
улице Оллоберганова, идущей от рынка к северо-восточному углу
Ичан-калы, стоят ещё два медресе, оба наглухо закрытые. Прямо
на улице - медресе Торт-Шалбаз (1885), при котором
когда-то был постоялый двор для дервишей.
Медресе Торт-Шалбаз.
Ещё одно - на пустыре между улицей и стеной Ичан-Калы.
Возможно, это медресе Наспуруш, но мы к нему не подошли, точно
я не знаю.
Возможно, медресе Наспуруш.
С улицы Оллоберганова мы свернули направо на Феруза, причём на
углу купили воды в магазине, и в нагрузку побеседовали с
продавцом и его приятелями, совсем молодыми ребятами. Один
сказал, что любит путешествовать, один раз был в Турции, но,
вообще, на путешествия нет денег. Феруза упирается в Эмира
Тимура, на которой стоит комплекс мавзолеев Саид-Магрумджан
(1884), где похоронены несколько ханов, в том числе и Мохамед
Рахим II. По традиции, людей, умерших за пределами крепости,
нельзя было больше вносить в крепость, и потому для этих ханов
пришлось строить комплекс вне стены.
Комплекс Саид-Магрумджан.
Оттуда совсем уже близко до нашей гостиницы. Мы ещё прогулялись
чуть на север за соком. Там стоит здание больницы, построенной
уже русскими, но ещё в Хивинском ханстве. Отличный образец
стиля, до сих пор жалею, что не сфотографировал. Потом мы
вернулись в гостиницу, а на следующий день у нас оставалась вся
южная часть Ичан-Калы.