Тара

Dec 21, 2011 22:02


25 июня 2011

Решение поехать в Тару, если подумать, было полнейшей авантюрой. Первый автобус из Омска (на Усть-Ишим) уходил в пол-восьмого и по расписанию шёл шесть часов. Обратно я рассчитывал уехать либо на 16:45, либо на 17:10. Скорее всего, с автовокзала в Омске по прибытии мне пришлось бы брать такси. Ночевать в Таре я не мог, так как следующим утром у меня был самолёт в Москву. О Таре я знал только то, что это один из старейших сибирских городов (основан в 1594 году, то есть через тринадцать лет после похода Ермака), и что там находится собор. Ну и плюс, как и для других городов, я переписал от руки список архитектурных памятников - и, надо сказать, не так уж много он занял места. Что оба музея в городе закрыты в выходные, я знал заранее. В общем, получалось, что мне придётся провести двенадцать часов в автобусе только для того, чтобы за три часа посмотреть в Таре собор, с неясными при этом перспективами вообще оттуда уехать (а вдруг билетов не будет) и опоздать на самолёт. Между тем, всё закончилось вполне благополучно.




Спасская церковь



Из гостиницы до автовокзала я доехал на заранее заказанном такси, причём гораздо быстрее, чем рассчитывал, так что пришлось ещё полчаса ждать автобуса. Там я сначала долго поговорил с соседом, мужиком чуть младше меня, ехавшим домой в Тевриз из Ташкента, куда он летал к маме. Чтобы добраться из Ташкента до Тевриза, ему сначала пришлось долететь на самолёте до Тюмени, потом доехать на поезде до Омска, каким-то образом попасть на автовокзал к семи утра, а потом ещё ехать восемь часов в автобусе. Сам он был из Ташкента, но в какой-то момент, когда там стало плохо с работой, переехал в Омск, а потом перебрался к сестре в Тевриз - как он рассказывал, село вымирает, и легко купить большой дом задёшево. Жил он в этом Тевризе уже несколько лет, работы там у него, как я понял, не было (кроме своего подсобного хозяйства), но он собирался устроиться в Сургутнефтегаз работать вахтовым методом на скважинах, что, как он объяснил, на севере Омской области дело совершенно обыкновенное. В какой-то момент мы наговорились, потом я стал засыпать, и периодически сваливался на соседку, девушку вдвое моложе меня, что, наверное, производило на неё сильное впечатление. За шесть часов мы доехали до Тары, я попрощался с соседом, взял билет на газель, уходящую через три часа в Омск (проблем с билетами не было, а очередь в кассу, в которую я поначалу встал, ждала билетов на проходящий автобус в Омск, и газелью почему-то совершенно не интересовалась), и ушел в город.

Как и в Мариинске за два дня до того, у меня была карта из Open Street Map и список памятников культурного наследия, большая часть которых в результате нашлись на местности. Я решил, что сначала обойду город, а к собору пойду уже в последнюю очередь, как получится по времени. Тара стоит на высоком левом берегу Иртыша, причём сам Иртыш я там не видел - долина широкая, река далеко от исторического центра города, а идти специально искать реку у меня не было времени. Но рельеф там хорошо выражен: плато, на котором стоят практически все каменные здания города (несколько десятков, все остальные одноэтажные деревянные дома), потом резкий спуск вниз, на восток, и там уже совершенная деревенская застройка, которая, надо полагать, выходит к Иртышу. Шоссе из Омска в пределах города называется улицей Ленина (а севернее переходит в Советскую), и именно по ней я и отправился. Найти дом 139, которым владел некий купец Шанский (вряд ли чистокровный русский) оказалось довольно просто. Как часто тут бывает, кирпичный первый этаж, деревянный второй.




Дом Шанского, улица Ленина, 139

Дальше я вышел на Советскую, которая с улицей Ленина образует острый угол.







Дом купца Пяткова, он же дом Нерпина. Советская улица, 30

А дальше, как раз на пересечении Ленина и Советской, я увидел такое здание:




Северный драматический театр имени М. А. Ульянова. Советская улица, 25

Это, напоминаю, город областного подчинения (примерно тот же статус, что и райцентр) с населением 26 тысяч человек. В не самой богатой области. Видимо, нефтегаза хватает на всё.

Дальше я развернулся и пошёл по Советской в обратную сторону - к центру. Дома 23а в моём списке не было, зато на нём висит табличка о том, что это памятник архитектуры 19 века.




Улица Ленина, 23а.

Дальше - деревянный дом купчихи Пятковой.







Дом купчихи Пятковой, Советская улица, 21




Здание почтово-телеграфной конторы, Советская улица, 28




Дом Носкова, Советская улица, 24




Особняк купца Хомякова, Советская улица, 18. В этом здании расположена картинная галерея, закрытая по субботам.




Особняк Корикова-Михайлова, Советская улица, 14

Последние четыре здания стоят на высоком берегу плато, обрывающемся в долину Иртыша. Непосредственно за ними застройка по Советской заканчивается и начинается какая-то растительность, так что я решил спуститься вниз и погулять там. Вот как это выглядит.




Нижний город

Хорошо видна новая кирпичная мечеть. На горизонте должен бы быть Иртыш, вероятно, его не видно за кустами.

Параллельно Советской внизу идёт Нерпинская улица, по которой я и пошёл дальше на запад. Вот характерный образец застройки (в списке памятников архитектуры не числится).




Нерпинская улица, 23

Где-то чуть дальше меня снова, как и в Томске, спросили (по-русски), не из Германии ли я, и, когда я ответил, что не из Германии, интерес потеряли. Видимо, в Западной Сибири любой человек с цифровой зеркалкой просто обязан быть немцем.

Дальше Нерпинская круто поворачивает и взбирается на плато, к площади Ленина. Ещё на Нерпинской, но уже наверху, стоит памятник основанию Тары, произошедшему, напоминаю, в 1594 году.







Памятник основанию Тары

Хотя главная моя цель находилась на улице Карбышева, я решил сделать ещё один полукруг и пошёл снова по Советской (точнее, в этом месте по площади Ленина) на восток. Это самый центр города, в котором сохранился, ну не то, чтобы ансамбль, но неплохой набор зданий 19 века (между которыми всё равно смогли вставить что-то малоподходящее). Все эти здания стоят на западной стороне площади (ближе к собору), на восточной находятся здания городской администрации советских времён, из бетона и силикатного кирпича.







Торговый дом (особняк) Балыкова, площадь Ленина, 13. На верхней фотографии торец, выходящий на улицу 40 лет ВЛКСМ.




Вероятно, особняк купца Машинского, площадь Ленина, 9, хотя голову на отсечение не дам.




Доходный дом Орлова, площадь Ленина, 8. Здание музея, по субботам закрыто.







Доходный дом купца Рамма, площадь Ленина, 5, ныне Тарская районная типография.




Это здание мне не удалось идентифицировать, угол Советской и Дзержинского.

Ещё чуть дальше самое интересное начинается на восточной, иртышской стороне. Там восстановлены три башни Тарского острога. Не знаю, какова степень достоверности, но выглядят неплохо.




Восстановленные башни Тарского острога.

Рядом современная часовня сугубо нетривиальной формы. Собственно, в Омске мне тоже понравилась часовня, может, у них в области архитекторы хорошие, не знаю.




Часовня около острога

Ещё дальше Советская ушла в какую-то деревенскую застройку, а мне надо было завершать свой полукруг, и я свернул направо, на улицу Избышева. Там стоит ещё советское здание универмага, и дальше на многие километры каменной застройки нет.




Дом Канаревского, угол Избышева и Спасской. Спасская, 33.




Дом на улице Избышева, адрес не нашёл.




Улица Избышева, 16.

Ну и, наконец, мне оставалось дойти по Спасской улице до того, ради чего я в Тару и приехал. Здания, которое я во время своей двухчасовой прогулки видел, наверное, с нескольких десятков разных ракурсов. Самого старого каменного здания Омской области, и одного из старейших зданий Сибири. Шедевра сибирского барокко, без всяких скидок и преувеличений. До Спасского кафедрального собора.










Спасский кафедральный собор.

Я уже писал, что в каждом уважающем себя сибирском городе должна быть такая церковь. Огромная, 18 века, в стиле барокко, похожая на корабль. Без неё это не исторический город, а новодел типа Новосибирска. Или город, собственными руками разрушивший свою историю, как Омск. Тара потеряла почти всё. В ней осталось три десятка памятников архитектуры, да и те 19 века. Для города с четырёхсотлетней историей это ничто. Но она сохранила самое главное.

Я успел ещё посмотреть три дома на улице Карбышева напротив собора (четвёртый, номер 14, снесён, несмотря на статус памятника архитектуры), дойти до автостанции и в ожидании Газели съесть порцию лагмана в соседнем кафе, которое позиционировало себя как узбекское. Лагман я не ел перед этим двадцать два года.




Улица Карбышева, по-видимому, 10 (справа 8).




Улица Карбышева, 20

Хоть я и не люблю Газели, на этот раз жаловаться мне было грех. Водитель ехал хорошо, соблюдая правила, и довёз нас до автовокзала в Омске за три с небольшим часа. В самой Газели висело объявление, которое я уже как-то цитировал: "Стёкла руками не трогать, языком не лизать".

Я ещё успел доехать от автовокзала в центр на другой Газели, снять бонус-кадр на закате на мосту через Омь, и поужинать в кафе Берлин, где я обнаружил, что ничего не могу сделать с бесплатным интернетом - компьютера нет, а телефон не может ничего загрузить. Следующим утром у меня был самолёт.




Омск, закат

Жалею ли я, что потратил день безумным образом, проведя в дороге 11 часов и имея только три часа на то, чтобы посмотреть три десятка культурных памятников, из которых я к тому же половину не нашёл (например, несколько домов на улице Свердлова - я так и не знаю, где эта улица). Нет, совершенно не жалею. Если этот город смог сохранить своё прошлое, значит, у него есть будущее. Даже если он находится в Богом забытом месте в шести часах езды от областного центра, по совместительству, соседнего города.


russia 2011

Previous post Next post
Up