О комментариях: Culturologia personalis

May 10, 2011 03:13

Только что думала о том, что существую в жанре подстрочного комментария к культуре (и нахожу его - как масштаб задач - для себя не то что достаточным, а аж избыточным) - и заодно о том, что у этого жанра есть собственные, ничем не заменимые возможности - и приглядывалась к необходимости написать об этом связную рефлексию, а тут и повод представился ( Read more... )

работа и я, оправдания, человек и текст, culturologia personalis, мысли в ответ, персональные координаты, смысловые заготовки, жанры существования

Leave a comment

Comments 16

paslen May 9 2011, 23:46:14 UTC
Главное чтобы комментарий (весьма достойный жанр) тоже мог порождать свои собственные "мысли". И еще интересно стало - с чем связана наша повышенная метарефлексия? Ведь мы только и делаем, что объясняем (прежде всего, себе) чем занимаемся? Боимся не найти понимающего взгляда?

Reply

yettergjart May 9 2011, 23:51:42 UTC
Первое, что пришло в голову (насчёт с чем связана) - с преодолением хаоса, со стремлением повысить в противовес ему степень собственной внутренней структурности.

Reply

paslen May 10 2011, 00:04:21 UTC
но ведь структурность уже есть внутри
зачем ее проявлять наружу

Reply

yettergjart May 10 2011, 00:43:51 UTC
Видимо, усилия по её созданию возникают как раз тогда, когда внутри её недостаёт, - а внешняя артикуляция - хорошее средство к её повышению. (По крайней мере у меня мотивы явно какие-то такие в первую очередь. И уж внутри-то в моём случае её недостаёт иной раз очень сильно. Затем и всякие виды письма.)

Reply


eyer May 10 2011, 02:54:37 UTC
Это вы очень хорошо изложили. Если дистиллировать весь процесс, что что еще и остается, как не поиск новых смыслов? Но что это - новый смысл, как не новый ракурс? Недоразумения возникают, когда поиск есть, а смыслов нет. (Или они не доходят до читателя / зрителя).

Заимстования, такая же интересная тема. Ведь вроде доступная всем мысль, что новых исходных компонентов создать нельзя (если вы не Создатель). Все что есть - так или иначе ре-организация уже существующего. Что, художник новый цвет откроет? Все уже вычислено математически в палитре PANTONE. Но наивность человеческая не знает пределов. Человеку важнее иллюзии. Все же истина - депрессивна.

Reply

yettergjart May 10 2011, 11:33:28 UTC
Спасает нас от её депрессивности то, что в чистом и окончательном виде она нам (почти?) не даётся :-)

Reply


empin May 10 2011, 06:46:32 UTC
Думаю, во многом Вы правы.. )

Единственное, на что хочу обратить Ваше внимание.. Вы пишете:
"= художественные тексты и сами отнюдь не первичны, но тоже комментарии к большому количеству уже состоявшихся текстов;"
На мой взгляд, это можно расширить до известного выражения - "человек есть мера всех вещей". Ведь многие авторы, у которых мы можем найти знакомые по другим ноты - этих других никогда и не читывали.. )

Хотя, допускаю, что Ваше понятие "состоявшиеся тексты" не следует понимать буквально.. )

Reply

yettergjart May 10 2011, 11:31:34 UTC
Не только ноты - но и их характерные комбинации, мелодические ходы (я плохой поставщик аналогий из области музыки, но примерно так: ноты - и слова, и смыслы - срастаются в блоки, и элементами алфавита, из которого строятся художественные (например - но не только) высказывания, оказываются и эти блоки тоже.

Reply

empin May 10 2011, 11:49:12 UTC
Тогда хорошо, что у людей короткая память, и её хватает лишь на несколько поколений.. )
Иначе как можно было после Пушкина любить, например, Есенина? Он же лишь повторял сказанное великим.. Может, чуть переставляя местами блоки.. )

Reply

yettergjart May 10 2011, 12:11:50 UTC
Ну Вы же сами знаете, что нет :-) Он совсем иначе сращивал буквы широко (да и более узко) понятого "алфавита". = А что до (чистого) повторения, то оно, подозреваю, вообще невозможно: duo cum faciunt idem, non est, как известно, idem - а уж когда более двух, так и подавно.

Reply


vk_kotelevskaja May 10 2011, 07:59:14 UTC
Всё верно, так и есть. И главное: комментарий есть связное словесное понимание. Но для понимания - недопонимания, непонимания, многопонимания - ведь и создаются смыслы.

Reply

yettergjart May 10 2011, 11:32:32 UTC
О, непонимание ОЧЕНЬ нужно и очень важно, - как раз об этом думаю :-)

Reply


bigstonedragon May 10 2011, 13:54:37 UTC
= культура как таковая вообще строится как система комментариев одних текстов (не обязательно словесных) к другим (и на каждой ветке комментариев происходит свой прирост смыслов, а иначе он никак, кажется, и не происходит);
На эту же, мне кажется, тему -- запали в душу две строчки из стихотворения, оставленного у меня в комментариях одним из френдов:
...И по мере того, как от песни рождается песня,
Неинтересный мир становится интересней!

Reply


Leave a comment

Up