Кстати, а что сказал библиофаг

Dec 03, 2019 22:58

вчера на презентации книги Елизаветы Трофимовой "Улица Сердобольская"? - А примерно вот что:

Я считаю Елизавету Трофимову одним из самых интересных поэтов её поколения - нынешних двадцатилетних, - с большим потенциалом роста и большим будущим, с огромной поэтической энергией, которая ощущается прямо физически. Этот человек способен ворочать большие пласты.

Она ещё в самом своём начале, но у неё уже собственный, дерзкий, упрямый, узнаваемый голос. Перед нами тот редкостно счастливый случай, когда большая начитанность, культурная насыщенность (а в случае Трофимовой она на зависть большая) и даже переполненность культурными реминисценциями, цитатами разной степени скрытости (доходящая до переусложнённости - но для полной сил молодости это нормально) - когда вот всё это не задавливает юной авторской индивидуальности и не делает поэтической речи автора вторичной, - но задаёт ей внутреннюю перспективу. добавляет ей внутренних измерений.

Разумеется, в этой первой маленькой - очень концентрированной - книжечке мы видим следы узнаваемых влияний, - воздействия авторов, во многом решающим образом определившим поэтическую динамику XX века. Каждый поэт, как известно, сам создаёт собственных предшественников - сам, хоть бы и бессознательно, выбирает прежде писавших себе в предшественники, и у Трофимовой они - мощные: от Цветаевой - которую мы узнаём в первом же стихотворении книги - до, например, Пауля Целана. То есть - в основном это первая половина и середина прошлого века: времени демиургического и катастрофического, сдвигавшего те самые «литосферные плиты» - упомянутые в первом стихотворении книги - которые продолжают своё движение и до сих пор. Вот у Лизы слышен гул этого сдвигания. Она - современник демиургического времени.

Это - следы сильных, властных влияний, которым не только нельзя не поддаться, но даже и грех не поддаться: они - школа, и трудная школа, которую необходимо пройти - для обретения чувства формы, для владения ею. В случае Трофимовой я назвала бы эти следы рубцами, шрамами, ожогами (от взаимодействия с чужим открытым огнём) - ещё и не всегда вполне зажившими, - следами происходящей на наших глазах борьбы с этими влияниями, соперничества с ними, сопротивления им и вызова им.

Видно, что автор находится ещё в стадии становления, что это становление бурно. У Трофимовой крупный взгляд - какой бывает только у сильных поэтов, - то, что она пишет - это (бесстрашная) лирика и метафизика одновременно.

Внутри себя, для собственного удобопонимания, я делю поэтов по стихиям: по преобладающему в них элементу. Есть поэты воздуха, земли, воды и огня. Елизавета Трофимова - человек огня.

Думаю, она - из тех поэтов, усилиями которых XXI век будет перерастать XX-й и уже его перерастает, будет отвязываться от XX-го (давно пора!), в чьих текстах происходит активное становление поэтики нашего набирающего силу столетия.




This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/481341.html. Please comment there using OpenID.

умственные продукты, что сказал библиофаг

Previous post Next post
Up