Да, а что сказал-то библиофаг

Jul 02, 2019 23:35

о литературных и книжных итогах первого полугодия 2019 года в электронном журнале Textura (вот тут: http://textura.club/itogi-pervogo-polugodiya-2019-chast-ii/)?

Вопросы были такие:

1. Чем запомнилось Вам прошедшее условное «полугодие» (январь-июнь 2019)? Какие события, имена, тенденции оказались важнейшими в этот период?

2. Назовите несколько самых значительных книг прошедшего полугодия (поэзия, проза, нон-фикшн).

3. Появились ли на горизонте в этот период интересные авторы, на которых стоит обратить внимание? Удивил ли кто-то из уже известных неожиданными открытиями?

Ну и чего библиофаг-то сказал?

1. Скорее всего, мне, как человеку, совершенно неожиданно для себя получившему всероссийскую премию за литературную критику, не очень прилично о ней, премии, говорить. Но сказать всё-таки хочется, - Бог с ними. с приличиями, от моей персоны тут можно смело отвлечься, - право же, ещё до попадания в неловкую и незаслуженную роль лауреата (честно сказать, я думаю, что меня выбрали как наименее конфликтную фигуру) меня очень обрадовало, что такая премия теперь есть; думалось - да думается и теперь -о том, что появление такой премии чрезвычайно важно, что она, хочется надеяться, поспособствует перемещению литературной критики с окраин культурного внимания куда-нибудь поближе к его центру, будет способствовать разговору о ней и попросту тому, что её станут читать. Мне, кстати, уже попадалось где-то на глаза предположение о том, что может быть издана антология текстов критиков, вошедших в лонг-лист. Мне же мечтается о том, чтобы был издан собственный сборник тех из вошедших в шорт-лист, у кого таких сборников ещё нет, - хочется систематически прочитать каждого (кстати, и из лонг-листа кое-кого очень бы хотелось видеть так изданным). (Себя не считаю, у меня уже собран, лежит себе в одном издательстве, ждёт не дождётся своего часа).

Очень обрадовало меня появление (кажется, именно в этом полугодии; ну, может быть, в самом конце прошлого года) в Санкт-Петербурге «Издательства Яромира Хладика», созданного Игорем Булатовским: за несколько месяцев они успели издать несколько книг (небольшого формата книжечек, радость любителю читать в метро) одна прекраснее другой. Сразу назову прозу одного из самых значительных венгерских поэтов Яноша Пилински в переводе Оксаны Якименко - «Беседы с Шерил Саттон», а кроме того - «Алхимию грошового магазина» Чарльза Симика, «Малую анатомию образа» Ханса Беллмера, «Соцреализм: от расцвета до заката» Екатерины Андреевой, «Разговоры с дьяволом» Лешека Колаковского, - нет, это не всё, только то, что пришло на ум первым, - а больше всего жду - то ли вот-вот выйдет, то ли только что вышли, но я ещё не видела - «Личность и сакральное» Симоны Вейль и сборник текстов Александра Скидана об Аркадии Драгомощенко «Сыр букв мел».

А кроме того, журнал «Носорог» стал издавать собственную книжную серию (да, отдельно нужно помянуть добрым словом его «венецианский» номер, как раз вышедший в этом полугодии), из которой в мои руки в эти именно месяцы попали романы «Путеводитель по N» Александра Скидана и «Путешествие по таборам и монастырям» Павла Пепперштейна.

2. Я уж тут выкатила было список… Если всё-таки постараться ужать его до нескольких самых крупных пунктов, то в поэзии я бы выбрала сборник стихотворений Григория Кружкова за много лет - «Пастушья сумка», и большой сборник Владимира Нарбута, датированный ещё 2018 годом, но в 2018-м я (регулярно прочёсывая «Фаланстер») его не видела, он появился только этой весной и должен быть причтён к событиям обсуждаемого полугодия (Владимир Нарбут. Собрание сочинений: Стихи. Переводы. Проза / Сост., подгот. текста, вступ. статья и примеч. Р.Р. Кожухарова. - М.: ОГИ, 2018).

Оригинальной русской прозы я что-то мало читала в эти месяцы, всё больше поэзию и нон-фикшн, но непременно надо назвать уже, собственно, и названные «Странствие по таборам и монастырям» Пепперштейна (М.: Носорог, 2019 и «Путеводитель по N» Скидана (издан, правда, в конце 2018 года). Кроме того, листала я в книжном магазине - но, не купивши, пока не читала - сборник прозы известного до сих пор в основном в качестве переводчика сложных французов (и многому у них научившемуся) Валерия Кислова «Складки» (СПб.: Все свободны, 2019), - чувствую, это интересно, надо будет вчитаться.

Самые значительные нон-фикшн издания этих месяцев для меня - большой сборник сборник интервью за 2000-2018 годы Ольги Седаковой «Вещество человечности» (М.: Новое литературное обозрение, 2019) и её же переписка с Владимиром Бибихиным (1992-2004) «И слово слову отвечает» (СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019), а также биография в текстах Алексея Парщикова «Кёльнское время», составленная Екатериной Дробязко и Андреем Левкиным.

Кстати, под самое-самое окончание полугодия вышел большой том статей Ильи Кукулина о поэзии. Это безусловно значительная книга, дающая много возможностей для плодотворного размышления и о русской поэзии, и о месте автора в нашей интеллектуальной истории.

Одна из самых замечательных книг, и не только этого времени, - документальный роман Максима Д. Шраера «Бегство» (М.: Три квадрата, 2019). Формально это - о жизни евреев-отказников в последние десятилетия советской власти (всё взросление автора - с десяти до двадцати лет! - пришлось на время жизни в отказе), - по существу - о взрослении и об интенсивной, осмысленной, полной жизни вопреки всему.

И очень порадовал меня большой сборник статей Марии Галиной о фантастике «Hyperfiction», - правда, издан он в 2018 году (СПб.: Группа компаний «АУРАИНФО&ГРУППА МИД», серия «Лезвие бритвы»), но увидела я его только в этом.

А также большая биография Клайва Стейплза Льюиса (Алистер Макграт. Клайв Стейплз Льюис: Человек, подаривший миру Нарнию. - М.: ЭКСМО) в переводе Любови Сумм.

3. Очень интересно было читать молодых авторов в специально посвящённом им мартовском номере журнала «Знамя», в котором я работаю: сплошь открытия.

В конце ли прошлого года, в начале ли этого появилась в поле моего зрения юный поэт и эссеист Елизавета Трофимова? - ну, пусть числится открытием этого полугодия!

А из людей примерно моего поколения открытием для меня стал поэт Богдан Агрис, которого я к стыду своему не знала прежде, чем мне в руки попала подборка его стихотворений к очередному «Полёту разборов», а потом появился его сборник «Дальний полустанок». По моему разумению, это очень интересный и сильный автор.

This entry was originally posted at https://yettergjart.dreamwidth.org/438480.html. Please comment there using OpenID.

умственные продукты, итоги-2019, что сказал библиофаг, библиофагия

Previous post Next post
Up