А скажите вот мне, друзья мои литературоведы и теоретики культуры, - иных не спрашиваю, потому что мне тут важны профессиональные, сиречь хорошо отрефлектированные представления о предмете, - оправдано ли считать поэзию культурной формой и вследствие того формулировать о ней представления в некотором учебнике (который - тоже культурная форма)? И
(
Read more... )
Comments 16
Reply
Reply
Природа языка такова, что никакой анализ текста (не обязательно поэтического) не будет исчерпывающим, поэтому апостериорное моделирование всегда не более чем аппроксимация, всегда чреватая следующим шагом приближения. По этой же причине текстопорождающая модель мало что даёт нам сама по себе, даже в рамках нормативной эстетики: понятно же, что в грубом приближении текстопорождающими моделями являются, например, жанры или твёрдые формы, но если нормативная эстетика смотрит на каждый конкретный сонет как на аппроксимацию к некоторому идеальному сонету, эйдосу сонета, то с падением нормативной эстетики мы начинаем видеть в шедеврах конфигурацию отклонений от образца.
Reply
Reply
(The comment has been removed)
(The comment has been removed)
Reply
Мне кажется, что учебник Поэзии это ничто иное, как очередная (более или менее удачная) попытка интеллекта "поверить алгеброй гармонию", формализовать неформализуемое, дать формулу, представить алгоритм, разъять еще одну гуманитарную игрушку на винтики (священное детское желание). Разумеется, это безумно интересно (как и любая теория, как теория вообще {не забудем, что теория переводится с греческого как БОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАНИЕ}). Учебник Поэзии вполне можно интерпретировать как учебник Бытия (так же безнадёжно и так же прекрасно).
Reply
Reply
Reply
Reply
1. Можно научить версификации. Метры, стопы, рифмы - это техника. Кому-то дано от природы, на слух, кому-то требуется шлифовка. Примерно тому же учат в музыке на таких предметах, как гармония, контрапункт, форма. Сочиняют простые пьески и сложные фуги даже те, кто вовсе не притязает на лавры композитора.
2. Можно и нужно научить анализировать стихи. Умение отнюдь не бесполезное, ибо позволяет компетентно ответить на вопрос, почему нечто гениально или просто хорошо, а нечто - посредственно или совсем ужасно.
3. Нельзя научить быть поэтом. Тут либо дано, либо нет. Очень часто любые рифмованные тексты называют стихами, но это совершенно неверно. Поэзия - особый способ восприятия мира и особый род текста, не сводимый к голой версификации.
Reply
Reply
"Поэзия" - слово слишком обязывающее.
Reply
Просто захотелось присоединиться к вашему мнению...
Reply
Leave a comment