- Не грусти, - сказала Алисa. - Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно.
Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес"
19 сентября. День 13
Впервые начинаю серию отчетов о поездке с рассказа о второй половине предпоследнего дня путешествия, ещё до начала всех остальных повествований. Пока свежи в памяти эмоции и впечатления, а то с моими темпами разбора фотографий и написания постов я до этого дня хорошо, если через год доберусь.
А случилось с нами интересное: в диких местах, на высокогорье, в очередном броде мы утопили машину. Если добавить к этому, что связь там есть кое-где и порой, а чаще её просто вообще нет, и то, что практически сразу после этого мы узнали, что наш рейс из Вены в Израиль отменен (а улетать из Исландии в Вену мы должны завтра в полночь), то жизнь мгновенно стала ещё интересней.
Впрочем, обо всем по порядку.
Я уж неоднократно писала о бродах и страховках арендных машин в Исландии.
Если вы собираетесь путешествовать по внутренним районам Исландии, по дорогам с трехзначными номерами, а тем более с буквой F перед цифрами (что означает наличие бродов через реки на дороге), обязательно делайте полную страховку машины.
Обычно мы делаем полное страхование для любых поездок за границу на год в английской фирме WWI - Worldwide insure (они страхуют все, включая потерянные ключи, неправильно залитое топливо, крышу и даже колеса - в поездке в Намибию последним нам пришлось воспользоваться, чтобы вернуть деньги за разорванные в хлам дорогие джиповые колеса). Раньше они страховали и Исландию тоже. Но после того, как появился дешевый исландский лоукост WOW (кто-то ещё помнит такой?), на остров массово полетели молодые безбашенные туристы, не имеющие не только опыта 4х4, но даже просто езды off-road, считающие, что броды нужно проходить "на скорости и сделать перед собой волну", которые стали активно гробить прокатные машины, и WWI перестали делать страховку машин в Исландии.
Ещё в нашей первой поездке, прочитав кучу отчетов и просмотрев кучу видео про дороги F и броды, я поняла, что если хочешь путешествовать по внутренним районам, нужно искать фирму, которая делает не просто полное страхование, но и страхование от воды.
Особенность исландских бродов в том, что они непредсказуемы и постоянно меняются. Можно совершенно спокойно проехать через реку утром, а потом вдруг начнется дождь или, наоборот, солнце яркое, и тепло, или магма под ледниками вдруг поднялась чуть ближе к поверхности - тогда ледники начинают активнее таять - вода поднялась, и после обеда тот же брод окажется непроходим для вашей машины. Не говорю уже о том, как меняются сами броды и их места каждый год. То камней натащит больших, то, наоборот, мелкого и вязкого песка. То прямо переезжать можно, по по какой-то хитрой дуге, а порой так вообще по реке ехать придется несколько десятков метров.
Три года назад, перед первой поездкой, нашла, тогда ещё маленькую, компанию LOTUS, которые предлагали
платиновую страховку, включающую кроме всего прочего:
Защиту от гравия
Защиту от песка и пепла
Страхование шин
Защиту речных переходов
F-дорожное страхование
Ущерб, причиненный животными
Стоимость буксировки - Франшиза: 35.000 ISK
А в придачу ещё и коробочка Wi-Fi в машине (если в месте ночлега плохо ловился Wi-Fi, брали её с собой в домик).
Я ещё в первый раз им написала и честно спросила, значит ли все это, что с этой страховкой я могу утопить машину в броде и угробить в воде двигатель?
-Топи, оплачено, - однозначно ответили мне.
Страховка "платинум" недешевая - почти треть от общей стоимость аренды, но ездить спокойно по всем внутренним дорогам, не дергаясь за машину в любой ситуации (отскочивший камень от встречной машины, выскочившая на дорогу овца, оторванная или помятая ветром дверь, и даже утопленная в броде машина), важнее. С тех пор у них и берем машину.
В этот раз, когда мы получали машину, кроме всего прочего ребята уточнили, что в страховку не входит утеря ключей и неправильно залитое топливо. И сказали постоянно проверять состояние дорог на
сайте дорог и на сайте
safetravel, а не ездить по MapsMe или GoogleMaps, которые не отражают состояние дорог на текущий момент.
Предупредили категорически не ездить по дорогам, отмеченным в текущий момент красным цветом или вообще закрытые для проезда (иногда это бывает и главная дорога 1) - в этом случае страховка не работает. А уточнение это появилось после того, как в 2022 году, через неделю после
нашего путешествия, был дикий ветер на севере и северо-востоке страны, из-за которого закрыли даже главную дорогу 1 (на ней-то обычно ставят полицейских), а вот другие окрестные дороги в той части хоть и были отмечены красным, но физически никак не перекрыты. И туристы решили решили объехать закрытые участки по второстепенным дорогам, тоже "красным". В результате - более 100 прокатных машин, как после пескоструйной обработки. И, несмотря на полную страховку, страховые компании отказались платить - люди сами поехали туда, где дороги были обозначены, как закрытые для проезда.
А вот настал и наш звездный час...
Ночевали мы в Киркьюбайярклёйстюре.
Утром проверила сайт Люфтганзы - после израильской операции с пейджерами они отменили рейсы в Израиль до 19.09, сегодня как раз 19 - с утра изменений нет, надеемся, что завтра уже полетят, наш рейс из Исландии 21-го в полночь и дальше через Вену домой.
В тот день, 19 сентября, была чудесная солнечная и безветренная погода (после трех дней депрессии с дождями и сильным ветром на юге и в центральной части, от которой мы сбегали на юго-восток остров). Все интересующие нас внутренние дороги в южной части острова были открыты и нормального "зелененького" цвета.
А были у нас на этот день грандиозные планы:
Проехать по дороге F232 с красивым бродом прямо над водопадом.
Потом проверить, проходим ли брод через Холмсу (глубокий и широкий даже в обычное время) на
F210, оттуда вернуться по F210 на F208 (через поганенький брод на F233 мы и в отличную погоду и низкую воду не рискнём ехать, туда разве что только на большой высокой машине с большими колесами). В случае непроходимости брода на Холмсе возвращаться по F232 и F209 почти к южному началу F208.
Доехать по F208 до
приюта Холаскьоль.
А оттуда уйти с F208 на дорогу Gjátindur (
куда нас в прошлом году удачно заманили эльфы и тролли и откуда показали нам чудесный вид сверху на Огненную пропасть Эльдгья и водопад Оферуфосс), но в этот раз проехать по ней до конца - через лавовые поля, залившие каньон Скафты, и прямо по воде озера Блаутулон - до дороги F235.
Вернуться по
F235 на
F208, проехать по ней до Ландманналойгар, а оттуда уже по
F225 (обе дороги были закрыты ещё четыре дня назад из-за снега, а заснеженные окрестности дороги с южной стороны посмотреть очень хотелось) до 26 дороги и дальше в Хетлу, где мы сегодня ночуем.
Спокойно и аккуратно (Валик вообще все броды проезжает очень медленно и аккуратно) проехали брод с водопадом на F232 - выезд там был плохой, почти вертикально вверх по глиняной стенке выползать из реки нужно.
1
Но мы справились.
F232. Öldufellsleið. Bláfjallafoss ford. Bláfjallakvísl river crossing
2
Click to view
Добрались до брода через Холмсу на F210.
Вот тут он два года назад, в низкую воду.
3
Click to view
После трех дней сильных дождей именно в нем возникали основные сомнения (на сайте safetravel после проливных дождей в конце августа и начале сентября дорога F210, хоть и не была отмечена, как закрытая, но рекомендовалось ехать там только на больших 4х4: дороги были залиты и местами превратились в болото, и вода в бродах поднялась).
Но тут нам повезло - прямо перед нами проехал джип чуть побольше нашего (местный возил своих туристов). Кстати, если сравнить два видео, хорошо заметно, как сильно изменился брод.
4
Click to view
Мы посмотрели, куда и как он едет, оценили глубину, рискнули и осторожно пересекли Холмсу.
5
Компания из большого джипа нам аплодировала.
6
Дальше они поехали на F233 (куда нам не надо - мы не хотим там на камнях все днище оторвать), а мы продолжили по F210 до F208, а дальше уже по ней.
Проехали
приют Холаскьоль.
Через километров 5 после него первый брод с юга на F208, рядом какая-то будка со столиком. Там посидели попили чая, немного отдохнули.
На фото этот же брод на F208 два года назад. В этом году он выглядел серьезней, так что два парня, подъехав к нему, не рискнули переправляться, оставили машину, и по пешеходному мостику отправились пешком в Эльдгья к водопаду.
7
А мы отправились
направо на Gjátindur.
8
Это фотографии позапрошлого года.
Тогда на эту дорогу мы попали случайно.
9
И этот первый брод через Северную Непроходимую реку в тот раз мы проехали, почти не заметив. Что туда, что обратно. Вот так он выглядел 2 года назад (вот следующий за ним брод посерьезней - там
по реке метров 50-70 ехать надо). Кстати, смотрю на эти фото и вижу, что течение в том году было сильнее.
10
Проехав перед этим два гораздо более сложных и проблемных брода, мы несколько утратили бдительность, и когда подъехали уже знакомой ранее реке, посмотрели на неё - вроде, ничего не изменилось, даже течения сейчас почти нет - и, ничего не проверяя (а чего проверять-то?, два года назад тут же туда-сюда так лихо катались: беспечность и самоуверенность рулят!), сразу поехали.
И приехали...
А точнее - приплыли.
11
Click to view
Брод поменялся.
Во-первых, после трех дней проливного дождя (плюс 2 недели ливней до того) вода поднялась выше, что было совсем не заметно с такой голубой водой, да почти без течения.
Во-вторых, поменялось дно. Оно оказалось из мелкого-мелкого, как порошок, черного песка - я его до сих пор из ботинок вытряхиваю - вязкого, когда он перенасыщен водой, а перед берегом нужно было выехать из него довольно круто наверх на "порожек" под водой из такого же перенасыщенного водой мелкого песка. Тоже вязкий и проваливающийся, когда машина пыталась на него выползти.
Но не получилось...
Зато теперь могу поделиться впечатлениями и советами.
12
Оказалось, вода в машину набирается очень быстро. Причем, откуда-то спереди.
Не успела машина заглохнуть, как мы обнаружили, что уже сидим почти по щиколотку в воде. Хорошо, Валик сообразил, пока электричество не отключилось, передние окна открыть (открыть двери в воде, понятно, невозможно). Сразу сам вылез и начал все наше барахло на берег выносить. Причем, с комментарием: - Да это же снимать надо!
Какой там - снимать! Я в это время скакала по всем сиденьям, пытаясь спасти как можно большее количество вещей от намокания, забрасывая их поверх коробок с едой в багажнике, потому что вода поднялась уже до сидений. Всё, что лежало сзади на полу и в боковых карманах, уже плавало.
13
Пуховки, сумочки с документами, коробочку с интернетом, телефоны и зарядки спасали в первую очередь. Правда, коробочка интернета оказалась в воде одной из первых (лежала-то внизу, включенная в гнездо USB), а потом ещё раз упала в воду.
14
Да и документы слегка отсырели. Паспорта пришлось сушить.
15
Я тоже вылезала через окно. Уже после того, как все вещи из салона выловила и перекидала в багажник повыше.
С моей стороны машины (правой) оказалось чуть мельче, чем со стороны водителя. Валик вымок почти по пояс, я - только до паха. Ехали б на полметра правее - возможно, проехали бы благополучно. Что, впрочем, не гарантирует, что ничего не случилось бы на следующих бродах (дальше там вообще прямо по озеру ехать предстояло).
Но мы оба полностью уверены, что таким оригинальным, но действенным образом эльфы и тролли предостерегли нас от чего-то похуже.
Потому что утопили мы машину очень удачно (если можно так сказать) - в самом удобном для этого месте, единственном таком на всем протяжении нашего сегодняшнего пути (уже пройденного и предполагаемого дальше).
Течения здесь почти нет, не очень глубоко.
16
А кроме того (домик слева на фото внизу видите? - это та самая будка возле брода на F208), с основной дороги и нас, и машину очень хорошо видно. Кстати, на видео тоже отлично видна дорога F208. Даже следующий брод, где нужно
по реке до выезда метров 50 ехать, с той дороги уже не виден.
А дальше-то мы собирались ехать вообще в е... дикие места, где связи нет, и интернет не ловится. А машин в этот день даже на F208 было поразительно мало. Обычно, на этой дороге с десяток машин за час встречали, а то и больше, а тут за весь день (до вечера, пока эвакуатор ждали, мы их все увидели и пересчитали) если проехали десять машин, то хорошо. Понятно, что там дальше, куда мы собирались забуриться, в этот день вообще никто не ездил,
там и в отличную погоду почти никого нет. И даже думать не хочется, как бы мы выбирались, если бы такое случилось где-то в глуши, далеко от всего, где ни людей, ни машин, ни связи.
А тут, не успели мы ещё все барахло из машины вытащить, да переодеться в сухое, какой-то парень, проезжавший мимо по F208, нас увидел и сразу подъехал: - Чем я могу помочь?
Парень оказался англоговорящим и с телефоном. Немного покрутившись на месте, поймал связь. Позвонил в нашу фирму аренды, описал ситуацию. Те попросили выслать им координаты, и сказали, что в ближайшее время вышлют эвакуатор и машину на замену.
Мы прикинули, что даже, если просто ехать Кеблавика, только дорога займет часов 5 (и это на нашей машине, а не на эвакуаторе с прицепом), а ведь ещё нужно эвакуатор найти, да машину сменную - никак не меньше 6 часов ждать придется. Сейчас уже около двух - значит, часов в восемь только приедут, не раньше.
17
Парня отпустили, хоть он и извинялся - он и так с нами долго проторчал. А сами раскидали все подмокшие вещи на лавовом холмике, поросшем мхом. Хорошо: солнышко светит, ветра нет - жить можно. К слову, это был единственный безветренный день в этой поездке.
Потом ещё компания туристов-пешеходников, возвращавшихся из Эльдгьи в приют, подошла - не нужна ли помощь? Вроде нет, мы уже эвакуатор вызвали и ждем.
Наша стена позора.
18
Сами переоделись в сухое, уселись на моховые подушки, достали все оставшееся крепкое спиртное, да выпили на радостях с эльфами и троллями, попросив, чтобы всё закончилось максимально удачно.
И прикидываем: гриль разовый у нас есть, баранина замаринованная тоже - сейчас, пока вещи подсыхают, да погода хорошая, пикник на обочине устроим.
Тут вдруг утопленная коробочка с интернетом ожила и заработала. Позвонили по WhatsApp детям-внукам, рассказали ситуацию, поделились красотой. И тут неожиданно звонит израильский друг, находящийся в тот момент в Вильнюсе, (красоту показали и ему) и сообщает, что Люфтганза только что отменила все рейсы до 26 сентября.
Упс... Жизнь заиграла новыми красками.
19
Снова звоню дочке (она в Израиле дома, у неё отличный английский и компьютер с интернетом под рукой), сообщаю ей номер нашего бронирования и прошу перебронировать нам рейс из Вены вместо Тель-Авива на Ларнаку - оттуда уже проще добираться, больше рейсов, да и застрять там приятнее - тепло, вкусно и недорого (я же тщательно готовилась к поездке и уже после
отмены и перебронирования полета "туда" вариант отмены обратных полетов рассматривала тоже, и четко знала заранее, что 21 числа есть два рейса из Вены в Ларнаку, через 3 и 6 часов после нашего прилета из Кеблавика в Вену - вот их-то мне и надо).
20
Не успели мы с новостью об отмене рейса свыкнуться, вдруг подъехала прекрасная женщина, посмотрела на нашу "стену позора" - неужели столько нажитого непосильным трудом у двух людей в машине может быть? - и коротко сказала: - Грузитесь. И тут же сама стала наше барахло в свою машину складывать.
Оказалось, это хозяйка приюта Холаскьоль, что в пяти километрах от места нашего утопления. Мы и сами собирались, когда барахло чуть подсохнет, сложить его в сумки-кидбеки и потихоньку выдвигаться в сторону приюта (говорю же, в правильном месте нас эльфы и тролли утопили. Явно, дальше могло быть что-то серьезно хуже).
Привезла эта добрая женщина нас в приют, сообщила, что телефоны тут не работают - нужно на горку идти или к основной дороге, но есть интернет, выяснила, что с нашей прокатной фирмой мы уже связались. Сказала: - Идите в приют, там тепло, есть кухня и туалет. Сообщила код интернета, что оказалось очень кстати, потому что утопленная коробочка интернета снова отключилась.
21
Выгрузили все своё имущество возле приюта. Часть затащили внутрь - на батарею и над ней повесили, часть раскидали по поляне - пусть досыхает, сушилки для обуви в розетки воткнули, да в ботинки мокрые засунули. Пока тепло, да светло, сидим на лужайке рядом с приютом, где интернет ловится.
Уже, когда второй раз разбрасывали шмотки, вспомнили, что в машине под моим сиденьем забыли ноутбук. Он-то, конечно, в гермомешке для каякинга - но кто помнит, насколько хорошо мы его в этот раз закрутили. Понятно, что ни возвращаться к машине, ни снова в речку лезть никто не собирается.
Написали в домики в Хетлу, где должны сегодня ночевать, что приедем очень поздно из-за проблемы с машиной - они сообщили нам номер домика, его местоположение и пообещали оставить ключ в двери.
Я на связи с дочкой, она все время в чате с Люфтганзой - ищут нам замену рейсов. Но вот почему-то на самый оптимальный вариант (из Вены в Ларнаку почти в то же время, что и наш рейс в Тель Авив был) билетов нет.
Предлагают из Кеблавика то через Франкфурт лететь, то через Дюссельдорф в Афины или Ларнаку, только вылет из Исландии уже 21.09 во второй половине дня, потом ночь в Германии, и только через день вылет в Ларнаку (Афины). Это значит, добавляется головная боль с ещё одной ночью в Исландии возле аэропорта и такси туда-сюда, а потом ещё ночь возле аэропорта в Германии, в Ларнаку-Афины мы попадаем не раньше 22.09, а оттуда тоже непонятно, когда улетишь - количество-то отмененных рейсов с каждым днем только увеличиваться будет.
Говорю дочке: - Пусть проверят вариант сразу до Тель Авива, у них много разных компаний в альянсе.
Поверяют, находят: - Вылет Бритишами завтра (20.09) в 16.00 в Лондон, там ночь, оттуда самолет в ТА 21.09. Какой самолет в ТА у Бритишей? Бритиши уже давно рейсы в Израиль отменили. Проверяем по номеру рейса - действительно, есть такой рейс, но с пересадкой в Ларнаке. Как понимаю, плечо с Кипра в Израиль выполняет Эль-Аль.
Мы почти согласились, начинают проверять дальше - упс, на 21.09 билетов из Лондона уже нет, только на 22.09 - это значит, уже две ночи в Лондоне нужно где-то провести.
Да и вылет завтра в 16.00 как-то напрягает. Дело идет к вечеру, скоро 20.00, уже сумерки, ни эвакуатора, ни машины сменной пока нет, и неизвестно, когда они приедут. Да и непонятно, приедут ли сегодня вообще. У Валика сильные сомнения, что эвакуатор поедет среди ночи в эту глушь и будет в темноте машину из холодной реки вытаскивать. Начинаем настраиваться на то, что возможно придется здесь ночевать, и уедем мы отсюда только завтра, неизвестно во сколько. Говорю дочке, пока ничего не закрывать с Люфтганзой, окончательную отмашку я дам, только когда эвакуатор и сменную машину увижу и пойму, когда мы отсюда выберемся.
В
высокогорном центре Холаскьоль (Hólaskjól 63.907744, -18.603792) - есть кемпинг, три домика-бунгало и приют. К вечеру, уже после восьми поочередно приехали три машины - два кемпера в кемпинг и одна машина, вроде нашей, в домик. Места есть - хочешь домик снимай (а они там ух, дорогие), хочешь в приюте, где кроме нас никого нет, ночуй.
22
Наконец, только в девять вечера, в темноте появились яркие фары, и вскоре подъехал эвакуатор со сменной машиной сверху.
Пока спускают машину, пока Валик грузит вещи в машину, я связываюсь с дочкой: - Можно заказывать любые билеты, хоть с вылетом завтра днем. Но лучше такие, чтобы быть в Ларнаке, как можно раньше (понимаю, что таких, как мы, с отмененными рейсами - много, а чем дальше, тем больше будет - лучше это дело не затягивать).
Сообщаю, что в ближайшие три часа связи с нами не будет, путь потом просто оставит сообщение о том, что у неё получилось - в Израиле-то уже за полночь.
23
Рассказали водителю эвакуатора про ноутбук под сиденьем, он пообещал оставить его потом в офисе компании.
Поблагодарили хозяйку приюта за помощь и гостеприимство, попрощались с ней. Она обняла нас на прощание и пожелала "счастливого пути".
Прыгаем в машину и несемся в Хетлу - ехать туда три часа. Ну, как можно "нестиcь" первые 30 км по F208 в темноте? Там и днем-то не сильно разгонишься. А тут ещё и туман начал в ложбины меж холмами наползать.
Смешно было, когда вдруг в этой темноте и тумане Валик неожиданно спросил:
- А почему ты на меня совсем не ругалась за то, что я машину утопил?
По пути пытаемся снимать очередную аврору (идиоты же!). Сегодня полнолуние, луна помогает ехать по темной дороге, но полностью засвечивает сияние.
24
Почти в полночь доехали до Хетлы. Вспомнили, что в домиках тех нет интернета (мы там уже в прошлых поездках ночевали), потому в Хетле первым делом подъехали в гестхаусу, где ночевали 4 ночи назад, телефон сразу поймал знакомый Wi-Fi.
Получаю сообщение от дочки - вдруг после полуночи непонятно откуда появились-таки именно тех билеты, что я хотела изначально, из Вены в Ланраку, с коннекшн в Вене 3 часа (так вот для чего вся эта непонятка с эвакуатором так долго тянулась!).
В почте - уже новые билеты.
Теперь надо билетами из Ларнаки в ТА озаботиться. Тут вдруг чудесным образом оживает наша коробочка с интернетом. Отлично, можно не сидеть в машине под гестхаусом, а ехать в наш домик.
Не ели почти весь день. Плевать нам, что уже полночь. Добрались, наконец, билеты есть - теперь есть-пить хотим! Наш домик на отшибе - соседям мы не мешаем.
Пока Валик развешивает по всему домику вещи досушиваться и жарит на улице мясо, я начинаю искать полет с Кипра.
Сначала проверяю израильские компании с Кипра - там уже нет билетов до 26-31 сентября. Потом проверяю на сайте нашего аэропорта, кто пока ещё к нам летает. Проверяю все имеющиеся в наличии полеты на 21.09 из Ларнаки в ТА. Нахожу отличный рейс WIZZ - через три часа после нашего прилета из Вены в Ларнаку. И билеты на него есть. Сразу покупаю эти билеты - будь, что будет, а там посмотрим.
Только собираюсь сделать чек-ин на все полеты, как интернет-коробочка, выполнившая свой последний долг, снова умирает.
Как назвать ужин в полвторого ночи?
Поужинали, посмотрели на луну в реке, поблагодарили эльфов и троллей за благополучное разрешение всей этой ситуации, да завалились спать.
25
Утром не спешили: сложили все вещи в сумки (удивительно, но почти всё высохло), позавтракали.
Заехали к рецепшен наших домиков - там есть Wi-Fi. Сделали чек-ин на все полеты.
У нас и так последний на последний день был полуостров Рейкьянес запланирован - туда и едем.
Вот только сначала заедем в офис LOTUS - разберемся с утопленной машиной. Вечером много рейсов прилетает-улетает, не до того всем будет, а днем там тихо и спокойно.
26
Приехали в офис. Говорим, мы такие-то, те самые, что машину вчера утопили. Народ там даже не удивляется: рутинное это у них дело - утопленная машина.
- Это не очень хорошо, - говорит парень, нас обслуживающий. Потом открывает наш договор аренды и радостно добавляет: - Но у вас же платиновая страховка! Значит, вы должны оплатить только франшизу за эвакуатор 35000 ISK - порядка 230 евро (полная оплата эвакуатора, если не входит в страховку, может доходить до 600 000 ISK).
Удивительно, но это как раз та сумма, что мы сэкономили,
отменив и перезаказав машину из-за смены даты вылета в Исландию. Ха!
Так что, можно сказать - остались при своих.
Спрашиваем про ноутбук. Оказывается, эвакуатор ещё не приехал. Мы так и предполагали, что он не полезет ночью в реку. Скорее всего, там в приюте и заночевал. Ладно, время до вечера, до сдачи машины и до самолета ещё есть.
Отправились знакомиться с Рейкьянесом.
Ноутбук наш вечером нашелся. Проведя пол дня и ночь под водой в реке, он выжил!
Самолеты (все три рейса) вылетали-прилетали вовремя.
В Израиль и домой, в результате, мы добрались именно 21.09 и всего на 3 часа позже запланированного.
А уже наутро нас разбудила очередная сирена, и вместе с детьми-внуками мы дружно отправились в убежище (кстати, убедились, что издалека, когда после сирены в телефоне из-за обстрела твоего поселка ты не знаешь минут 10-15, что там происходит с родными-близкими, все воспринимается гораздо хуже и острее, чем когда ты сам непосредственно участвуешь в ситуации).
Зато теперь у нас добавился новый опыт, и интересная история с благополучным концом есть.
27
А теперь несколько советов для тех, кто собирается брать машину 4х4 и самостоятельно ездить по внутренним F-дорогам с бродами.
Путешествуя по Исландии, будьте готовы к любым изменениям и непредвиденным ситуациям.
Обязательно делайте полную страховку, включающую страхование речных переходов.
Постоянно проверяйте
сайт исландских дорог (на наших глазах состояние дорог менялось по нескольку раз за день). Категорически не суйтесь на дороги, отмеченные красным или закрытые знаком "стоп" на сайте. Страховка там не работает.
На F дорогах (и даже на дорогах просто с трехзначным номером) в определенных местах стоят знаки "только для машин 4х4" дальше может быть "только для больших машин 4х4" - если ваша машина не той категории - не суйтесь туда, страховка в этом случае тоже не работает.
Броды. Обязательно проверяйте перед тем, как ехать, даже если уже ехали через него раньше. Лучше всего, конечно, когда есть возможность увидеть, как и где какая-то другая машина проезжает брод перед вами. Если нет других машин - обязательно сначала проверяйте брод. Иногда играют роль даже пол метра вправо-влево - будет уже другое дно.
Если в реке сильное течение, и есть какие-то сомнения - лучше не рискуйте. Это уже реально опасно. Не только для машины - для вас.
Брод проезжается на режиме 4х4 на малой скорости - около 5 км км/ч, медленно и аккуратно, не останавливаясь.
Документы убирайте в водонепроницаемый пакет и кладите повыше.
Вообще, все вещи старайтесь класть повыше - на заднее сиденье и в багажник. Лучше, чтобы на полу между сиденьями и в боковых карманах ничего не было. Если есть водонепроницаемые мешки, лучше, если вещи будут в них.
Для своего спокойствия и безопасности Вы можете оставить план своего путешествия вот здесь
https://safetravel.is/travel-planи установить мобильное приложение
https://safetravel.is/112-iceland-appчерез которое можно будет вызвать помощь в случае чего. Там написано, что помощь можно вызвать, даже если сети нет: "Вы можете обратиться за помощью, нажав красную аварийную кнопку. Ваше местоположение будет отправлено текстовым сообщением в центр реагирования 112. Помните, что даже если ваш телефон не показывает сигнал, есть возможность отправить текстовое сообщение".
Берегите себя, в случае нестандартной ситуации - не паникуйте.
Продолжение следует...
Все посты из третьего путешествия в Исландию "Исландия - тринити":
Начало путешествия Почём стоит утопить машину в Исландии? Первое путешествие:
Исландия - в стороне от кольцевойВторое путешествие:
Другая Исландия