Зимний Букрин (Трахтемиров), и переход через Каневское водохранилище 6-7.12.2014

Dec 10, 2014 13:34

Еще несколько недель назад, до первого снега, появились идеи выбраться в небольшой походик по лесам, с первым снегом. Как обычно - преследуя классические для подобных мероприятий цели: изучение родного края, преодоление небольших физических нагрузок, активный отдых на природе, с посиделками у костра и зимней ночевкой в палатках. Потому изначально предполагалось провести данное мероприятие в период мокрого снега, грязи, и холодного ветра, чтобы увеличить сложность прогулки, и физические нагрузки.

Но в этом году выпадение снега 23 ноября сочеталось со стабильным и умеренным понижением температуры -5 днем -10 ночью (в-среднем по Киевской области), и потому на протяжении нескольких недель воцарилась классическая для киевского региона зимняя погода, с небольшим снегом и небольшим морозом.

В результате, мы выбравшись на этих выходных, получили красивейшие зимние пейзажи, когда заснеженные поля дополняют красоту заснеженной растительности, с восхитительной красоты изморозью на веточках…







Так как было решено в этот раз продолжить серию прогулок по Букрину, ехать туда от Киева чуть больше двух часов, а световой день сейчас близок к самому короткому, то встреча была назначена на 7 часов субботего утра (но собрались все ближе к 7:30).

Поездка в маршрутке Киев - Великий Букрин запомнилась колоритным музыкальным сопровождением: водитель оказался большим любителем украинской “народно-эстрадной” музыки (этакая эстрадная стилизация под народную тематику), так что ближе к концу поездки подобная музыка начала надоедать даже такому меломану как я, а другие участники поездки резонно заметили, что в украинских народно-эстрадных песнях часто используется весьма ограниченный набор слов и тем, которые чередуются от песни к песне.

Первым делом, прибыв в Великий Букрин, мы узнали о том, что [обратной дороги нет] обратные маршрутки на Киев ездят только по утрам, так что рассчитывать уехать отсюда воскресным вечером можно разве-что при большом везении, на нескольких попутках (нас было пятеро:sup_har4o, d_i_m_m_u, zironka_cris, yegor_previr и Екатерина Синчук, жж которой мне не известно)…

Вторым делом мы ознакомились с ассортиментом местного магазина, зайдя в него за какими-то ништяками, и купив в результате каких-то убогих конфет (которые оказались на вкус как кусок пластилина, и в довершении - донецкого производства).

По ходу приседания “на-дорожку” и разжевывания пластилиновых конфет, к нам привязалась местная собачонка, которая и сопровождала потом нас часть нашей прогулки.


Отойдя от Великого Букрина, мы взобрались на соседние заснеженные холмы, немного прошлись напрямик через поросшие зарослями яры, под уханье выстрелов, доносящихся с военного полигона, находящегося на другой стороне Днепра...














Одним из интересных объектов на нашем маршруте было старое кладбище.
Находится оно в ландшафтном парке «Трахтемиров».












“Казацкое кладбище в Трахтемирове - кладбище, которое традиция упорно считает «казацким». Необычность кладбища объясняется обилием надгробий в виде каменных крестов. Однако, необходимо признать, что большая часть каменных крестов относится к XIX веку, а потому не являются казацкими. Нам удалось обнаружить лишь несколько крестов (где-то штук пять-шесть), которые очевидно старше XIX века и лишь два креста, которые, с определенными оговорками, можно отнести к XVII веку. Тем не менее, кладбище все-таки имеет сходство с казацкими могилами, поскольку на многих крестах (в том числе и явно более поздних) встречается военная казацкая символика - сабли и копья.”
http://www.ukrainica.org.ua/rus/projects/cvintari/1094-1094

Ну что можно сказать - неплохое заброшенное старое кладбище на холме, с каменными надгробиями.

Дальше мы вышли на особняк кучмовского олигарха Бакая, находящийся также на территории регионального ландшафтного парка и историко-культурного заповедника…




















Игорь Бакай (ныне гражданин России) создал здесь частное охотничье хозяйство и построил дом. В настоящее время существует два «Трахтемирова» - частный ландшафтный парк и государственный историко-культурный заповедник. В конце 1990-х годов Бакай и компания решили создать на территории государственного заповедника персональное охотничье хозяйство, которое огородили сеткой и загоняли туда диких кабанов для охоты.

Говорят, что строительство охотничьего домика Бакая велось также на месте могил. Об этом свидетельствует и наличие могилы казака Мухи по-соседству с домом. Возможно, в том числе и энергетика кладбища так и не позволила Бакаю обжить свой особняк.

Сразу за Бакаевым имением - также заброшенный пионерский лагерь. Его в восьмидесятые строили также на месте старых могил. Но на окраине пионер.лагеря в уцелевших зданиях, на удивление, проживает семья…

Далее мы вышли на дом Скифа - такого-себе духовного стража и хранителя Трахтемировского парка, и его мест силы - горы 222, Марковой горы, и горы Батура.


Мы знали, что где-то в тех окрестностях живет такой персонаж, но не задавались целью его посетить… Идем себе такие по дороге… проходим мимо некоего дома, и тут он сам какбы к нам и выходит… Вышел, и пригласил к себе в гости погреться… Тут мы уже поняли, что отмазаться от встречи не удастся, и таки зашли к нему в гости. Получилось даже весьма-интересно…

Чем-то он смахивал на Радагаста Толкиена, а сам наш визит к нему напоминал посещение старца Фура из шоу Форт Боярд- там тоже команда искателей приключений посещала загадочного персонажа, который рассказывал истории полу-загадки, давал различные напутствия и советы, и заботливо поторапливал команду…

Нам он тоже столько всего понарассказывал всяких около-мистических историй про окрестные места, их историю, разные байки и мифы про места силы, подземные лабиринты и пещерный монастырь.

Начал он свой рассказ со слов: - Вы вообще куда идете? Вы знаете, КУДА вы вообще направляетесь? (подразумевая, что, возможно, мы не в-курсе истории этих мест).

На вопрос как тут с кабанами, ответил: ”- Плохо с кабанами. Мало их!”.

“Кто-то может говорить об этом человеке, что он отшельник, или по-современному «дауншифтер», а люди из окружающих сел называют его Скифом.”
http://www.day.kiev.ua/uk/article/taym-aut/trahtemirivskiy-skif

“Более 20 лет он живёт без света и газа, а воду берёт из источника за километр от дома. В его доме нет электричества. Зато есть много книг, печь знахаря времен Киевской Руси и другие раритеты.

Много лет назад он поселился здесь в доме, построенном еще в 1886 м году. Сам сложил там каменную печь - перевез лодкой из соседнего Монастырска камни печки из раскопок дома знахаря времен Киевской Руси. Дом Скифа действительно напоминает музей - здесь есть сабли, шлем, кольчуга, коллекция ножей…


Скиф утверждает, что именно в Трахтемирове в древние времена был переход в другие измерения, которым без особых проблем пользовались наши предки. И в это сложно не поверить, потому как находясь там, ощущаешь некую силу, исходящую как от самого места, так и от Скифа и обжитого им старого дома…”

Фото Марковой горы (Марков шпиль - пик, на который направлен солнечный луч) на стене в доме Скифа.


Несколько лет назад на склоне шпиля ливень вымыл кусочек керамики эпохи бронзы, а это более 10тыс. лет до н.э.

По преданию, в пещерах поселился греческий монах по имени Марк. Это было еще до крещения Руси. Таким образом, можно предположить, что здесь образовался один из первых, если не первый пещерный монастырь на Руси. Но лабиринт к тому времени уже существовал. Лабиринт этот неисследованный - тянется на километры. Судя по всему, в нем жили первобытные люди. На берегу под Марковым шпилем есть шесть куч плохо обработанного кремния каменного века, а именно мустьерской эпохи (более 30 000 лет до н. э.).

Рядом, на горе Батуре когда-то находился летописный город-крепость Заруб. Гора Батура - Богатырская, значит, - рассказывает Скиф.

Русское «богатырь» произошло от тюркского «багатур» (сокращенно «батур» - «герой», «доблестный воин»). Только нынешние «краеведы» рассказывают, что был некий «козак Батура».

Если же говорить о валах, окружающих Зону, - они рукотворные. 35лет назад археологическая экспедиция Эрмитажа обнаружила кострище строителей вала - он был вскрыт эрозией, и в разрезе обнажилась линза древесного угля. Радиоуглеродный анализ показал: 14-15 тыс. лет. Валы, видимо, окружали некое сакральное пространство (мы не знаем, что там происходило). Площадь его невелика - где-то 3,5 на 2,5 км.”
http://www.slavic-europe.eu/index.php/comments/67-comments-ukraine/1311-2014-06-16-01-16-50

“Посреди недели гостей мало, хотя, обычно, говорит, что здесь нет прохода от экстрасенсов, шаманов, паломников и просто гостей, которые едут сюда зарядиться силами природы”
http://ru.tsn.ua/tsikavinki/otshelnik-25-let-zhivet-bez-civilizacii-ibo-promenyal-zhile-v-kieve-na-razrushennuyu-dom-v-sele-313743.html

image Click to view



Типа-как сайт Скифа, сделаный, похоже, какими-то его почитателями (сайт недоделанный)
http://trahtemirov.com.ua/

Про способы связи журналистам Скиф как-то рассказал следующее:

“- Когда не было мобильных телефонов, мне приходилось переплывать каневское водохранилище, чтобы кому-то позвонить. Потом начал пользоваться мобильным. Сам я никому не звоню. Наоборот, все звонят мне, - рассказал Скиф. Включает он телефон только перед сном, в промежутке с 9ти до 10 вечера. - У меня нет электричества и поэтому сложно с зарядкой телефона. Приходится ходить к друзьям, которые живут в других селах.”
http://www.kaniv.net/news.php?p=6410

После окончания своих рассказов, учитывая то, что мы еще планировали дойти до горы 222, и найти место для ночевки, а уже был четвертый час, Скиф дал нам с собой целебной воды, и как и отец Фура из Форта Боярд, напомнил нам, что нам надо спешить, так как у нас мало времени, проводил нас и пожелал нам всего хорошего…

Дальше мы уже шли к этой горе 222 то и дело вспоминая разные фразы из рассказанных Скифом баек и мифов)


На Гору 222 мы пришли уже к началу захода солнца, потому по-быстрому перекусили на ней, и пошли искать место для ночевки. Скиф не советовал ночевать или разжигать костры на самой горе или в ее окрестностях ввиду некой сакральности данного места, а советовал спуститься ближе к водохранилищу…


Нас эта идея тоже устраивала ввиду того, что вершина горы 222 представляет собой некое поле, на котором и от ветра негде укрыться, и дров для костра не наломать. Потому мы пошли искать какие-то спуски, или места поуютней для ночевки…

Так как был пасмурный день, то темнеть стало весьма-стремительно, и задача со спуском куда-то к водохранилищу или к более-защищенным от ветра мест оказалась сложней, чем мы предполагали…

Когда уже стемнело, в своих поисках мы внезапно вышли на большой деревянный крест, который, по словам Скифа, поставил здесь Ющенко в то время, когда Ющенко еще был человеком, а не мудаком…

Вобщем - крест -крестом, но нам нужен спуск, или подходящее место для ночевки. И мы пошли дальше…

Потом плутая по каким-то кабаньим тропам в заснеженной траве поля, мы прошли место одной стоянки, но она была на довольно-таки продуваемом ветром месте, потому мы пошли искать более защищенное от морозного ветра место…

Проплутав еще какое-то время вдоль крутых оврагов и отвесных обрывов, то находя какие-то тропинки, то снова их теряя, мы снова вышли на место стоянки, очень напоминавшее то, которое мы уже видели… Мы пошли дальше - и вышли к кресту) Тут до нас дошло, что мы заблудились, сделали полукруг по полю, и таки снова вышли туда, откуда пришли)))

Тут уже и мы готовы были поверить в сакральность данных мест, и силу местных духов)
Дальше я попросил у местных духов помочь нам с поисками места для ночевки, и мы отправились на второй заход от креста)

И вот, ходим мы туда-сюда по этому полю, которое полукругом окружают обрывы, и овраги с либо крутыми, либо сильно-заросшими склонами, по каким-то еле видным намекам на тропы в высокой заснеженной траве, уже порядком [подзае…] устали, и уже честно-говоря, готовы разбивать лагерь где угодно…

И тут разведка группы решает еще сходить глянуть одни близлежащие заросли, а я остаюсь на месте, и включаю гимн Украины на мобильном)
И тут случается небольшое, но приятное чудо - разведка находит таки неплохое место для лагеря.

Дальше был, естественно, костер с сосисками, отличная гречка с рыбой, кукурузой и оливками, чай из целебной воды), сушка ботинок и отогрев замерзших ног)
А также пару часов поиграли в “Есть Контакт”…

На следующий день нам предстояло вернуться обратно в цивилизацию. Скиф, с учетом специфики местного транспорта и удаленности ближайших крупных населенных пунктов, посоветовал нам перейти на другую сторону Каневского водохранилища, в Переяслав Хмельницкий, используя рыбаков как метки и ориентиры в случае плохой видимости…














Для этого сперва нужно было таки спуститься вниз. Днем спуск вниз получилось найти довольно-быстро, если не сказать почти сразу.














Спустившись первым на лед, я заметил первых рыбаков, находящихся в метрах 150-200 от берега, и решил сбегать к ним без рюкзака, дабы узнать состояние льда…

С одной стороны - лед был довольно-крепким (около 5-10 см), но местами встречались более-тонкие участки льда… Рыбаки рассказали, что пришли с противоположного берега, но шли с баграми (пешнями) периодически пробуя их ударами прочность льда (если после первого сильного удара пешней на поверхность выходит хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, и по нему ходить опасно.), что в некоторых местах встречается довольно-таки тонкий лед, и были места где происходило вытекание воды на поверхность после одного удара багром. Но если стараться аккуратно и осторожно идти по ихним следам, то в-принципе можно и без багров перейти на ту сторону…

Посовещавшись, было решено таки идти по льду в Переяслав, причем желательно идти пораньше, чтобы был запас светлого времени на случай какого-либо ЧП. И с максимально-возможным соблюдением техники безопасности…

Были продуманы и распределены действия каждого, и команды в случае если кто-то внезапно проваливается под лед. Запакованы кошельки и ценные вещи от промокания. Заготовлены длинные жерди каждому, за которые он мог бы и сам схватиться при проваливании, и одна самая длинная жердь - для использования ее для вытягивания провалившегося (веревки в этот раз как-то ни у кого с собой не оказалось).

Рюкзаки было сперва решено нести расстегнув поясной ремень и ослабив натяжение плечевых лямок, надетым на левую руку, с правой лямкой просто наброшенной на плечо, с готовностью легко его сбросить, а жерди - в правой руке.

“При вынужденном движении по опасному участку рюкзак следует волочить за собой по льду. При необходимости - передвигаться ползком.

На опасном участке тонкого льда перед тем, как лед проломится, лед сначала потрескивает и прогибается под весом человека. Заметив, что лёд под ногами начинает характерно потрескивать и прогибаться, необходимо сразу же идти назад, по своему же следу выбираясь с опасного участка.

Хорошо также иметь находясь на льду заменители ледового якоря/ледоруба - две средние "плоские" отвертки, связанные через ушки ручек веревочкой или резинкой наподобие детских варежек. Носятся как вдетыми через рукава, так и поверх одежды (как шарф). В том же качестве могут быть использованы 2 крупных гвоздя, или любых других металлических заостренных предмета. В крайнем случае, подойдёт и крепкий нож , который сможет встрять в лед, прикрепленный снаружи к одежде, поясу или т.п.
Все эти варианты ледового якоря могут быть полезны при вылезании на лед из воды без посторонней помощи.

Провалившись под лед необходимо перевести тело в горизонтальное положение так, чтобы ноги были у поверхности воды, ближнюю к кромке льда ногу следует вынести на лед и, подтягиваясь руками, постепенно выталкивать тело и ноги на лёд, перевернуться на спину и, выбравшись на лёд, отползти от опасного места.
Ползти или перекатываться необходимо до того места, где будете уверены в прочности льда и только там вставайте.

На берегу необходимо сделать костер, а с провалившегося снять и отжать всю одежду, затем снова одеть (если нет сухой) и завернуть в полиэтилен (происходит эффект парника).

Если нет огня, есть 2 аварийных способа сушки одежды:
1. Дать ей замерзнуть, а затем хорошо встряхнуть, чтобы кусочки льда отпали.
2. Кататься в сухом снегу, чтобы он впитал излишки воды.

Дистанция между участниками должна быть не менее 5 метров. В критических местах - 10м. Но и сильно растягиваться нельзя, чтобы успеть оказать помощь провалившемуся под лёд.”
http://www.manturs.narod.ru/dok/ot_tssr/ice_water/ice_water.htm

После напоминания техники безопасности и выполнения всех подготовительных мер и установления очередности в колонне, с соблюдением интервалов в 5-6 метров, осторожно, «скользящей походкой» мы вышли на лед…






На пути к первым рыбакам лед был в-целом нормальный, без опасных мест. Потому до первых рыбаков мы дошли относительно быстро, и без приключений. Чему очень-обрадовались, и даже немного внутренне расслабились. Дальше от них мы пошли придерживаясь ихних следов…


Но не успели мы отойти от рыбаков и на 50 метров, как раздался очень-специфичный звук (так как у всех участников это был первый опыт преодоления зимней преграды по льду, то такого звука никто до этого не слышал), стремительно распространявшийся вдаль, и за ним последовал небольшой толчек, и ощущение будто-бы по льду прошла небольшая волна… Часть команды присела, выжидая что будет дальше… Рыбаки при этом как стояли, так и остались неподвижно стоять, только лишь посмотрев в нашу сторону…

Как потом выяснилось, - это возникла трещина во льду, довольно-таки большой протяженности (на несколько сот метров)…

Лед периодически трескается, и рыбаки об этом знали, потому даже особо не придали этому значения. Но для нас это событие было еще тем впечатлением - мы еще пару минут стояли как вкопанные… Дальше я пошел разведывать дальнейшее направление следов…


Впереди был замечен участок с более-тонким льдом, о чем свидетельствовали выходы воды на поверхность в местах ударов пешней… Было решено обойти этот участок. Дальше следы от ударов пешни вообще терялись, а впереди были замечены трещины, потому было решено идти с учетом картины трещин.

Далее на нашем пути встретилась первая ”живая”, и ”играющая” вверх/вниз трещина, которая шла полукругом, и распространялась довольно-таки далеко в обе стороны. Так как это было первое подобное препятствие, первая трещина на нашем пути, и мы еще не знали, что подобные трещины относительно-безопасны при аккуратном переходе, то было решено ее переходить с повышенными мерами предосторожностей: рюкзаки были сняты, и тащились по льду, а само передвижение через трещину проходило переползанием.


По мере продвижения через какое-то время трещин на нашем пути становилось все-больше и больше, и приходилось выбирать более-оптимальные маршруты подальше от участков схождения нескольких трещин.


Через какое-то время мы вышли к самой крупной на нашем пути трещине.

После тщательного обследования трещины, ее разошедшихся краев, и замера толщины льда, стало понятно, что в-принципе лед довольно-крепкий, и главное - придумать как быть с рюкзаками, чтобы избежать дополнительной нагрузки на края трещины.

Было решено передавать рюкзаки на жердях, и перебираться на противоположный край трещины придерживаясь за переброшенные жерди.


Далее на маршруте встречались лишь небольшие трещины. И спустя еще некоторое время, мы таки добрались до противоположного берега!!!)


Для нас это было словно переход евреев через Красное море!) - мы ликовали, радовались, смеялись, благодарили Аллаха и друг-друга за то, что нам таки благополучно удалось добраться до противоположного берега без происшествий!)))

Все были просто дичайше-обрадованы, и очень-сильно утомлены, - ведь на льду нужно быть постоянно настороже, не расслабляться, и быть готовым к само-спасению или спасению соседнего члена команды. И конечно же далее мы решили отметить это за трапезой на берегу.


После перекуса мы проследовали через дамбу Переяслава-Хмельницкого. На входе на дамбу висела забавная табличка, с указанием разрешенного по определенным часам времени прохода через нее) А впереди виднелись вроде-бы закрытые ворота. Оценив отсутствие ближайших переправ через речку Трубеж, мы подошли к воротам, которые оказались просто прикрыты на щеколду, открыли шеколду на воротах, и проследовали через дамбу)

Далее мы добрались до автовокзала Переяслава на легендарном ЛАЗе-695 - самой популярной модели советского ЛАЗа.


Автобус ЛАЗ-695 может быть смело занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Эта модель, хоть и модернизируясь, продержалась на заводском конвейере 50 лет, с 1956 по 2006 г., тем самым поставив абсолютный рекорд по продолжительности производства одной модели автобуса.

Автобусы ЛАЗ-695 до 1991 года выпуска имели интересную особенность в конструкции: в случае военной мобилизации эти автобусы переделывались в санитарные. Для этого достаточно было лишь демонтировать сидения в салоне. В обязательном порядке автобусы ЛАЗ-695 имели дополнительную дверцу в передней стенке кузова под лобовым стеклом справа от сиденья водителя, которая предназначалась для погрузки и разгрузки носилок с ранеными (через узкие двери носилки пронести было бы невозможно). После 1991 года эту деталь упразднили.


Также для меня было новостью и то, что на базе автобуса ЛАЗ-695 какое-то время выпускались и троллейбусы, с характерным обтекаемым и пучеглазым корпусом старых моделей ЛАЗов - те самые, старые киевские советские троллейбусы из детства!)


Интересная особенность маршруток и Переяслава и Канева в Киев: маршрутки из Переяслава в Киев ходят в два раза чаще, стоят в два раза дешевле, и переезд занимает чуть меньше чем в два раза меньше времени, чем проезд на маршрутках из Канева в Киев, при том, что расстояние Киев-Канев больше только на треть расстояния Киев-Переяслав.
(расстояние по маршруту Киев - Переяслав-Хмельницкий ~ 82 км, примерное время в пути ~ 1 ч 30 мин;
расстояние по маршруту Киев - Канев ~ 117 км, и примерное время в пути ~ 2 ч 45 мин.)

В нашей маршрутке из Переяслава в Киев была просто адская печка, так что друг, сидевший рядом, и поставивший возле решеток печки рюкзак с пристегнутыми треккинговыми палками, через какое-то время чуть было не обжог руку, случайно к ним прикоснувшись, настолько они накалились от горячего воздуха).
Конечно же мы решили воспользоваться этой особенностью себе на пользу, разулись, поставили сушиться возле нее ботинки, подмокшие за день хождения по снегу), и свесили к ней погреть замерзшие ноги) К концу поездки обувь была сухая)

Друзі, вихідні, туризм, краса, враження, пригоди, Психи, поїздка, відпочинок, подорож

Previous post
Up