Портреты России: Игорь, непризнанный гений

Jun 19, 2013 23:26



Портреты России: Катя, разнорабочая и другие
«Портреты России» - проект PublicPost public_post - это взгляд на страну глазами ее жителей.

Сегодня мы живем в аквариуме - видим мир через кривую оптику, как рыба из своего круглого стеклянного дома. Москвичи в своем аквариуме, деревня - в своем, офисные работники, государственные служащие, военные, мигранты и так далее - у всех есть своя ниша, своя оптика и своя Россия. Страна, в которой мы живем, состоит из множества разных, бесконечно непохожих друг на друга стран - и все-таки это именно одна страна и одно общество.

Чтобы увидеть эту страну, мы записываем рассказы самых разных людей. Они происходят из разных мест и социальных слоев, у них разный достаток и разный уровень образования. У этой истории нет конца: сколько людей - столько и Россий. Житель горного села в Осетии рассказывает, как он построил маленькую электростанцию и бесплатно делится с соседями собственным электричеством. Похоронный агент ненавидит людей за то, что те не оплакивают своих покойников, а впопыхах ищут тайники. Старик, который поет у метро советские песни, рассказывает, как он приехал в Москву из Тамбова с баяном, чтобы собрать деньги на лечение больной жены, и завоевал сердца москвичей.

Каждый рассказчик рисует свой портрет. Портреты России - это не портреты россиян в исполнении журналистов PublicPost. Это галерея портретов страны, созданных нашими собеседниками. Они рассказывают про себя и про то, в каком мире они живут. Множество этих жизней - это и есть та самая Россия.
Игорь, непризнанный гений
“Амбициозный сибиряк приезжает покорять Москву: поставить их всех и нагнуть, выбить все себе заказы” - 56-летний скульптор рассказал, как из его плана ничего не получилось.

Игорь Христолюбов двадцать с лишним лет назад приехал из Алтайского края покорять Москву. Закончил Строгановку, но признания не получил - предпочел коммерческим заказам карьеру непризнанного гения. Сейчас он живет в подвале и делает из всякого мусора скульптуры в форме опавших листьев.



Про вершину и подвал

Я бомж. Мне 56 лет, и у меня нет ничего. Умрет хозяин подвала, который я снимаю - ему за 70 - и мне будет негде жить. Я отвергнут профессионалами, меня не принимает Союз художников. По сути, мой статус - худший скульптор страны, потому что в этом Союзе все, кроме меня. У меня нет семьи, у меня нет ничего. Может, и не будет. Мой путь в одиночестве. Я думал много раз, что вот придет признание. Каждому художнику ведь этого хочется. И что я вот буду успешным - возьму вершину. Но иногда я думаю, может, мое место, моя вершина - это то, где я сейчас? Жил же Иоанн Креститель, один из самых почитаемых святых, в пустыне, питался саранчой и диким медом. Может, ему тоже хотелось чего-то более изысканного. Я работаю, и мне не надо думать о деньгах, будет день и будет пища - как птица небесная.



1. В мастерской скульптора. Фото: Игорь Христолюбов
Про памятник

В Бийске я закончил педагогическое училище - был учителем рисования. Но хотел заниматься скульптурой, резал по дереву. И была в Бийске художественная артель, я кое-что умел, и меня туда взяли. И тут я предложил поставить памятник погибшим воинам. Администрация города, а Бийск - это такой академгородок, одобрила - делай эскиз, будем ставить. Я эскиз сделал, его утвердили. Но перед началом работ я поехал в Барнаул на художественный симпозиум - за признанием. Скульптор Воскресенская посмотрела на мои работы и сказала, что я, конечно, могу и дальше заниматься скульптурой на любительском уровне, но она видит во мне потенциал, и рекомендовала мне в училище художественное поступать. Надо ли говорить, что она меня тогда растоптала? Я вернулся в Бийск и говорю: не могу памятник делать, теперь уже не имею права.



2. Работы скульптора Игоря Христолюбова. Ожидание ответа
Про туалет

Мой учитель Михаил Кульгачев жил в Барнауле. Когда я решил поступать в "Строгановку", мне было почти тридцать, и я переехал в Барнаул к нему готовиться. Я устроился сторожем в школе. Жить мне было негде, и я жил в заброшенном школьном туалете. Его использовали как склад всякой рухляди, там рядом с унитазами и стояла моя раскладушка. Школа была буквой "П" и другой санузел был в противоположной части школы. Чтобы сходить в туалет приходилось идти через весь коридор. Готовить я не мог, так что ел что попало и чем угостят. Кульгачев не знал, где я жил. А когда увидел, сказал, что буду жить в его мастерской. Он меня частью семьи своей сделал. Для художника мастерская - это очень личное, многие жен туда не пускают, а он меня пустил.



3. Работы скульптора Игоря Христолюбова. Мать и дитя
Про русский язык

Я сдал экзамены, но не поступил - в списке зачисленных меня не было. После экзаменов все абитуриенты пили - одни праздновали поступление, другие - от горя. Я, следовательно, со вторыми. Пьем мы, и один говорит мне: "А что ты с нами пьешь? Ты же поступил". Я подумал про него: "Вот свинья. Не стыдно так издеваться. Так шутить нельзя". Он говорит: "Ну сходи, посмотри". Я еле сдерживал себя, чтобы не побежать. Сердце-то колотилось, надежда же блеснула. Смотрю снова списки - моя фамилия появилась в самом низу. Как потом выяснилось, я написал лучшее сочинение по литературе и русскому языку, но у меня было около пятидесяти ошибок. Я же не читал ничего. И писал я на свободную тему. А заведующая кафедры русского языка сочинение прочитала, решила, что я новый Шукшин, и исправила каким-то образом мне оценку, ошибки там подправила. И бумагу заставила написать, что жил я в далеком Алтайском селе и не было возможности у меня изучать родной язык. Я поступил. Я потом в историю Строгановки вошел: я был единственным русским, который вместе с иностранцами, неграми из Африки, русский учил. А такие же колхозники, как и я, сидели английский зубрили.



4. Работы скульптора Игоря Христолюбова. Родители, смотрящие вслед
А потом я работал, как все другие. Готовил себя, как все другие, к войне за заказы. Нам даже в институте давали задание, все приносят один эскиз, а я - коробку. Все, как обычно. Амбициозный сибиряк приезжает покорять Москву: поставить их всех и нагнуть, выбить все себе заказы.

Про первый лист

Все мои работы - это листья разных пород. Я нашел первый лист в 33 года - чудесным образом в скверике на Соколе, во мне кто-то как будто что-то выключил, переключил. То, к чему я стремился, перестало для меня даже не то чтобы быть чем-то важным и ценным, для меня многое стало почти преступным. То есть как бы пришел некий закон внутрь меня, по которому я понял, что не имею право делать заказы. И больше не было у меня работ ради денег.



5. В мастерской скульптора. Фото: Игорь Христолюбов
Я до сих пор считаю, что заказ - это хорошо, и то, что многие делают заказы - это здорово. Надо семью кормить и прочее. Мне сейчас 56, 23 года я занимаюсь этой формой - я не сделал ни одного заказа. Я потерял семью. Я бы с удовольствием сделал заказ, если бы мне сказали: "Игорь, мы хотим, чтобы вы свою работу сделали монументальной". Потому что я монументалист - многие мои работы по пластике монументальны.



6. Работы скульптора Игоря Христолюбова. Хранители
Про веру

Я избавлен от необходимости зарабатывать деньги. Я о них не думаю. Каждый день, просыпаясь при закрытых окнах и дверях, - это условно - я нахожу сухарик. Этот сухарик появляется неизвестно откуда. Можно, конечно, сказать: "Что такое сухарь, когда я зарабатываю деньги и ем икру?" Но этот сухарь появляется волшебным образом, и отказаться от него, предпочесть что-то более достойное с позиции материального мира для меня - утратить связь с Богом. К этому я пришел и через голодные обмороки. Я же себя дисциплинировал. Пытался себя убедить, что вот я закроюсь зимой, не буду никому звонить, и если я буду верить, то Бог мне пошлет кого-нибудь: или покупателей, или кто-нибудь принесет мне мешок картошки ни с того, ни с сего. И я это испытание прошел.



7. В мастерской скульптора. Фото: Игорь Христолюбов
Про еду

Периодически мне нечего есть. Тогда просыпаются "несуны", как я их по-дружески называю. Человека, например, год видно не было, не приходил он, а тут навещает. Несут "несуны" не баловство, не пирожные всякие, а кто крупу, кто картошку, мешок лука. И вот прямо в нужный момент. И как будто у них есть расписание. Словно знают, когда и что нести.



8. Работы скульптора Игоря Христолюбова. Паруса
Про уныние

Когда я выставлялся еще, я делал 8 работ в год - пользовался хорошим деревом, хорошим инструментом, у меня даже зрение лучше было, чем сейчас. Был период, мне не везло, и я считал, что Господь меня бросил. Я себя тихо жалел и фактически перестал работать. У меня было много оснований: болезнь, долги и прочее. Я сделал за год всего четыре или пять работ. Тогда за уныние Господь лишил меня возможности работать: я потерял мастерскую, инструмент у меня украли, работы затопило водой. И множество неприятностей свалилось. Я искал другую мастерскую. Найти подвал в Москве - это максимум месяц, а я не мог найти мастерскую 1,5 года. И вот тогда я научился ценить, что есть главное: не деньги, не что-то, а вот - возможность работать. И когда я эту мастерскую нашел, моя единственная мечта была эти полтора года выброшенные компенсировать. В первый год я сделал 16 работ, потом 24 и пошло. Максимальное - 60 работ за год. И у меня, как у профессионала, объяснения этому нет. Я не стал лучше, я делаю скульптуры из всякого дерьма - из такого дерева, что я больше дыры заделываю, чем работаю. У меня нет инструмента - я фактически тремя стамесками работаю. Сейчас я в среднем делаю 50 работ в год.



9. Работы скульптора Игоря Христолюбова. Материнство
Про людей

Я люблю общаться. У меня просто бывают периоды, как недавно вот - восемь месяцев я в мастерской сидел, почти никуда не ходил, работал. Ни с кем не общался. Меня почти всегда можно найти в мастерской. Я на службу в церковь хожу в субботу и воскресенье, а так всегда здесь. Летом я сижу во дворе, работаю, и я рад поговорить. Я стараюсь быть гостеприимным. Мое гостеприимство не в том, что у меня на столе, а во времени, которое я трачу на людей, которое я отрываю от своего искусства, служения. Я думаю, это тоже чего-то стоит. Раньше мне было обидно, что многие приходят - здесь были тысячи, - каждый уходит с ощущением, что обязательно придет еще, и большинство просто пропадает. Я злился на людей. Винил их и себя, гадал, может, обидел кого, был негостеприимным. А теперь я уже спокойно к этому отношусь.

Текст: Алиса Иваницкая
Фото: Ацамаз Дзиваев/PublicPost

Работы скульптора Игоря Христолюбова



10. Заповедь



11. Бегство в Египет



12. Предопределенность



13. Камикадзе. Воин божественного ветра



14. В мастерской скульптора. Фото: Игорь Христолюбов



15. Одиночество. Женщина и её тень.



16. Единство противоположностей



17. Сидя в одиночестве



18. Меч предков



19. Иллюзии



20. Возвращение блудного сына



21. Левитация II



22. Русалка на льду



23. Отцу



24. Вестник молитвы



25. Семья



26. Роды



27. Душа огня



28. Святое семейство



29. Назад в реальность



30. Двое



31. Освобождение



32. Fariwell 1992



33. Сидящая женщина



34. Ночной дозор



35. Молчание

бедные и богатые, художники, регионы, культура, искусство, мужчины, мнения и аналитика, общество и население, нравы и мораль, города и сёла, современность, история, фото и картинки, сибирь, жизнь и люди, родина и патриотизм, биографии и личности, интервью и репортаж, москва

Previous post Next post
Up