Классики фотоискусства: Борис Игнатович

Apr 07, 2013 00:57


Классики фотоискусства: Иван Шагин | Эжен Атже | Аркадий Шайхет | Роберт Капа, Ч.1 и Ч.2 | Дмитрий Бальтерманц, Ч.1 и Ч.2 | Андре Кертеш

Борис Игнатович
(1899 - 1976 гг.)

Классик советской фотопублицистики, выдающийся представитель первого, «героического» поколения советских фоторепортеров. ©Жизнь и творчество

Борис Игнатович начинал как редактор и журналист, но фотографическая слава затмила его достижения на литературном поприще. Нам Борис Игнатович известен как талантливый и многогранный фотограф, чьи работы злободневны, чье мастерство ставит фоторепортаж вровень с лучшими образцами изобразительного искусства, а найденные ракурсы и по сей день копируются в работах фотографов и художников.

Первые шаги в журналистике (тогда еще не фото-) 19-летний редактор-стажер делает в редакции луганской газеты «Северо-Донецкий коммунист». Там его способности были быстро замечены и оценены по достоинству: уже через год он направляется для работы в харьковской «Красной звезде».

В качестве репортера «Красной звезды» Игнатович проходит сквозь фронты гражданской войны. Его очерки с поля боя, статьи, посвященные жизни людей в это непростое время, регулярно появляются на страницах газеты. Мирное время Борис Игнатович встречает в столицах - работает редактором московской газеты «Горняк», заведует редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина», «Смехач», «Бузотер». Журналы покупаются нарасхват.

Фотографии 1926-1930 гг.



1. Маяковский на Красной площади. Москва. 1-е мая. 1-е мая, 1928



2. Завод. 1930 г.



3. Лес экспортный. Ленинград. 1929 г.



4. Наш ответ Чемберлену. 1927 г.



5. Контроллер. 1930 г.



6. На заводе «Динамо». 1930 г.



7. Обед в коммуне. 1928 г.



8. Первый трактор. 1927 г.



9. Рабочие. 1930 г.
Бок о бок с Игнатовичем работают М.Булгаков, В.Катаев, М.Зощенко, Кукрыниксы. Общение с карикатуристами оказывает на молодого человека огромное влияние - их взгляды на жизнь, непривычно острое мироощущение становятся для Игнатовича опорной точкой в решении заниматься изобразительным искусством. По-настоящему судьбоносным для Бориса Игнатовича явилось знакомство со знаменитым художником В.В.Лебедевым, под влиянием которого молодой редактор и начинает серьезно изучать историю и теорию фотоискусства.



10. Музыкальная олимпиада. Ленинград. 1926 г.



11. На стройке. 1929 г.



12. В цехе прожекторного завода. 1930 г.



13. Парад на Красной площади. 1927 г.



14. Работница. 1930 г.



15. Освобождаемся от иностранной зависимости. 1930 г.



16. Регулировка контроллера. 1930 г.



17. Молодой рабочий. 1930 г.
Увлечение фотографией начинается с малого. Весной 1923 года Борису Игнатовичу дарят карманный «Кодак», и он просит пришедшего в редакцию «Смехача» М.Зощенко немного попозировать. Уходя же вместе с Зощенко с работы, Игнатович делает свой первый репортажный кадр - снимает писателя-сатирика, покупающим яблоки. Не на шутку увлекшись фотосъемкой, молодой художник приходит к пониманию неразрывной связи технической и творческой составляющих фотографии. Он изучает технику съемки, свойства оптики, познает секреты обработки фотоматериалов, что мгновенно дает результат. На всех фотографиях Бориса Игнатовича видно виртуозное мастерство владения камерой - а ведь в первой половине прошлого века техника была далека от сегодняшних стандартов как в оперативности и удобстве работы, так и в смысле технического качества получаемого результата. Для первых «фотографических» лет Б. Игнатовича характерно использование непривычных углов съемки, острого ракурса и «косины» горизонта - художник явно находится под влиянием А. Родченко. Впрочем, и в эти годы, художник не отдается слепому копированию - в его работах ракурс всегда обоснован и служит выражению мысли автора.



18. Колеса жаток. 1928 г.



19. Укладка кабеля. 1930 г.



20. Переезд на новую квартиру. Нач. 1930 г.



21. Новая Москва (в дни перевыборов). 1930 г.



22. Ударник труда. 1930 г.



23. «Винтовки к ноге!». 1930 г.



24. Хлебороб. 1930 г.



25. На коммунальной кухне. 1927 г.
В 1926 году в Охотном ряду, на крыше «Рабочей газеты», проходит собрание, которое учреждает Ассоциацию фоторепортеров при Доме печати - уникальной организации, которая заменяет многим фоторепортерам учебные курсы и объединяет людей, преданных фотоискусству. Один из инициаторов создания ассоциации, Игнатович активно участвует в ее деятельности. Это ничуть не мешает его творческой работе - в качестве фотожурналиста Игнатович сотрудничает с журналами «Прожектор», «Огонек», «Красная Нива». В 1927 году он приглашен в газету «Беднота» на должность бильдредактора. Здесь фотограф учится искусству образной публицистики, здесь же формируется его команда, в которую в дальнейшем войдет его сестра Ольга Игнатович. Публикации, например, в «Советском фото» или «Вечерней Москве», зачастую так и подписываются: «Бригада Игнатовича». Эта команда выступает против канонов салонной фотографии и режиссуры: Игнатович открывает выразительность внутрикадрового монтажа, стремясь при съемке к конструктивному размещению предметов в кадре. Руководствуясь своей теорией, фотографы стараются заполнить все поле кадра «активным материалом» - изображением объектов, которые в сочетании создавали бы представление о сюжете и теме. Разрабатываются универсальные приемы: «упаковка кадра» (включение в кадр необходимого материала), «разгон по углам» (углы кадра несут смысловую нагрузку). Фотографы экспериментируют с разными типами оптики, используя объективы в несвойственных для них жанрах (широкоугольник в качестве портретного, длиннофокусный - для съемки пейзажей).



26. Старые пушки. 1930 г.



27. Чаепитие в Раменском. 1928 г.



28. В гостях у земляка. 1928 г.



29. Борис Игнатович. 1930 г.



30. На теплой печи. 1927 г.



31. Пионеры и беспризорники. Москва. 1-е мая, 1927



32. Кремлевские куранты. 1929 г.



33. Ударник тов. Раков. 1930 г.
Игнатович пробует себя в кинематографе в качестве оператора. В 1930 году он снимает киноочерк «Сегодня» по сценарному плану кинорежиссера Эсфири Шуб, участвует в создании кинофильма «Олимпиада искусств». Киносъемка, так же, как и фотография, показывает свойственную Игнатовичу крупность плана, динамизм и лаконичность кадра. Впрочем, спустя некоторое время Игнатович возвращается в фотографию, снова начиная эксперименты с кадрированием и оптикой, выделяя смысловой центр композиции посредством глубины резкости и направленных к нему воображаемых линий.



34. У микроскопа. 1929 г.



35. Красная площадь. Духовой оркестр. 1930 г.



36. Новая архитектура. Нач. 1930-х. 1930 г.



37. «Все на выборы!». 1928 г.



38. Реклама мебельного магазина. 1929 г.



39. Мастер обувной фабрики «Буревестник». 1930 г.



40. Купальщицы. 1928 г.



41. На водной станции. 1927 г.
С 1930 года по инициативе А.М.Горького в Москве начинает выходить иллюстрированный журнал «СССР на стройке». В редакции журнала числятся такие известные фотомастера как Я.Халип, М.Альперт, А.Шайхет, Д.Дебабов, Г.Петрусов. Сотрудничает с новым изданием и Игнатович. Один из номеров 1931 года, посвященный Ленинграду, иллюстрируется Игнатовичем и его бригадой, причем специальным уведомлением читателям сообщают, что лично Игнатовичем «производились специальные съемки с аэроплана» - тогда это было большим новшеством. «Мне предоставили самолет Р-5, - вспоминает Борис Всеволодович. - Пилот попался опытный и к тому же фотолюбитель. Он понял мое намерение и охотно взялся содействовать. Я сел к нему спиной и попросил лететь, как можно ниже, почти на бреющем полете. Очень хотелось дать кадры покрупнее. В руках у меня «Лейка» с единственным объективом «полтинником». Телевиков мы тогда еще не имели…» Сегодня, разглядывая эти снимки почти вековой давности, остается лишь восхищаться мастерству фотографа, который без специального оборудования, в неприспособленном самолете сделал кадры ставшие классикой - достаточно упомянуть лишь «Исаакиевский собор с высоты птичьего полета».

Фотографии 1931-1935 гг.



42. Первомай. Техника решает все. 1932 г.



43. Этажи. 1933 г.



44. Арка Генерального штаба. Ленинград. 1931 г.



45. У Эрмитажа. 1931 г.



46. «Пугало». 1931 г.



47. Асфальтирование улицы. 1931 г.



48. Памятник Лассалю. Ленинград. 1931 г.



49. У Смольного. 1931 г.



50. Машины в гараже. 1933 г.
Начало Великой Отечественной войны вынуждает талантливого фотомастера стать фронтовым фоторепортером. Игнатович неотступно следует за боевыми частями на лошади. Выходит серия кавалерийских репортажей. Форма подачи сюжетов очень разнообразна: хроникальные зарисовки, жанровые сцены, групповые и персональные портреты. Немало здесь и батальных эпизодов. Некоторое время проводит Игнатович в партизанском отряде, что позволяет ему сделать портреты и описать быт партизан. К завершению войны мастер делает фотопортреты ведущих военачальников, в том числе известнейшие снимки маршалов Г.К.Жукова и В.И.Чуйкова. Попадают в объектив фотографа и зарисовки с исторических мировых событий (маршал Жуков на конференции в немецком городе Потсдам).



51. У нового станка. 1931 г.



52. Наши первенцы. 1933 г.



53. Наркомзем. 1933 г.



54. Первое мая. 1-е мая, 1931



55. Душ. 1935 г.



56. На мосту. 1931 г.



57. Исаакий. 1931 г.



58. VII Конференция ВЛКСМ. 1932 г.
После войны мастер целиком сосредоточен на мирных темах. Выходит серия пейзажей с ритмичной и стройной композицией. На кадрах почти всегда присутствует активный передний план, а последующие планы отдаляются через плавный тональный переход. Немало создает Игнатович и портретов, реалистических и даже «репортажных» по исполнению. Среди моделей фотографа - скульпторы В.Мухина, С.Коненков и И.Макагон, писатель М.Шолохов, академик Д.Прянишников. Для съемки портретов мастер пользуется форматной камерой с размером фотопластины 18х24 см. Такой аппарат позволяет эффективно управлять рисунком изображения, в нужной плоскости проводя границу «резкость-нерезкость», а в дальнейшем обеспечивает возможность критичного в жанре портрета негативного ретуширования.



59. Динамовцы. 1931 г.



60. Трамвай «А» у Камерного театра. Москва. 1931 г.



61. Стена. 1931 г.



62. Дорожные работы. 1931 г.



63. Колхозная ярмарка в Тифлисе. 1932 г.



64. Лесоэкспортная гавань. Ленинград. 1931 г.



65. Шахматный турнир. 1935 г.



66. Сталин и Мамлакат. 1935 г.



67. В зале VII Конференции ВЛКСМ. 1932 г.
Борис Всеволодович щедро делится своими знаниями и опытом с молодежью. Он нередко посещает собрания в московском клубе «Новатор», популярнейшем месте общения фотографов 60 - 80-х гг. прошлого века, печатает статьи в журнале «Советское фото». Фотограф учит новое поколение чувствовать световой рисунок, не злоупотреблять контрастностью или недодержкой, обедняющими тональные переходы, изучать технику, развивать пространственное мышление. Большое значение придает Игнатович умению использовать источники света и компоновать кадр соответственным образом, последовательно он проводит и мысль о необходимости искать наилучшую точку съемки, а не пытаться исправить композицию кадра фотоувеличением. Советы мастера фоторепортажа звучат актуально и сейчас, спустя более тридцати лет после его смерти. Работы же Бориса Игнатовича нашли свое место в фонде классики мирового фотоискусства.

Фотографии 1936-1939 гг.



68. Молодость. 1937 г.



69. Москва. ВСХВ. 1939 г.



70. Хлебозаготовка. 1936 г.



71. На полевом стане. 1936 г.



72. Казачка. 1936 г.



73. Тбилиси. На горе Мтацминда. 1937 г.



74. Гуси. 1937 г.
•••••••Биография

4 апреля 1899 г. Родился в Луцке (Украина)
1918 г. Литературный редактор газеты «Северо-Донецкий коммунист»
1919 г. Литературный редактор газеты «Красная звезда», г. Харьков
1921 г. Редактор газеты «Горняк», г. Москва
1922 - 1925 г. Заведует редакциями ленинградских юмористических журналов «Дрезина», «Смехач», «Бузотер». Делает первый репортажный снимок: «Михаил Зощенко покупает яблоки».
Апрель 1926 г. Участвует в организационном собрании московских фоторепортеров, которое оформилось в Ассоциацию фоторепортеров при Доме печати. В качестве фотографа сотрудничает с журналами «Прожектор», «Огонек», «Красная нива».
1927 г. Фоторедактор газеты «Беднота»
1930 г. Одним из первых становится владельцем фотокамеры «Лейка», публикует первые серии снимков в «Советском фото». Снимает киноочерки по сценарию Эсфири Шуб.
1931 г. Создает знаменитые фотосерии, посвященные архитектуре Ленинграда.
1935 г. Возглавляет бригаду фоторепортеров для съемки сюжетов на тему стахановского движения.
1937-1941 гг. Штатный фоторепортер журнала «Строительство Москвы». Снимает строительство заводов АМО, «Динамо», «Фрезер», «Калибр».
1941-1945 гг. Военный корреспондент, фоторепортер. Делает репортажи с полей сражений, снимает портреты ведущих советских военачальников и простых солдат.
1948 г. Выставка «Пейзажи моей родины» в ЦДРИ (Москва).
1953-1955 г. Экспериментирует с цветной фотографий. Результаты представлены на выставке цветной художественной фотографии в Москве.
1963-1967 г. Участник отчетных выставок клуба «Новатор». Создает множество портретов выдающихся современников.
1969-1971 гг. Участник выставок Объединенного комитета художников и графиков книги. Москва.
1972 г. Персональная выставка в Литве. Вильнюс. Преподавательская работа.
1976 г. Скончался в Москве

30-е, художники, социализм и коммунизм, наследие, история, эпохи, фото и картинки, идеология и власть, биографии и личности, ссср, культура, искусство, мастер

Previous post Next post
Up