Классики фотоискусства: Дмитрий Бальтерманц, Ч.1

May 18, 2012 03:53


Ранее в серии классики фотоискусства: Иван Шагин | Эжен Атже | Аркадий Шайхет | Роберт Капа, Ч. 1 и Ч. 2

Дмитрий Бальтерманц
(1912 - 1990 гг.)

Дмитрий Бальтерманц - известнейший советский фотомастер, классик военного фоторепортажа.Жизнь и творчество

Дмитрий Бальтерманц родился 13 мая 1912 года в Варшаве, столице Польши, которая еще входила в состав Российской империи. Он рос в благополучной и интеллигентной семье: отчим будущего фотографа был адвокатом, мать свободно говорила на нескольких иностранных языках.

В 1915 году после начала Первой мировой войны семья переезжает в Москву. Глава семейства искал спокойствия и стабильности. И нашел их - на короткие два года. Грянувшая в 1917 году революция принесла разруху, лишения, бедность. Почти сразу после Октябрьского переворота семью Бальтерманцев уплотнили, превратив их квартиру в коммуналку. Бывшим хозяевам осталась только одна комната - в ней Дмитрий Бальтерманц прожил почти всю свою жизнь.

После смерти отчима Дмитрия, мать мальчика устроилась машинисткой в Издательство иностранной литературы. В это же время, четырнадцатилетним подростком, начал свою трудовую деятельность и сам Дмитрий. Мальчику удалось попробовать свои силы в самых разных областях, однако с особенным удовольствием он устраивался туда, где мог иметь дело с фотографией. В течение нескольких лет Дмитрий ассистировал («принеси-подай») нескольким известным фотографам, помогал оформлять витрины в издательстве «Известия», работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора. «По долгу службы» мальчик имел возможность знакомиться с фотографиями, которые отличались высокими художественными достоинствами и являли собой настоящие произведения искусства в стиле соцреализма.

Окончив в 1939 году механико-математический факультет Московского государственного университета, Дмитрий Бальтерманц был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана. В этом же году молодой человек по заказу газеты «Известия» выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж, запечатлев ввод Советских войск на территорию Западной Украины. Эта поездка решила судьбу Бальтерманца: он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотографом. Согласно воспоминаниям дочери фотографа Татьяны Бальтерманц, перед принятием «судьбоносного» решения, Дмитрий Бальтерманц почти не колебался: «На размышления ушло немного времени - душа уже была отравлена фотографией, осталось взять в руки фотоаппарат».

Сразу же после начала Великой Отечественной войны, Дмитрий Бальтерманц отправился на фронт в качестве фотокорреспондента газеты «Известия». На страницах газеты появились его репортажи, посвященные строительству противотанковых укреплений под Москвой, обороне столицы, военным действиям в Крыму, битве под Сталинградом.

Фотографии 1940-45 гг. (36 фото)



1. Иосиф Сталин, Лаврентий Берия, Георгий Маленков. Тушино. 1940 г.



2. Атака. Ноябрь. 1941 г.



3. Бой за деревню. 1941 г.



4. На дорогах войны. 1941 г.



5. Охраняя небо Родины (Попытка собрать урожай первого года войны). 1941 г.



6. Рытье противотанковых рвов под Москвой. Октябрь. 1941 г.



7. Часовой (разъезд взят). 1941 г.



8. Ближний бой. 1942 г.



9. Горе. Из серии "Так это было..." Керчь. Январь. 1942 г.



10. Из серии "Так это было..." Керчь. Январь. 1942 г.



11. Из серии "Так это было..." Керчь. Январь. 1942 г.



12. Из серии "Так это было..." Керчь. Январь. 1942 г.



13. Ночной бой. 1942 г.



14. Сталинград. Ноябрь. 1942 г.



15. Сталинград. Ноябрь. 1942 г.



16. Танковая атака. 1942 г.



17. Бой. 1943 г.



18. В сельской школе. 1943 г.



19. Вперед! 1943 г.



20. Залпы "катюши". 1943 г.



21. Огонь ведут танки. 1943 г.



22. Пленные. 1943 г.



23. Штрафной батальон. 1943 г.



24. Колонна немецких военнопленных проходит по Москве. 17 июля. 1944 г.



25. Техника, брошенная фашистами. 1944 г.



26. Форсирование Одера. Декабрь. 1944 г.



27. Война пришла в Германию. 1945 г.



28. На Берлин! 1945 г.



29. На дорогах Германии. 1945 г.



30. На Одере все спокойно. 1945 г.



31. Остановка на марше. 1945 г.



32. Охраняя завоеванный город. 1945 г.



33. Победители. 1945 г.



34. После рукопашной. 1945 г.



35. Праздничный салют. Красная площадь. Москва. 9 мая. 1945 г.



36. Чайковский. Германия. 1945 г.
Закончилось же сотрудничество Дмитрия Бальтерманца с «Известями», очень печально для фотографа, в 1942 году. В это время Бальтерманц на несколько дней вернулся в столицу, чтобы проявить и напечатать фотографии, отснятые под Москвой и Сталинградом. Снимки были оставлены сушиться в редакции. Ночью один из них руководство газеты решило срочно поставить в утренний номер. В спешке случайно выбрали «московскую» фотографию, которая была опубликована с подписью «Пленные немцы из-под Сталинграда». Дмитрий Бальтерманц при выборе снимка не присутствовал, однако после того, как ошибка была обнаружена, вся ответственность была возложена именно на него. Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон.

Жизнь фотографу спасло тяжелейшее ранение, грозившее ампутацией ноги. Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий Бальтерманц снова отправился на фронт фотокорреспондентом - теперь уже не «Известий», а армейской газеты «На разгром врага».

Вернувшись с фронта с орденами, медалями, сотнями публикаций и архивом в тысячи негативов, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашел работу. Служба в штрафном батальоне и еврейское происхождение в эпоху набиравшей обороты кампании по борьбе с космополитизмом закрыли для фотографа двери даже тех изданий, где высоко ценили и любили его творчество.

Фотографии 1946-54 гг. (24 фото)



37. Иосиф Сталин Георгий Маленков Лаврентий Берия Анастас Микоян на трибуне стадиона Динамо. 2-я половина 1940-х.



38. Похороны Михаила Калинина. Москва. 1946 г.



39. Красная площадь. Москва. 1947 г.



40. Ген сталинизма. Выступление академика Тимофея Лысенко на сессии ВАСХНИЛ. Москва. 1948 г.



41. Похороны Андрея Жданова. Москва. Сентябрь. 1948 г.



42. В детском саду. 1949 г.



43. В детсом саду. 1949 г.



44. Испытания нового автомобиля (ЗИС-110). 1949 г.



45. "Стройкам коммунизма...". 1949 г.



46. Без названия. 1950-е гг.



47. Выборы Иосифа Сталина в Верховный Совет СССР. Митинг в Москве. 1950 г.



48. Гиганты индустрии (Магнитка). 1950-е гг.



49. Глобус (Кружок юных географов). 1950 г.



50. Женщины Киргизии. 1950-е гг.



51. Красная площадь. Москва. 1950-е гг.



52. КуКрыНикСы (справо налево Михаил Куприянов, Петр Крылов, Николай Соколов). 1950-е гг.



53. Маршал Семен Буденый у своего любимого портрета. 1950-е гг.



54. Театральная площадь. Москва. 1950-е гг.



55. Черный кот. 1950-е гг.



56. Писатель Сергей Михалков и его сын Никита. 1952 г.



57. Иосиф Сталин в гробу. Из серии "Шесть генеральных". Март. 1953 г.



58. На крыше гостиницы "Украина". 1953 г.



59. Перед спутником (Подготовка стратостата к полету). 1954 г.



60. Перед спутником (Подготовка стратостата к полету). 1954 г.
Ответственность принять Бальтерманца на работу взял на себя только поэт Алексей Сурков, главный редактор журнала «Огонек» - крупнейшего советского иллюстрированного издания, которое выходило миллионными тиражами. В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц и работал до самой смерти.

Продолжение

художники, наследие, история, фото и картинки, вов и вмв, биографии и личности, ссср, искусство

Previous post Next post
Up