Геополитические зарисовки современного передвижника # Япония / окончание

Apr 26, 2021 21:05

Начало

- Что ты успел заметить в японцах? Один русский путешественник будто бы сказал, что китайцы, это немцы Азии, а японцы - французы.

- Китайцев мы все более-менее себе представляем, поэтому возьмём их за эталон. Японцы отличаются от китайцев настолько сильно, что ты понимаешь - это вообще не китайцы. Они даже внешне не похожи. Они не такие узкоглазые и монголоидоподобные, как китайцы. Они больше похожи на европейцев. Два этнических типа в Токио. Преобладает почти европеоидный, такой высокий рост, в теле, цвет кожи белый, разрез глаз широкий, почти европейский. Ближе к нашим дальневосточным народам. Есть ещё японцы маленькие, тёмненькие, больше на таких обезьянок похожи. Почему? Не знаю.

Но у них климат довольно холодный. Даже в Китае климат потеплее. Потому что Япония находится на Тихом океане, там холодные течения. Муссонный климатический эффект. Япония находится на широте Турции, а климат там как в Англии. В принципе, наверное, холоднее. В Англии снег, говорят, не каждый год выпадает. А в Токио, Киото и Осаке каждый год выпадает. Они привыкли жить в холоде. Даже я, будучи в ноябре, не почувствовал, что там какая-то жара. Можно жить в палатке, но я помню, что в последний день я реально замёрз. Было около нуля. А японцы одеваются не по-зимнему.



___
Мы думаем, что японцы одеваются как в аниме девушки. На самом деле это большая редкость увидеть. Больше японцы одеваются по-деловому. Почти все как клерки в костюмах абсолютно одинаковых. А женщины почти все в таких длинных тёмных юбках в сдержанных тонах. У них преобладающий цвет в одежде, это серый и черный. Никаких ярких цветов в одежде нет.

Ещё что я заметил о японцах - они не моются. Даже от женщин и девушек пахнет потом. Может они моются где-то когда-то. Но я даже не заметил, чтобы они в туалетах сильно отмывались. И я ещё подумал, то ли у них вода в дефиците, то ли кухня такая, что они воняют. Когда едешь в метро, то реально смрадно от людей. И ещё бывает часто пахнет алкоголем, потому что в Японии разрешено публичное употребление алкоголя, где угодно. Нет временных ограничений на его продажу и продается этот алкоголь везде, поэтому выпить там не проблема. Каких-то пьяных вдрызг весёлых пьяниц я не видел, но частенько перегаром от кого-то несёт. А вот курить, вообще ни разу не видел, чтобы кто-то где-то курил. Места для курения есть, но я не видел, чтобы кто-то ими пользовался.



___
- А есть там алкоголики? Везде, где я бывал, есть пьяницы, которые ведут себя как наши, с утра у остановок сидят или ходят-слоняются.

- Нет. Я думаю, японцы так воспитаны, что он не будет слоняться, выискивать. Он лучше себе харакири сделает, если он потерял лицо. Вообще японцы себя ведут как милашки полные, примерное поведение. Если бы в детском садике выставляли оценки, то русский ребёнок получил бы двойку, а японский пятёрку, потому что это самые благовоспитанные люди на свете. Я вообще не видел, чтобы там как-то выходили за рамки. Прикоснуться к другому человеку, это неуважение, оскорбление, позор, поэтому они даже в давке, в метро ведут себя так, что ты себя нормально чувствуешь. И когда показывают «заталкивающих людей», это токийская тема, но немого утрировано. На самом деле, японцы даже в час пик выстраиваются в аккуратную очередь. Не хватило места в поезде, ничего страшного. Они покорно стоят и ждут, когда придёт следующий. Постепенно очередь до всех доходит, никто не пытается пролезть без очереди. Никто не пытается на красный свет пройти. Все аккуратно прикладывают платильные карты в метро. Заторы по большей части из-за того, что японцы стараются оплатить проезд.

В Токио люди не улыбаются, не тратят время на общение, а в провинции, в Фудзиномии, даже когда я - иностранец заходил в магазин, чтобы заварить еду, то японцы из кожи вон лезли, чтобы понравиться: улыбались, приветствовали, помогали, подносили. Какая-то супер-обходительность. Даже полицейский, когда однажды меня забанил в Фудзиномии с палаткой, по тепловому датчику определил, что я поставил палатку. Но он тоже вёл себя супер-корректно. Ни разу не было, чтобы я какой-то криминал почувствовал от них.

Визуально Япония ничем не отличается от какой-то Западной Европы. Такая же ухоженная. Может быть меньше разрывов цивилизации. Везде деятельность человека чувствуется. Поэтому трудно найти пустое местечко для палатки.

- А почему, ты рассказывал, что, когда ты вернулся из Токио в Новосибирск, у тебя было ощущение, что ты из XXIII века вернулся в Средневековье?

- Из-за того, что в Японии более развита техника, но не только.



___
- Но когда приезжаешь из Европы, нет такого ощущения.

- В Японии более продвинутая социальная система устройства. Если считать, что японцы уже построили коммунизм, то мы находимся в середине капиталистического развития. В чём выражается японский «коммунизм»? В том, что там «от каждого по возможностям, каждому по потребностям». Там почти нет безработицы. Почти все работают где-то. Очень много ненужных работ, которые у нас, в реальном капитализме не были бы востребованы. Их специально придумывают, чтобы занимать безработных. Всякие регулировщики, показыватели, объяснятели, хэлперы. Если в Индии это навязчивые корыстные хэлперы, то в Японии это специально оплаченные люди, получающие зарплату. Да и просто японцы, стоит его остановить, он остановится и расскажет. Но может и не остановиться. Есть две крайности. Либо он готов тебе помогать, прямо на ровном месте, либо вообще тебя не замечает. Сделает вид, что тебя нет.



___
- У него, наверное, есть задача, он её решает, и ты в неё не вписываешься.

- Конечно, да! В Европе всё равно была бы какая-то реакция, улыбнулся бы, извинился, сказал: «Сорри!». Японцы в определённой ситуации могут просто не замечать окружающий мир.

В чем вот эта суперразвитость? В том, что у них очень высокая стоимость человеческого времени, времени жизни человека. Находясь в Японии, ты понимаешь, что здесь ценится твоё время, ты не будешь его на пустяки тратить, на бессмысленные проезды в метро, как в Москве - три часа туда, три часа сюда. Получая какую-то услугу, время будешь тратить не больше, чем необходимый минимум. Там всё придумано так, что ты можешь всё сделать очень быстро и ты не чувствуешь себя обиженным. Это устройство экономии времени мне кажется главным признаком развития цивилизации. В Европе этого нет, местами бюрократизм тупой.

При этом в Японии трудно заплатить карточкой. С чем это связано, я не знаю.

- Ты заметил, что у японцев развит корпоративизм? Они ощущают себя частью одного целого.

- Да-да-да! Япония - это страна мафии. У них же были клановые войны. Потом революция Мэйджи. Один клан пришел к власти. Вся Япония была исторически поделена на зоны влияния между князьями и, видимо, это и сейчас так осталось. Токио, казалось бы, заточен под международный мегаполис, ощущалось, что есть корпорации и нет между ними никакой прослойки, какой-то свободы. Все люди принадлежат этим корпорациям, на них работают.

- Как это можно почувствовать?

- Нет частного предпринимательства, нет стихийности. Нету шаурмы, как в Европе. Везде всё крайне упорядочено. Есть только сетевые магазины, где та же шаурма и бич-пакеты, но всё это крайне упорядочено. Сами японцы без дела не слоняются, все куда-то идут. Они ездят на своих дорогущих поездах прикладывая какие-то карточки. Эти карточки что-то вроде рейтинга социальной ответственности им создают. Если он не приложит, то это ему минус. Поскольку они работают в корпорациях, корпорации оплачивают им проезд. У меня было ощущение, что все они идут в каких-то корпоративных рамках.

Признаки мафии выражаются в подавленности населения. При всей благостности их жизни.



___
- Может это система их давит?

- А что такое система? Это мафия, которая стала государством. Японская система такова, что всё принадлежит крупным корпорациям, которые просто сдают в аренду своим гражданам право существования в этой Японии. И от этого японцы испытывают депрессию. Депрессивность - это черта Японии. Это черта всех развитых стран, но в Японии она сильнее выражается. До тошноты доходит до какой-то. Японцы не заинтересованы в случайных заработках…

Кстати, японские барахолки, это такое приятное исключение из упорядоченной жизни. В Токио есть по субботам и воскресеньям всенациональная японская барахолка. На окраину города, в район Иокогамы съезжается человек 500, наверное, торговать. В том числе есть антикварное искусство, но большая часть - это шмотки и оргтехника. Компьютеры подключены к каким-то розеткам, всё работает. И ещё посуда, но посуда там зачастую бесплатно. Горы хлама и написано - «free» (бесплатно). Цены примерно, как у нас.

Даже на этих барахолках японцы не пытаются обмануть или заработать больше, чем это можно. Там не принято торговаться. Тебе называют цену, ты пытаешься её снизить, японец не понимает. Но иногда снижают. Но для этого нужно правильно задать вопрос. Не торговаться, а тяжело вздохнуть и попросить: «Small discount please!» Тогда, может быть, японец тебя пожалеет и сбавит процентов 20. Но больше, чем 20 - не принято. А в основном, вообще не принято торговаться. У меня был такой случай. Я всё-таки стал торговаться, я подходил к продавцу три раза и в итоге я уже смирился, что заплачу ему полную цену и отдал ему эти деньги. Но продавец, видимо внутри, согласился мне сделать эту скидку, и он вернул мне ту сумму, которая была разницей. Гиперпорядочность японцев, видимо связана с тем, что их выдрессировали не ошибаться власть предержащие, система. Ты должен быть хорошим гражданином и не думать о том, что какая-то халява тебя осчастливит. Поэтому японцы нигде не пытаются эту халяву поймать.

Там интересные отношения между людьми. Я замечал, что отношения девушки-юноши не такие, как у европейцев. Я вообще там почти не замечал парочек обнимающихся. Там этого нет, там все по отдельности. Нет компаний. Исключения есть. В основном, они все по отдельности. И когда в Фудзиномии мне удалось разговориться с японцем, который просто увидел необычного иностранца в своём провинциальном городке, ему стало интересно, и он подошел. Я стал спрашивать о моментах его жизни. Он показал свой Фейсбук, я спросил, почему у него так мало друзей (меньше тридцати человек). Он сказал, что это ещё много. В основном это мои одноклассники по медицинскому колледжу, а друзей у меня нет вообще, у нас не принято коннектиться. И это я заметил. В Японии меня дважды подвозили автостопом. И оба раза это было невозмутимо абсолютно. Японец не поинтересовался, кто я, откуда и зачем. Иностранец, ему надо. Второй японец, который меня вёз, был настолько обходителен, пытался выяснить, в какой район Фудзиномии мне надо, собирался меня туда отвезти. В итоге я просто вышел примерно в центре.



___
Они реально не общаются. Я не замечал, чтобы они как китайцы громко галдели и по телефону говорили. Они всё время пребывают в каком-то молчании, во внутренней погружённости. А иногда в метро можно видеть людей, которые, как мне показалось, думают о суициде. Они подолгу стоят, опустив голову, и смотрят в одну точку. Действительно, по количеству самоубийств Япония лидирует. У них даже есть «сад самоубийц», куда приходят люди, чтобы покончить с собой, прыгают с какой-то скалы. Поэтому мне там стало неуютно, потому что японцы не общаются, нет там веселья, как в Индии. Комфортно, но неуютно. Русскому человеку будет там очень одиноко. Я случайно встретил русских на одной из барахолок. Они, видимо, в Японии живут долго, общались между собой, по ощущениям как сын и мать. Они говорили в таком тоне, что я понимал, что им тоже тут одиноко. Они с таким матом и такой биологической непосредственностью характеризовали японцев, что мне даже было неловко за соотечественников.

Даже иностранцев это одиночество достаёт. Я видел этих иностранцев, они подавлены. В других странах иностранец чувствует себя в привилегированном положении, в Японии он чувствует себя неполноценным, не в системе. В Японии непривычно много полицейских для Европы. Их больше, чем в России. Они социально не опасны, но само их присутствие… Они вооружены до зубов, как самураи какие-то. Со светящимися дубинами, пистолетами, с яркими мундирами подавляющими, пугающими. Сама мысль не закрадывается, что нужно что-то нарушить. Своим видом они тебя кодируют от любых правонарушений.



___
Бросается в глаза очень хорошо продуманная школьная форма. И когда ты смотришь, понимаешь, что японцев готовят с детства, что они должны быть господствующей нацией. Японские дети, по сравнению с детьми других азиатских наций выглядят очень мощно. Как сверхлюди. Даже сами их манеры, не только форма, вышколенные. Они как юные солдаты все, в этой форме. Даже самые маленькие девочки первоклассницы шестилетние выглядят хорошо очень. По сравнению с Китаем... Они, несмотря на своё развитие, остались нацией крестьян, которых загнали из деревни в города и дали работу за горсточку риса. Менталитет такой быдловско-бомжовский остался, хотя у китайцев тоже глубокая культура, но въевшейся нищетой она вся нивелирована. Внешне они ведут себя плохо - плюются, харкаются, орут, толкаются. Японцы абсолютно не такие, крайне сдержанные, все погружены внутрь себя. От них очень сильная энергетика исходит скрытая. Если Европа уже потеряла свои имперские возможности, по ощущениям, она уже полностью стерилизована. Там нет ничего интересного, яркого, пассионарного. То Япония - нет, там это всё скрыто, чувствуется, что в любой момент это всё может вырваться наружу. Посмотри их мультики, того же Миядзаки или их фильмы, где внешне сдержанные японцы взрываются и из них что-то выходит, какая-то жесть.



___
Вот это ощущается, потребность выплеснуть энергию. У них ещё такое воспитание, что они привыкли всё в себе держать. И поэтому они выглядят зажатыми как мощные пружины. Стоит только дать возможность, и японец выстрелит. Поэтому так много путешественников японцев в Азии, которые там в одиночку ходят с рюкзаками по джунглям. Изредка в цивилизацию выходят. Японцам не надо экзальтированно показывать свои достижения.

Сама страна очень развита. Они, видимо, достигли какого-то очень высокого уровня ещё в 80-е годы и развитие скорее пошло в направлении совершенствования общества и конкретного человека, нежели техники. Там вообще нет понятия «быдло», рабов. Это не нация рабов. Если про русских можно сказать, что мы всё-таки остались крепостными крестьянами на этих заводах. Хотя, японцы, наверное, тоже крепостные на заводах своих корпораций, но это достойные крепостные. Если бы Японии дали возможность расширяться как империи, они бы легко подавили любую азиатскую страну. Но в Японии отрицательный прирост населения, убыль, но детей там, по ощущениям, чуть больше, чем в Западной Европе.



___
- Расскажи, что тебе было интересно на блошиных рынках?

- Я купил билеты с такими датами, чтобы попасть на Оедо-маркет, который бывает раз в месяц. В свой первый день я как раз попадал на Оедо-маркет, который проходит в самом центре Токио. В «Трипадвизоре» советовали именно на этот маркет попасть. Я вышел из метро зайцем с огромными ушами, дошел до маркета, через 20 минут, и на несколько часов в него погрузился. Меня там интересовали, конечно, старинные открытки, связанные с нашими отношениями. Какой-то взгляд Японии на Россию. Но на Оедо-маркете мне не удалось русские найти открытки. Удалось найти японские. Я нашел у одного мужика какого-то японского путешественника, который был на нашем Дальнем Востоке, где он среди русских. И я купил эту открытку. У другого нашел штук пять открыток, связанных с Харбином. У третьего я нашел целую коллекцию - 167 открыток, наклеенных в альбом, он их мне продал за 5000 йен, это 50 долларов. И вот, я потратил в первый же день 70 долларов на открытки. Но никакие предметы я там на покупал, чайники прекрасные, потому что они стоили весьма дорого. Уже часа в три Оедо-маркет закончился. Они все свернулись и ушли.

Я, найдя место для палатки, адаптировался к Токио. Потом, зайдя по японскому вайфаю в интернет, по японским сайтам англоязычным, я обнаружил, что по выходным есть ещё барахолка Айкинбаджо, которая находится на юге, ближе к Йокогаме. Через неделю я поехал на Айкинбаджо-маркет. Там то же самое, но в пять раз дешевле. Там тоже не удалось найти русских открыток, но что-то интересное я там нашел. В субботу были более интеллектуальные, а в воскресенье уже приехали барахольщики со шмотками. И на этих барахолках много иностранцев. Я так понял, что они специально приезжают, чтобы там порыться. Они это скупают, а потом в Европе и Америке продают гораздо дороже. Например, у них там есть деревянные куклы, они имеют какую-то мистическую функцию гадательную, и они в огромных количествах продаются. Какие-то ступы, открытки тоже покупали, я там не один был филокартист.

Я нашел целый набор из 14 открыток «Визит Тиунэ Сухагиры в Харбин» с его русской женой Клавдией Аполлоновой. Этот набор издала сестра Клавдии Аполлоновой очень маленьким тиражом 5, может быть 10 экземпляров. Уникальная семейная хроника, изданная в форме открыток.

В японской православной церкви есть святой Тиунэ. Он прославился тем, что, когда был консулом в Литве, выдавал евреям аусвайсы, которые благодаря этому могли через территорию Советского Союза и Японии уехать на Кюрасао, в Америку, в голландскую колонию. Он таким образом спас более 30 тыс. евреев. Будучи православным, под влиянием жены, хотя с ней он развёлся, когда начались репрессии против русских в Манчжурии. Он женился на японке, а судьба Аполлоновой, к сожалению, не известна. Скорее всего он её тоже как-то покрыл. После войны он попал под какие-то американские репрессии и работал в Советском Союзе, потому что хорошо знал русский язык, сначала в Хабаровске, потом в Москве, в каком-то торгпредстве. Потом один израильский дипломат, ещё до Шестидневной войны, его узнал, потому что тот его спас. И началась его известность.
_______

Интервьюер: Андрей Лямзин - к.и.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета, эксперт РСМД

Текст: Андрей Лямзин, рисунки: Андрей Шевченко
«РСМД», 27 марта 2021
Previous post Next post
Up