Мастера исламской фотографии. Аббас Аттар в Ср. Азии периода конца СССР

Apr 25, 2021 19:03

Ещё фотомастера здесь, здесь и здесь

Аббас и его Средняя Азия
Фотожурналистика / октябрь, 2013

Никто так много не снимал позднюю советскую и раннюю постсоветскую Среднюю Азию, как Аббас. Можно, конечно, вспомнить еще Георгия Пинхасова, но тот в основном фокусировался на жизни бухарских евреев. ©Ещё фото Ср.Азии здесь, здесь и здесь



Бухара, Ляби хаус, 1987
У Аббаса тоже была своя главная тема - исламская община, в то же время он уделял внимание и другим сюжетам, которые считал интересными.Особенно его удивляли старики с советскими наградами, которых он встречал во всех азиатских республиках: фотограф искренне недоумевал, почему они ими так гордятся. Даже подписи к его первым снимкам из Узбекистана и Таджикистана были примерно такими: «Люди собираются на патриотический праздник» (это о дне Победы 9-го мая). К середине 1990-х он уже вник в ситуацию и вышеприведенная фраза изменилась на «празднование победы над фашизмом».




2.Бухара, коммерческая фотостудия, 1987

Аббас - своего рода уникум, единственный представитель исламского мира, достигший мирового признания и всех высот своей профессии (он возглавляет агентство Magnum Photos). Иногда называют еще пару имен - англичанина Питера Сандерса и японца Казуёши Номачи, но они приняли ислам уже будучи известными фотографами.

Аббас же член мусульманского социума, что называется, изначально. Его полное имя - Аттар Аббас (в отличие от кинорежиссера Аббаса Киаростами, у него это не имя, а фамилия). Родился в 1944 году в Иране. Когда ему было 8 лет, его семья перебралась во Францию, точнее, Алжир, который тогда был ее полноценной частью.

Впоследствии Аббас рассказывал, что начал снимать во время алжирской войны за независимость, тогда же принял решение стать фотожурналистом. Сказано - сделано, и с начала 1970-х он объездил множество войн, локальных конфликтов, «горячих точек» и революций. «Первая война, на которую я поехал, это была война в Бангладеш в 1970 году, в которой я увидел отголоски войны во Вьетнаме», - вспоминал он.



3.Бухара, 1987. Поднятые руки с пятью пальцами, символизирующими пять принципов ислама, устанавливаются над могилами святых

Затем последовали Биафра (провинция, попытавшаяся отделиться от Нигерии в конце 1960-х, в ходе подавления восстания погибли от 1 до 3 миллионов человек), Северная Ирландия, Вьетнам, Чили, Куба, Южная Америка, ЮАР.

В конце 1970-х Аббас вернулся в Иран, намереваясь отразить стремительную модернизацию и вестернизацию страны, осуществляемую на основе нефтяного бума ориентированным на Запад шахом Мохаммедом Резой Пехлеви.

Этот масштабный замысел был прерван не менее масштабными событиями: начавшейся в 1978 году антишахской революцией, которую он снимал в течение двух лет. После публикации своих фотографий Аббас 17 лет не рисковал показываться в Иране. Событиям в этой стране посвящена его книга «Иранский дневник 1971-2002».

«В некотором смысле, это была и моя революция. По крайней мере, на первых порах, до тех пор, пока революционное движение окончательно не сосредоточилось в руках религиозных лидеров», - говорил он в одном из интервью.



4.Бухара, 1987. Студенты медресе Мир Араб (единственного действующего медресе в Советском Союзе)

Во второй половине 80-х Аббас обратил пристальное внимание на усиление позиций ислама по всему миру. С 1987 по 1993 год он посетил 29 стран от китайского Синьцзяня до Марокко. В 1994 году вышел его фотоальбом «Аллах Акбар: путешествие сквозь воинствующий Ислам», привлекший к себе особенно сильное внимание после террористических актов 2001 года в США.

Впоследствии Аббас затратил годы жизни на фотоисследования других мировых религий.

В 1990-е он объездил полмира, чтобы запечатлеть христианские общины, их обряды и ритуалы во Франции, Ирландии, России, США, ЮАР, Израиле и других странах. Итогом его усилий стала изданная в 2000 году книга «Лица христианства: Фотографическое путешествие».

В том же году он приступил к проекту об анимизме, вере в одушевленность природы, который закончил в 2002-м. С 2008 по 2010 годы занимался буддизмом, а в настоящее время работает над аналогичным проектом об индуизме.

2009-й год ознаменовался выходом его нового фотоальбома «Во имя кого?». Серия из 172 снимков показывает как жизнь людей определяется господствующими в их странах религиозными течениями. Альбом многообразен и каждый может интерпретировать его по-своему. На мой взгляд, он о том, как религии разобщают человеческие культуры, подпитываясь фанатизмом своих последователей, а также о закрепощении общества самой темной его частью.



5.Бухара, 1987. Студенты медресе Мир Араб смотрят выступление Горбачева (сзади Шеварднадзе)



6.



7.Самарканд, 1987



8.Самарканд, 1987. Кладбище Шах-и-Зинда



9.Самарканд, 1987. Кладбище Шах-и-Зинда. Могила солдата, погибшего в Афганистане



10.



11.



12.



13.Самарканд, 1987



14.Ташкент, 1987. Площадь Ленина (ныне площадь Независимости)



15.Ташкент, 1987. Мужчины за столом на традиционной узбекской свадьбе



16.Ташкент, 1987. Женщины за роскошным ужином на традиционной узбекской свадьбе



17.



18.



19.



20.Хива, 1987



21.Туркменистан, Ашхабад, 1987



22.Ашхабад, факультет математики госуниверситета, 1987



23.Туркменистан, совхоз "Ленинский путь", занятия по НВП



24.Таджикистан, Душанбе, 1987



25.Душанбе, 1987. Русский и мусульманский ветераны Второй Мировой войны на праздновании дня Победы



26.Таджикистан, Душанбе, 1987



27.Душанбе, 1987. Студенты-медики ассистируют в мединституте



28.Таджикистан, 1987. Старики на молитве в мечети Маулоно Якуба Чархи



29.Таджикистан, Нурек, 1987. Директор совхоза дает инструкции женщинам, собирающим фрукты. До недавнего внемени он был первым секретарем компартии большого города



30.Таджикистан, 1987. Совхоз "Россия", сборщицы хлопка



31.Киргизия, Фрунзе, 1987 (ныне Бишкек)



32.Фрунзе, 1987



33.Фрунзе, 1987. Государственный музыкальный колледж



34.Фрунзе, 1987



35.Фрунзе, 1987. На молитве в городской мечети



36.Фрунзе, 1987



37.Таджикистан, Душанбе, 1990



38.Душанбе, 1990



39.Душанбе, 1990. Школа изучения Корана для детей при мечети



40.СССР, Таджикистан, селение Лангар близ Комсомолабада, 1990. Мусульмане в новой построенной мечети



41.



42.



43.



44.СССР, Таджикистан, 1990 год



45.СССР, Таджикистан Душанбе, 1990. Молодые девушки в красочных таджикских платьях посещают занятия в мечети



46.СССР, Таджикистан, Душанбе, 1990. Девушки, посещающие школу по изучению Корана, со своим учителем



47.СССР, Таджикистан, Каратаг, 1990. Мальчика готовят к обрезанию, рядом члены его семьи



48.Таджикистан, Каратаг, 1990. Мальчику делают обрезание



49.Таджикистан, Каратаг, 1990. После обрезания



50.



51.СССР. Таджикистан, 1990. Семьдесят лет активного атеизма не заставили мусульман отказаться от веры в исцеляющую силу святых. В Джиликуле молодой мальчик, потерявший чувствительность в ноге после введения неправильного препарата, совершает паломничество в храм Зайн Аббедина. Он погружается в мутную воду, чтобы исцелиться. Его отец - старший государственный служащий в Узбекистане, коммунист, пришел в храм в отчаянии после того как врачи потеряли надежду вылечить его сына



52.Таджикистан, 1990. Кази (глава мусульман) Ходжи Акбар Тураджонзода - молодой, активный мулла в Душанбе, член Верховного Совета республики (будущий лидер таджикских исламистов во время гражданской войны)



53.Душанбе, 1990. Дети изучают Коран



54.Душанбе, 1990. Студент молится в школе изучения Корана



55.Душанбе, 1990. Таджикская свадьба - два брата женятся в один день



56.Возле Самарканда, 1990. Арабский алфавит снова используется в медресе Аль-Бухари. После советской революции этот алфавит был заменен кириллицей



57.Бухара, 1993. Ляби хаус



58.Бухара, 1993. Медресе Мир Араб



59.Бухара, 1993. Студент медресе Мир Араб



60.Бухара, 1993. Студент читает Коран в медресе Мир Араб



61.Бухара, 1993. Медресе Мир Араб



62.



63.



64.



65.Студенты медресе Мир Араб, 1993



66.Бухара, 1993. Мулла на пути к медресе Мир Араб



67.Бухара, 1993. Медресе Джуиборий Калон, школа изучения Корана для женщин



68.Бухара, 1993



69.Бухара, 1993. Медресе Джуиборий Калон, школа изучения Корана для женщин



70.Медресе имама Аль-Бухари близ Самарканда, 1993



71.Школа по изучению Корана возле Самарканда, 1993



72.



73.Медресе имама Аль-Бухари близ Самарканда, 1993



74.Самарканд, 1993. Золотая улыбка



75.Душанбе, 1993. Русский генерал А.Шишлянников, министр обороны Таджикистана



76.Таджикистан, Душанбе, 9 мая 1993 года. День победы над нацизмом



77.Душанбе, 1993. Празднование Дня Победы над нацизмом. Второй слева - президент Эмомали Рахмонов



78.Душанбе, 1993. Новобранцы



79.Таджикистан, Душанбе, 1993



80.Душанбе, 1993. Правительственный солдат, раненый в бою с исламистами за контроль над столицей зимой 1992 года



81.1993, солдат после гражданской войны



82.Таджикистан, 1993. Проправительственный ополченец



83.



84.



85.Таджикистан, Парвар, 1993. Правительственная милиция патрулирует афганскую границу, откуда проникают исламисты



86.Куляб, 1993. Портрет Лангари Лангариева (основатель Кулябского ополчения самообороны, затем Народного фронта), убитого во время гражданской войны, в его школе



87.Таджикистан, Шогара, 1993. Жители лагеря в палатках, предоставленных западными организациями. Их дома были разрушены во время гражданской войны зимой 1992 года



88.



89.Таджикистан, Шогара, 1993. Лагерь беженцев за пределами сельской мечети, после гражданской войны 1992 года



90.Таджикистан, Шогара, 1993. Мечеть, которая использовалась исламистами и была сожжена проправительственной милицией



91.Беженцы в лагере за пределами деревенской мечети после гражданской войны зимой 1992 года



92.



93.Таджикистан, Шогара, 1993. Лагерь беженцев за пределами сельской мечети, после гражданской войны 1992 года



94.Таджикистан, Шогара, 1993. Дети рисуют сцены войны



95.Таджикистан, 1993. Большевистские войска сражаются с басмачами после советской революции



96.Таджикистан, Куляб, 1993. Проправительственный мулло Хайдар (Хайдар Шарипов) с телохранителем



97.Таджикистан, Куляб, 1993. Ковер, изображающий убитого лидера боевиков Сангака Сафарова



98.Таджикистан, Куляб, 1993. Обед для вооруженных формирований, ранее возглавляемых убитым Сангаком Сафаровым



99.



100.Таджикистан. Гиссар. 1993. Похороны брата главного муфтия, защищавшегося 4 телохранителями



101.Таджикистан, Гиссар, 1993 Похоронная процессия по пути на кладбище для погребения брата верховного муфтия Таджикистана



102.Таджикистан, Куляб, 1993. На пятничной молитве в городской мечети (мечети мулло Хайдара)



103.Таджикистан, Кумсангир, 1993. Милиция из Куляба возле афганской границы



104.Таджикистан. Kумсангир. 1993 год. Кулябская милиция патрулирует афганскую границу на БТРе (бронетранспортер)



105.Таджикистан, 1993. Кулябская милиция патрулирует афганскую границу на БТРе



106.Таджикистан, Кумсангир, 1993. Девушки подготавливают поле под посевы хлопчатника



107.Таджикистан, 1993



108.Таджикистан, Колхозабад, 1993. Традиционная игра бузкаши, всадники носят русские танкистские шлемы

P.S. Размещенные здесь фотографии взяты с сайта агентства Magnum Photos, полноправным членом которого Аббас стал в 1985 году.
_______



___Аббас Аттар (29 марта 1944 - 25 апреля 2018 года), более известный под своим мононим Аббас - иранский фотограф, известен по своей фотожурналистикой во время конфликтов в Биафре, Вьетнаме и Южной Африке в 1970-х годах и за его обширные фотопроекты о религии в более поздние годы. Он был членом Sipa Press с 1971 по 1973 год, членом Gamma с 1974 по 1980 год и присоединился к Magnum Photos в 1981 году.

Подготовил Алексей Волосевич, Ташкент ака a-volosevich
«AsiaTerra», 9 октября 2013

80-е, средняя азия, ислам, франция, 90-е, наследие, европа, бывший ссср, войны и конфликты, журналистика, развал страны, ветераны, известные люди, ссср, культура, нравы и мораль, религии, иран, запад, эпохи, фото и картинки, идеология и власть, традиции, народы, биографии и личности, мастер

Previous post Next post
Up