Всё тот же «Афоня»

Nov 16, 2020 22:54

Впервые фильм "Афоня" вышел на экраны страны 45 лет назад, в октябре 1975 года. Картину за год посмотрело 62 миллиона человек. Редкий случай в карьере режиссёра Георгия Данелии и сценариста Александра Бородянского, когда картина пришлась по вкусу одновременно и зрителю, и критикам, и коллегам. Процесс написания сценария и съёмок фильма оброс кучей слухов, не обошлось и без скандалов.





Если профукал жизнь - значит, профукал

Разногласия Бородянского и Данелии начались с того, что каждый по-своему видел настроение "Афони".

- Моя идея сценария была такая: "Горюй", то есть не "живи и горюй", но, если ты профукал жизнь, значит, профукал. А Георгий Николаевич считал, что у него и так жизнь сложная, чтобы ещё кино снимать в мрачной тональности. Он говорил: "Я должен кино делать в тональности "радуйся". Но материал сценария не давал это сделать, это же не оптимистичный сценарий, - рассказывал сценарист Александр Бородянский. - Из-за этого Георгию Данелии пришлось изрядно помучиться.

Самокритичный секс-символ

На Афоню у нас было три кандидатуры - польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.



39-летний Куравлев стеснялся 20-летней Симоновой

В одной из сцен герой Куравлёва должен был лежать с героиней Евгении Симоновой в одной постели в одних трусах. Леонид возмутился, сказав, что он не Ален Делон, чтобы обнажаться: -«Раздеваться не буду, только до футболки!»
- Леонид не стал снимать штаны, он очень стеснялся быть в трусах перед Женей, - смеется сценарист. - Режиссер так и не смог его заставить, Лёня лежал в штанах под одеялом.
Хотя многие считали его парнем хоть куда. Как отмечает сам Александр Бородянский, из всех кандидатов Куравлёв был самым обаятельным, и ему зритель был готов простить то, что не простил бы Высоцкому или Караченцеву, которые тоже пробовались на роль Афанасия Борщова.

- Правда, если бы он был лысый и без парика, может быть, он не был бы таким красавчиком, - смеётся сценарист.

Прости, Саша, я испортил сценарий

Когда Данелия сделал режиссёрский сценарий, перемены не обрадовали Бородянского. Но, как человек тактичный, он не мог сказать об этом Данелии напрямую. Однажды он пришёл к нему в гости, чтобы, собравшись с духом, сказать всё-таки, что он думает. Однако, когда Данелия спросил его, он только и смог сказать: "Нормально". В ответ режиссёр тяжело вздохнул, произнёс: "По-моему, получилось говно. Прости", - и швырнул сценарий в корзину для бумаги. Начали переписывать сцены заново.

Подковёрные интриги Госкино

Изначально "Афоню" должны были снимать на студии имени Довженко, и ставить его предстояло Леониду Осыке. Потом сценарий передали на "Мосфильм". Бородянский, кстати, даже не был инициатором этого, хотя некоторые так думают.



Изначально "Афоню" должны были снимать на студии имени Довженко, и ставить его предстояло Леониду Осыке. Потом сценарий передали на "Мосфильм". Бородянский, кстати, даже не был инициатором этого, хотя некоторые так думают. На него одновременно обиделись актёр Борислав Брондуков, изначально претендовавший на главную роль, режиссёр Леонид Осыка, потому что ему сказали, что это Бородянский отдал сценарий на "Мосфильм", и сам Георгий Данелия, потому что Бородянский не желал изменять своему слову и менять студии. Но как раз в то время сценарий "Афони" выиграл в конкурсе - и Госкино посчитало, что теперь он не принадлежит сценаристу, а является достоянием государства.

Алкоголик Федул затмил Афоню

В процессе проработки сценария выяснилось, что алкоголик Федул, которого сыграл Борислав Брондуков, стал затмевать Афанасия Борщова.

- В нём меньше глубины, но он более эффектный. Я всегда удивлялся, почему люди смеются над этой его фразой "Гони рубль, родственник", не видел я в этом ничего смешного, а потом понял, что всё дело в Брондукове, как он это произносил. Был бы другой актёр, было бы не смешно, - отмечает сценарист. Сценарий переписали, но всё равно Федул остался одним из самых ярких персонажей.

В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съемок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актер, что без него съемки сорвутся, - швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова.
- Борислав Николаевич, вы здесь?! - обрадовалась она. - А там паника: куда актер делся?!
- Неужели он и вправду артист? Надо же! - удивился швейцар.

Рассказывает Иван Усачёв:
- После выхода картины на актёра обрушился шквал предложений от режиссёров. Правда, все роли были практически одинаковыми. Борислава Брондукова видели только в образе алкоголика. И он снимался до тех пор, пока на очередной премьере его жена в слезах не выбежала из зала.

image Click to view



Никулин в роли Борщова

Когда 28-летний Александр Бородянский писал сценарий, он держал в голове молодого Юрия Никулина. Но не того Никулина, которого все знали по роли Балбеса из знаменитого трио,
в которое также вошли Вицин и Моргунов, а Никулина образца драмы Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими". Бородянский представлял себе такого весёлого разгильдяя, но не красавчика.



Но в таком случае "Афоня" бы зазвучал совсем по-другому, и это был бы уже фильм Бородянского, а не Данелии.

Жена ученика Данелии выгнала знаменитого пьяного режиссёра

В Афоне Георгий узнал себя, особенно его умилил эпизод, в котором подруга Борщова в исполнении Нины Руслановой выгоняет из дома пьяного штукатура Колю и бьёт возлюбленного. Аналогичный случай был в жизни самого режиссёра. Однажды он напился со своим учеником и пришёл к нему домой. Супруга ученика, недолго думая, выгнала знаменитость взашей, возмутившись его непотребным видом. И вообще Данелия считал, что "Афоня" - это фильм про него.

Суицид в советской классике

В процессе написания сценария Александр Бородянский давал интервью и ещё не знал, какой он будет. Тогда он учился заочно и был в Москве проездом. С ним занималась его второй мастер Вера Тулякова (первый мастер Илья Вайсфельд вообще сценарий "Афони" разгромил).



И вот с ней Бородянский как-то встретился и сказал, что хочет сделать сценарий про маляра. Она спросила, про что он будет. А он ещё не знал об этом и начал так: "Ну, там будет девушка, которая его любит, а он её не любит, и она повесится". А Вера Владимировна таким трагическим голосом: "Саша, ни в коем случае не делайте так, чтобы героиня повесилась". Он ей тогда сказал: "Хорошо, хорошо, она не умрёт". С тех пор пошли слухи, что Афанасий покончит с собой. А Афоня должен был в деревню поехать после увольнения.

image You can watch this video on www.livejournal.com



- Я же, когда пишу сценарии, не знаю, что будет дальше. Я же не знал, что он у меня в деревню должен ехать или там покончить с собой. Тем более что такой герой и не мог покончить с собой после того, как его уволили, - смеётся сценарист.

Единственное, что ждало героя в первоначальном сценарии, - одиночество и моральное поражение. Он должен был вернуться в город и, проходя мимо кинотеатра, увидеть весёлых людей и пёструю афишу, которые бы создали контраст с его разбитой "профуканной" жизнью.

Катя Снегирева

Рассказывает Георгий Данелия.
На роль Кати ассистент по актерам Леночка Судакова привела юную студентку театрального училища имени Щукина Женю Симонову. Женя мне понравилась, и я утвердил ее без проб. Но тут выяснилось, что она уже подписала договор с другой картиной. Там у нее главная роль, и все лето она будет сниматься где-то в Башкирии. Стали искать другую Катю. Приводили немало способных молодых актрис - хорошеньких и славных, но все не то. И я понял, что никого, кроме Жени Симоновой, в этой роли не вижу.
- И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так за нее держишься? - спросил меня директор картины Александр Ефремович Яблочкин.
- Что в ней особенного, не могу объяснить, - сознался я, - но она в фильме будет луч света в темном царстве.
Тогда он сказал:
- Будет тебе твоя Катя.



И действительно. Яблочкин полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и ее маму в Ярославль. (Этот фильм мы снимали в Ярославле.) А на следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла истеричная, гневная телеграмма! Раздались не менее истеричные, гневные звонки со студии Горького и из Госкино. Выяснилось, что актрису с мамой наш директор просто-напросто похитил, чуть ли не тем же способом, что и герои Гайдая в фильме «Кавказская пленница». И только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».

А мне он сказал:
- Кровь из носа, но ты ее должен снять за три дня. Иначе сорвем съемки на той картине!
Яблочкин был матерый киношник и понимал, что нельзя, но все-таки можно, а что - никак нельзя.

Штукатур Коля

Штукатура Колю сыграл Евгений Леонов. В противовес разгильдяю Афоне Коля считался у нас фигурой положительной: он аккуратный, здраво рассуждает, интересуется международной политикой и мечтает о всеобщей коммуникабельности.
А Леонов своего героя не уважал, говорил, что Коля - эгоист еще хуже, чем Афоня. И все время ворчал, что этот штукатур у него получается плоский, как блин. И только когда сняли сцену «уход Коли домой», он успокоился. В этой сцене Коля, который помирился с женой, уходя от Афони, оставляет ему листок со своим телефоном.



На репетиции Леонов вынул из кармана бумажку с телефоном, и из нее на стол случайно выпало несколько монет. Он убрал монетки и записку в карман и сказал:
- Смотри.
Он снова достал бумажку из кармана, из нее снова высыпались монетки. Он снова аккуратно их собрал и положил в карман.
- Понял? - спросил он меня.
- Что?
- Какой говнюк твой штукатур! Две недели прожил у человека, пил, ел, а самому жалко три гроша оставить!

Эпизод на танцах

Танцы договорились снимать ночью, в зале клуба имени Крупской в Текстильщиках. Я (Григорий Данелия) попросил, чтобы были современные музыканты. Привели группу, главный - курчавый лохматый парень. Худющий. Одеты небрежно, держатся независимо. Спросили, сколько заплатим, и сказали, что сыграют. Оказалось, что мы пригласили сниматься самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первая группа была «Машина времени» Макаревича, а вторая - «Аракс» Шахназарова.
Теперь я очень горжусь, что «Машина времени» дебютировала в фильме «Афоня».Причем в фильме поет "Машина времени", а на сцене -группа "Аракс"

image Click to view



На девушку с бюстом ассистент по актерам Леночка Судакова привела актрису Татьяну Распутину. Очень хорошая артистка, но худенькая и с нормальным бюстом. А нам хотелось, чтобы бюст был внушительный. Кто-то из съемочной группы, тот, кто жил рядом, сбегал домой и принес манную крупу. Ею и наполнили бюстгальтер. Пуговицы тяжести манки не выдержали, и пришлось лифчик связать на спине узлом. (На экране это видно.) Однако грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной деталью...

Крамаров

Несмотря на то, что в фильме снимались легенды советского кино, самым невероятным успехом пользовался Савелий Крамаров (по сценарию друг детства Афони, Егоза). Когда он ходил во время съемок на рынок за продуктами, то продавцы всегда задаривали его гостинцами.

Концовка фильма

Рассказывает Георгий Данелия.
По последнему варианту сценария в финале Афоня покупает в провинциальном аэропорту билет на первый попавшийся рейс и валяется на летном поле в ожидании самолета. К нему подходит милиционер и просит предъявить документы. Афоня сует ему паспорт. На фотографии в паспорте молодой парнишка, с кудрями и беззаботной улыбкой, а в действительности перед милиционером унылый мужчина с абсолютно пустыми глазами. На этом фильм и заканчивался.
Такой мрачный финал мне с самого начала не нравился.
И мы с Бородянским еще в процессе работы над режиссерским сценарием написали вариант, в котором Афоня и Катя в конце фильма встречались. Но поняли - такая концовка нарушает логику повествования, это банальный хеппи-энд. И оставили все как было.



И все-таки финал я переделал. Когда Женя Симонова прилетела в Ярославль и мы начали ее снимать, Катя получалась такой чистой, нежной и трогательной, что мне очень захотелось, чтобы она обязательно появилась в конце фильма. И мы решили снять так: Афоня в аэропорту лежит на траве и ждет самолет. К нему подходит Катя и говорит, как всегда:
- Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы.
Афоня открывает глаза - никакой Кати нет. Над ним стоит милиционер и требует документы. (Катя ему привиделась.)

В последний съемочный день Жени - третий - работали очень интенсивно, снимали по одному дублю, чтобы успеть снять незапланированный «сон». И к концу дня приехали в аэропорт. Начали снимать подход Кати. Первый дубль сняли рапидом - Катя идет медленно, словно плывет. Не то! Сняли вариант - идет с цветочком. Не то! Сняли: она идет, волосы развеваются, платочек. Не то!



Памятник Афоне и штукатуру Коле. Ярославль

И я понял, что дело не в том, как Катя идет по полю, с цветочком или еще как. А в том, что мне очень хочется, чтобы Катя появилась реально.
И вот уже тридцать лет в конце фильма, когда Афоня идет к самолету, его кто-то окликает. Он оглядывается, а там стоит Катя и говорит:
- Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы!

https://life.ru/p/1346011
https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20150903-tayny-sozdaniya-i-semok-legendarnogo-filma-afonya

кино и театр, легенды, фильмы, актёры

Previous post Next post
Up