Абсолютная красота... / Памяти Марии де Монсеррат Вивианы Консепсьон Кабалье и Фольк

Oct 06, 2018 22:24

Ещё известные музыканты здесь, здесь и здесь, в т.ч. женщины

Оглушительное пианиссимо / «Я готова отдать себя всю зрителям. Только возьмите, пожалуйста!»
Умерла Монтсеррат Кабалье

6 октября в барселонской больнице скончалась испанская оперная дива Монтсеррат Кабалье, сообщает агентство AFP со ссылкой на врачей, а также газета El Pais. Одной из величайших оперных певиц ХХ века, которой досталась редкая для ее профессии медийная известность, было 85 лет. ©Ещё смерти известных людей



Оперная певица Монсеррат Кабалье / Фото: Михаил Разуваев
По данным El Pais, похороны певицы состоятся в понедельник, 8 октября. Напомним, в середине сентября Монтсеррат Кабалье попала в одну из больниц Барселоны из-за проблем с желчным пузырем.Монсеррат Кабалье получила мировую известность в 1965 году, когда заменила американку Мэрилин Хорн в опере Гаэтано Доницетти «Лукреция Борджиа» на сцене нью-йоркского Карнеги-холла. Певица прославилась своей техникой бельканто и исполнением ролей в классических итальянских операх Пуччини, Беллини и Доницетти, она отмечена несколькими премиями «Грэмми». В июне этого года в рамках турне в Москве состоялся концерт Монтсеррат Кабалье в рамках турне, приуроченного к ее 85-летию. Какой запомнили Монтсеррат Кабалье - в фотогалерее «Ъ».




2. Фото: Lisi Niesner



3.Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк родилась в Барселоне 12 апреля 1933 года. В семье девочку называли Монтсита. По воспоминаниям оперной дивы, в детстве она была замкнутым угрюмым ребенком, которого травили сверстники из-за поношенной одежды (семья Кабалье была бедна). Тем не менее родители сделали все, чтобы дать дочери хорошее образование: когда у нее обнаружились певческие способности, ее отдали учиться в Консерваторию дель Лисео, одно из самых известных в мире музыкальных заведений, которое Кабалье окончила в 1954 году с золотой медалью / На фото: Монтсеррат Кабалье и дирижер Леонард Бернстайн во время гала-концерта в Париже 5 мая 1977 года

Сейчас уже очевидно, что было две Монтсеррат Кабалье. Одна - суперзвезда 60-70-х, соратница оперных легенд, которые или ушли из жизни, или по крайней мере давным-давно сошли со сцены и исчезли из новостных заголовков. Биргит Нильссон и Фьоренца Коссотто, Джоан Сазерленд и Франко Корелли, Альфредо Краус и, наконец, Мария Каллас. Каллас, по слухам, незадолго до смерти в ответ на вопрос о том, кого она видит своей преемницей на оперном небосклоне, сказала как отрезала: «Разумеется, Кабалье».



4.- «Я торопливо работаю, чтобы жить не спеша» / Монтсеррат Кабалье дебютировала в 1956 году на сцене Базельского театра в Швейцарии, где исполняла партию Мими из «Богемы» Джакомо Пуччини. После этого на протяжении почти десяти лет она выступала на различных оперных площадках Европы - от Венской оперы и Ла Скала до оперного театра Бремена. Певица всегда говорила, что для нее не важен размер сцены и статус города, а важны лишь пришедшие на концерт люди. За это время Кабалье исполнила партию Памины в «Волшебной флейте» Моцарта, Марины в «Борисе Годунове» Мусоргского, Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, Ариадны в «Ариадне на Наксосе», Саломеи в «Саломее» Штрауса и арии Тоски в одноименной опере Пуччини. Однако настоящая слава пришла к ней в 1965 году, когда в Карнеги-холле в Нью-Йорке она заменила Мэрилин Хорн в опере «Лукреция Борджиа» Доницетти / На фото: Монтсеррат Кабалье и Мэрилин Хорн (слева) поют дуэтом в Королевской опере Версаля 19 мая 1985 года



5.Монтсеррат Кабалье владела техникой бельканто и считалась ведущим сопрано своего времени в исполнении опер Верди и Доницетти. Всего Кабалье спела более 120 оперных партий, среди ее сценических партнеров - Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Альфредо Краус, а также поп-звезды Джонни Холидей и Лиза Нилссон. Кабалье - одна из немногих оперных певиц, чьи песни попадали в поп-чарты / На фото слева направо: Фрэнк Синатра, Дайана Росс, Лучано Паваротти и Монтсеррат Кабалье перед выступлением в Radio City Music Hall в Нью-Йорке 18 марта 1984 года / Фото: Rene Perez

Старые черно-белые фотографии помнят совершенно не ту примадонну, которую мы представляем себе при одном упоминании фамилии великой каталонки (которая для многих и звучит-то почти как синоним к слову «примадонна»): стройную, статную, несмотря на миниатюрный рост; огонь в глазах, царственная осанка - все при ней. И карьера у этой Кабалье была тоже очень в духе тех времен, когда нынешней оперной индустрии, глянцевой, безжалостной и спешной, еще не было.



6.Поклонником оперной дивы был солист группы Queen Фредди Меркьюри, с которым певица в 1988 году записала альбом «Барселона». Одноименный сингл из альбома имел большой успех в мире и дважды возглавлял чарты в Великобритании. Кабалье так вспоминала свой дуэт с Меркьюри: «У него были очень выдвинутые вперед зубы. Каждый раз, когда он пел, казалось, что он сейчас себя укусит. Он был отличным музыкантом, поэтому нам было легко работать. У него была отличная техника пения. Немного даже оперная. И у него был баритон» / На фото: Фредди Меркьюри (в центре) и Монтсеррат Кабалье прибывают для выступления в Royal Albert Hall в Лондоне 10 октября 1988 года / Фото: Martin Cleaver



7.- «Когда певец действительно чувствует музыку, слова сами собой будут звучать убедительно» / Монтсеррат Кабалье также сотрудничала с греческим композитором, исполнителем электронной музыки Вангелисом Папафанасиу, вместе они записали две композиции March with me и Like a dream, которые вошли в альбом певицы «Друзья на всю жизнь» («Friends for life») / На фото: Монтсеррат Кабалье выступает под аккомпанемент Вангелиса в Афинах 2 августа 1997 года

Девочка из бедной барселонской семьи, с пяти лет подпевавшая папиным патефонным пластинкам, и мечтать не могла даже о поступлении в консерваторию. На ее счастье, учебу оплатила местная патрицианская семья, баловавшаяся меценатством. И все равно юная Кабалье, при всех задатках, была так робка и застенчива, что подрядившийся было опекать начинающую певицу с консерваторской золотой медалью итальянский импресарио безжалостно сказал ей: «Выходи-ка ты лучше замуж, милочка, и не мечтай о сцене».



8.В 1964 году Кабалье вышла замуж за оперного певца Бернаба Марти, который впоследствии оставил карьеру ради жены. У пары родилось двое детей - сын Бернабе и дочь Монтсеррат, которая пошла по стопам матери и выступает под пседонимом Монтсита. В интервью “Ъ” в 1997 году оперная дива говорила, что для нее стало сюрпризом, что дочь поет: - «А что касается ее появления на оперной сцене - это было для меня сюрпризом. Я не знала, что она поет. Это было очень дорого и трогательно для нас обоих, для меня и моего мужа. Но когда мы вместе находимся на сцене, мы не мать и дочь, а равноправные и вежливые партнеры»



9.Впервые в Советском Союзе Монтсеррат Кабалье побывала в 1959 году, вместе с матерью она приехала найти своего дядю, который бежал из Испании во время Гражданской войны. В 1974 году певица посетила Москву с гастролями, в столице она спела партию Нормы из одноименной оперы Беллини. В 2000 году Кабалье приняла участие в благотворительном концерте в Москве «Звезды мира - детям», средства от которого пошли на помощь одаренным детям-инвалидам. В июне этого года в Москве состоялся концерт певицы в рамках турне, приуроченного к ее 85-летию / На фото: Монтсеррат Кабалье у своего портрета на церемонии вручения ей диплома почетного доктора РХТУ имени Менделеева / Фото: Алексей Куденко

Замуж она действительно вышла (за тенора Бернабе Марти, который и не предполагал, что окажется до такой степени в тени собственной супруги) и с застенчивостью справилась. После успехов на европейских задворках вроде Базеля внезапно заменила заболевшую Мэрилин Хорн на полусценическом исполнении «Лукреции Борджиа» в Карнеги-холле (это было в 1965-м) и получила получасовую овацию, после которой ее сенсационно красивое сопрано уже как-то неловко было не причислить к главным вокальным феноменам века. Мэрилин Хорн вообще-то говоря была меццо, пусть и стремилась воссоздать вокальную практику тех времен, когда нынешняя грань между сопрано и колоратурным меццо-сопрано была не так уж очевидна. Монтсеррат Кабалье, хотя и совершенно на свой лад, тоже удивляла обширностью и разнообразием диапазона: Виолетта и Изольда, Норма и Саломея, Маршальша («Кавалер розы») и Сантуцца («Сельская честь»). Ей был по силам огромный репертуар - от ролей, которые традиционно считаются легкими и лирическими, до тяжелых, драматических и небезопасных для вокального здоровья партий.

Montserrat Caballe “Casta diva“ Norma / Монсеррат Кабалье - Беллини - Ария Нормы "Casta Diva"

image Click to view


___
И все-таки ее Изольда или ее Турандот скорее факты биографии, которые приходится с бесконечным уважением принять к сведению.

А вот ее белькантовые партии, при ее технике, ее строгом певческом вкусе, поразительных пианиссимо и эталонной messa di voce, да просто при изумительно подходящем к этой музыке тембре - это уже абсолютная красота и безусловный образец.
Редкие (особенно по меркам 70-80-х) оперы Россини, Беллини, Доницетти она вдобавок очень ценила и с достоинством интеллектуалки способствовала их возвращению на сцену задолго до того, как это самое возвращение стало модным трендом.



10.- «Драма, если я пою. Еще большая драма, если я не буду петь. Чем же мне тогда заниматься?» / Кабалье активно занималась благотворительностью: певица учредила фонд помощи больным детям под эгидой ЮНЕСКО, была Почетным послом ООН и послом доброй воли ЮНЕСКО, давала множество благотворительных концертов. Певица имела множество медалей и орденов разных стран, среди которых испанский орден Исабель, французский орден Командора искусств и литературы, золотая медаль Академии литературы, науки и искусства Италии и др.



11.В 2000 году в Санкт-Петербурге Кабалье познакомилась с российским исполнителем Николаем Басковым (на фото) и оценила его оперный талант: - «Я бы очень не хотела, чтобы Николай пел только поп-музыку. Ему дано очень многое. Я думаю, если он станет петь классическую музыку, перед ним откроются все двери оперной Европы». Сам Басков признавался, что ему непросто было разобраться в уникальной технике дыхания и пения Кабалье, которой она его обучала. В 2006 году в России состоялся совместный тур певцов, все концерты прошли с аншлагами / Фото: Дмитрий Лекай

Но была и другая Монтсеррат Кабалье. Колоритная, но почти карикатурная: массив плоти с дивным (точнее, уже почти дивным) голосом, немолодая певица, которая, с истовостью крестьянки помолясь своей покровительнице Богородице Монтсерратской, выходит, нет, выплывает покорять стадионы. Тут, конечно, ей оказал по-своему грандиозную, но теперь уже неоднозначно воспринимаемую услугу Фредди Меркьюри, спев с ней «Барселону». Это было очень в духе эпохи, которая из грегорианского хорала могла сделать дискотечный хит, это было в одном русле с почти одновременным взлетом «Трех теноров» как феномена шоу-бизнеса.

Freddie Mercury & Montserrat Caballé - Barcelona (Live at Ku Club Ibiza, 1987)

image Click to view


___
Но чтобы многомиллионной аудитории помогли нутром ощутить сладость, красоту и обжигающую современность классических оперных партий именно эти эскапады, докатившиеся до дуэтов с Николаем Басковым,- тут есть сомнения. Вся надежда на два десятка ее записей 1970-х годов. Они-то незабываемы. И они - лучший монумент великой оперной эпохе, которую она для нас олицетворяла.



12.В 2015 году у оперной певицы возникли проблемы с испанским законом: ее приговорили к шести месяцам тюремного заключения условно и штрафу в €254 тыс. 231 за неуплату налогов. На суде Кабалье призналась, что в 2010 году указала в качестве места постоянного проживания дом в Андорре, чтобы не платить налоги, в то время как на самом деле проживала в Испании / Фото: Светлана Кононенко



13.В 1992 году врачи диагностировали у певицы рак, после чего Кабалье объявила об уходе со сцены. Однако через десять лет она сумела побороть болезнь и снова начала давать концерты. В 2012 году у Кабалье произошел микроинсульт, ее экстренно госпитализировали в Екатеринбурге и отправили на лечение на родину. В середине сентября 2018 года Монтсеррат Кабалье попала в одну из больниц Барселоны из-за проблем с желчным пузырем. В ночь на 6 октября певица скончалась в возрасте 85 лет / Фото: Франк Вильягра

Сергей Ходнев
«Коммерсантъ», 6 октября 2018

20-й век, смерти и жертвы, афоризмы и цитаты, наследие, европа, память, факты и свидетели, символы, женщины, известные люди, искусство, ссср, культура, легенды, видео, современность, запад, даты и праздники, фото и картинки, русский мир, музыка и песни, траур, биографии и личности, испания

Previous post Next post
Up