Ещё Русь и Север
здесь,
здесь и
здесь Северные ворота России
14 марта 1583 года указом царя Ивана Грозного был основан город Архангельск, северные морские ворота России / Цикл «Русские победы» / Статья 2016 года
К 1583 году завершилась долгая Ливонская война, за 25 лет боев России удалось разгромить остатки Ливонского ордена и укрепиться на берегах Балтийского моря.
©Ещё в
«Наших победах» и ещё об
Архангельске Становление Архангельска. Деревянная архангельская крепость, середина XVII века
Но война даже не на два, а на три фронта - со Швецией, Польшей и Крымским ханством - привела к тому, что как раз к 1583 году наша страна потеряла выход к Балтийскому морю.Морские порты требовались как для удобной торговли русскими товарами, так и для выгодного транзита азиатских товаров в Европу и европейских в Азию. Благо Россия обладала такой удобной транспортной артерией, как Волга, по которой несколько веков назад было удобнее всего доставлять грузы в центр России и далее в страны Западной Европы.
Но для выгодной торговли со странами Запада требовался удобный морской порт. При этом, даже завоевав порты в Прибалтике, путь из России в богатейшие тогда страны Европы, в Голландию, Англию и Францию, оставался бы под контролем иных стран - Швеции и Дании, чьи флоты контролировали узкие проливы, соединяющие Балтику с Северным морем.
Поэтому правительство Ивана Грозного обратило особое внимание на совсем иной морской путь, издавна известный русским поморам. Он вел от устья Северной Двины через Белое море, вокруг всей Скандинавии к берегам Западной Европы. Путь этот был долгим и трудным, но зато не контролировался никакими иными странами.
Еще в самом начале царствования Ивана Грозного, в 1553 году, была установлена регулярная морская связь через Белое море с Европой. С тех пор английские и голландские купцы ежегодно приплывали к устью Северной Двины.
После неудачного завершения Ливонской войны в 1583 году стало понятно, что Белое море пока остается единственным подконтрольным Москве связующим звеном в морской торговле России со странами Запада. Поэтому срочно требовалось расширить и укрепить этот торговый центр.
И 14 марта (4 марта по старому стилю) 1583 года появился указ царя Ивана Грозного, предписывавший московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину-Злобину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на берегах Белого моря, возле устья Северной Двины, на мысе Пур-Наволок крепость: «Город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу…».
Указ прямо предписывал строить город «наспех», так как существовала угроза нападения шведов на русские центры торговли в Белом море. Новый укрепленный город создавался вокруг древнего Михаило-Архангельского монастыря. Этот монастырь, основанный еще в XII веке новгородским епископом, и дал имя новому городу - Архангельску. В 1419 году флотилия шведов и норвежцев сожгла русский монастырь, но вскоре он был восстановлен поморами и монахами на прежнем месте.
Присланные царем воеводы Нащокин и Волохов были опытными военачальниками, за годы Ливонской войны не раз участвовавшими в штурмах и осадах крепостей. Всего за один год они построили вокруг Михаило-Архангельского монастыря сильную крепость с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окруженную рвом. Помимо крепости, на двинском берегу построили удобную корабельную пристань, укрепив берег бревенчатыми срубами.
Через несколько лет по распоряжению царя в построенный город переселили 130 семей «из Двинских посадов и волостей». В 1596 году новое русское поселение на Двине впервые официально назвали Архангельским городом.
Помимо свободного морского пути в страны Запада, Архангельск по рекам удобно соединялся со странами Азии - приток Северной Двины речка Сухона почти вплотную подходила к притокам Волги, поэтому товарам из центра Азии по волжскому торговому пути было удобно попасть в Архангельск и далее морем на самый запад Европы.
Более чем на век, вплоть до основания Петербурга и присоединения Прибалтики царем Петром I, именно Архангельск оставался главным торговым портом России. Но и в дальнейшем архангельский порт сохранял свое значение.
Он сыграл важную роль и в годы Великой Отечественной войны - уже 31 августа 1941 года в Архангельск прибыл самый первый северный конвой, привезший купленное за границей остро необходимое стратегическое сырье для производства оружия. Всего же за 1941-1945 годы через Архангельский морской порт, несмотря на бомбежки гитлеровской авиации, прошло около 4 млн тонн грузов. От его причалов отправилось на фронт 1360 танков, 1300 самолетов и огромное количество иного оружия и оборудования.
Так основанный 14 марта 1583 года царем Иваном Грозным северный русский порт сыграл немалую роль в нашей Великой Победе.
Алексей Волынец
«Русская планета», 13 марта 2016