Ещё книги и живопись
здесь и
здесь Вера Ермолаева. Шесть масок. 1930
Шесть масок / В. Ермолаева. - [Ленинград] : Государственное издательство, [1930]. - 12 л. ил.
Книга Ермолаевой «Шесть масок», изданная Государственным издательством в 1930 году, стала библиографической редкостью, её практически невозможно встретить даже в крупнейших российских библиотеках.
©Ещё о
масках и ещё с Ермолаевой:
«Подвиг пионера Мочина», 1931 «Шесть масок», обложка / В. Ермолаева. - [Ленинград] : Государственное издательство, [1930]
Ниже мы предлагаем вашему вниманию полную версию издания
«Шесть масок» из цифровой коллекции
«Советские книги для детей и юношества» Принстонского университета.Люди, предпочитающие бумажные книги, быстро не исчезнут. Но с каждым годом их будет становиться всё меньше, пока они не займут свою крохотную библиофильскую нишу. Ведь есть же до сих пор любители винила, и пластинки ещё выпускаются - очень маленькими партиями, для ценителей. На наших глазах заканчивается эпоха книжного формата, длившаяся без малого тысячелетие.
1-2.
3-4.
5-6.
7-8.
9-10.
11-12.
13.
Уновисовцы: стоят - Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил. Сидят - Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель. Витебск. Июль 1922 г.
Детскую книгу 1920-1930-х гг. творили не специалисты-книжники, а художники в самом широком смысле этого слова. Они были и живописцами, и графиками. Их работа в иллюстрации основывалась на станковой живописи, была плодом многостороннего художественного опыта.
Новая идеология ставила перед детской литературой определенные задачи. Менялись темы, менялось их воплощение. Книги должны были рассказывать подрастающему поколению Страны Советов об окружающей жизни, а не сказочном, выдуманном мире. Оформители искали новые принципы иллюстрирования, отвечающие современному содержанию.
Художница
Вера Михайловна Ермолаева (1893-1937) была одной из тех, кто стоял у истоков создания новой печатной формы. Особенностью ее оригинального стиля было то, как она работала над книгой, - маленькое издание от обложки до последней страницы было единым, взаимосвязанным организмом. Главным в оформлении было не декоративное, а конструктивное начало, основанное на принципах нового искусства - кубизма и футуризма. Ермолаева сумела органично соединить в иллюстрациях различные художественные системы.
Характерным ее творческой манеры были лаконизм, острая образная выразительность, внимание к обыденному, неповторимый пластический язык. В иллюстрации она разрабатывала живописно-пластический метод. Главным своим аргументом Ермолаева сделала цвет - глубокий, чистый, насыщенный, выражавший эмоционально образное существо книги.
В конце 1920-х гг. в советской прессе развернулась полемика о целях и задачах детской литературы. Появился ряд статей, призывающих к борьбе с формализмом в детской литературе. Среди прочих книги Ермолаевой «Шесть масок» и «Маски зверей» были названы «совершенно ненормальными по рисункам», «явно контрреволюционными с точки зрения интернационального воспитания детей». Их предлагалось даже изъять из продажи, чтобы «в период классовой борьбы <...> оградить нашу смену от враждебных влияний, а то у нас ее отвоюют наши враги <...>» (Свердлов К. Мы призываем к борьбе с «чуковщиной» // Дошкольное воспитание. 1929. № 4. С. 74.)*.
_____________
* Из статьи Антонины Заинчковской (Марочкиной)
«„Построить книжку в первом ощущении...“. Вера Ермолаева - Даниил Хармс» (альманах «Малевич. Классический авангард. Витебск. 9»)
Скачать издание в формате
pdf (яндексдиск; 84,1 МБ) и
jpg (яндексдиск; 84,1 МБ).
© Tehne.com, 31 декабря 2016