Разноликая Россия: осетины

May 26, 2016 17:52

Ещё народы Кавказа

Отважный горный барс
Разноликая Россия: заметки об осетинском народе

Уроженцы этой земли известны своим бесстрашием, самоотверженностью и благородством даже в бою. Не случайно в гербе РСО-Алания так гордо на фоне серебряных гор вышагивает золотой барс. ©Ещё из «Разноликой России»



Ключ к пониманию характера осетина - в его воспитании по строгим правилам не только в семье, но и усилиями всего родового сообщества.На Кавказе удивительно всё: горы, реки, долины и народы, каждый из которых своеобразен, говорит на своем оригинальном языке, а благодаря учителям-словесникам с их давней традицией высокого качества образования, - прекрасно говорит на русском. Но есть среди кавказских наций одна «особо особенная» - это осетины. Именно они могли бы с достаточной уверенностью гордо сказать о себе: «Да, скифы мы…»

Славянам от скифов и сарматов достались в наследство разве что необозримые пространства, а также, по некоторым данным, населяющие эти степи донские казаки. А осетины - аланы, как они сейчас себя именуют, - унесли с собой из степей в горы Кавказа и необычную - более «нордическую», в отличие от других кавказцев, - внешность, неудержимость нрава и таланта, сложный звонкий язык, который дал названия многим рекам Восточной и даже Центральной Европы: Дону, Дунаю, Днепру, Днестру - в каждом из этих имен слышится звенящее, свежее, струями и каплями бьющее слово «дон» - древнее скифское имя воды.

Вот и Бритаевы, два известных не только в Северной Осетии, но и во всей России литератора - драматург Елбаздуко Цопанович и сказочник Созрыко Аузбиевич, родились в конце XIX века в горном ауле Даллагкау на берегу реки Фиагдон, впадающей в реку Ардон, - слышите опять этот неугомонный бег воды: «дон-дон-дон-дон»?

Имя осетинского писателя и литературоведа Созрыко Бритаева помню с самого раннего детства, когда на очередной день рождения мне подарили его книгу «Осетинские сказки».

Не стану обижать сказки других народов, все сказки хороши, и вряд ли вы из них найдете хоть одну глупую, но эти были не только красочны, подробны, познавательны (одно только новое для русского читателя понятие «фынг» - трехногий стол - чего стоит!), но они еще и мастерски учили жить.
В одной из сказок, обработанных или написанных Созрыко Бритаевым, говорится об огромном семействе, где есть не только сыновья и внуки, но и правнуки, и все живут вместе. Хорошо живут. А потом все разлаживается. И отец, он же дед, он же прадед, увидев из окна следы в снегу, вдруг задает себе вопрос: кто же ушел из дома? Доходит по следам до толстого орехового дерева и выясняет, что ушло из большой семьи и теперь одиноко сидит в ветвях Счастье. Оно так и сказало обеспокоенному патриарху: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?» Благодаря мудрости одной из невесток все разрешилось наилучшим образом, а юный читатель уразумел: сила моя - в родне, в роду, и хорошо, если род будет могучий, если много народится детей и жить они будут дружно.

В другой сказке рождается у мужчины-вдовца и его второй жены мальчик-богатырь, которого родители называют Цард. Малыш растет не по дням, а по часам и в возрасте примерно младшего детсадовца, но по виду - уже воином садится на коня и отправляется в путь. «Много ли ехал он, мало ли, кто знает. Видит - башня блестит золотом, а верх ее небо подпирает. У башни юноша спешился, расседлал коня, подложил седло под голову, накрылся буркой и уснул. Утром проснулся и видит - из башни смотрит на него старик.

- О, отец, с добрым утром! - говорит ему Цард.

- Пусть твой отец на тебя радуется! - отвечает старик».

Доброжелательный обмен приветствиями? Не только. В двух фразах сказки два раза звучит слово «отец» с уважительной и одобрительной интонацией, и в сознание читающего сказку ребенка проникает простая, но важная мысль: «Отец - он ведь главный в этой жизни».

Во многих языках понятие «родная земля» выражается словами «материнская земля» или «отцовская», но не всякий почему-то слышит корень «отец» в русском слове «Отечество», точно так же, как не все понимают, что в имени Золушка по-русски или Попелюшка по-болгарски пребывают «зола» и «пепел». Осетины слушают внимательно и слышат всё: отец - отечество - святая земля, не защитить которую - смертный грех.

Вот что писал о своем народе историк и этнограф Георгий Александрович Кокиев, ученый трагической научной и человеческой судьбы: «Осетин проявлял живой интерес ко всему, относящемуся к обществу, членом которого он был. Если кто-нибудь нападал на данное общество, все мужчины, способные носить оружие, считали священной обязанностью выступить в защиту интересов своего общества. Ни один взрослый мужчина во время общественной тревоги - «фаедис» - не оставался безучастным. Каждый мужчина, схватив оружие, скакал на Ныхас и, не сходя с коня, спрашивал: «Цирдома фадес?» («В каком направлении враги?»). Получив ответ от старшего Ныхаса, он скакал на врага, ворвавшегося со злодейскими целями в пределы данного рода».

«Ныхасом» в Осетии называли некое неофициальное собрание старейшин, «отцов», которое играло важную роль в жизни общества. Как правило, старики подолгу сидели где-нибудь в центре села, говорили, размышляли, всё на свете знали…

Российская империя считала за честь, когда в боевых действиях войск Его Величества принимали участие отважные горцы.
Известна телеграмма Главнокомандующего Дунайской армией Великого Князя Николая Николаевича Старшего своему великому родственнику, наследнику престола, посланная осенью 1877 года с Балканской войны: «С разрешения ГОСУДАРЯ пишу Тебе просьбу выслать осетин сколько можно с лошадьми. Осетины - герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя».

Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора: «Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная, - объяснял Г.А.Кокиев. - Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке… Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине».

Немного попахивает мужским шовинизмом, но эти традиции не сегодня же, в век феминизма, выдуманы! Мог ли после подобных наставлений и запретов осетинский юноша хотя бы помыслить об ускользании от того, что ему поручено? Особенно когда это касалось защиты Отечества?

В конце июля 1942 года Адольф Гитлер утвердил план операции «Эдельвейс». Имя этого красивого, нежного, пушистого (чтоб не обжечься горным ультрафиолетом!) цветка, который швейцарцы называют, в вольном переводе, «белым благородством», было выбрано для грандиозного броска нескольких немецких и одной румынской армии через горы Кавказа и в обход их с «благородной» целью захватить нефтяные промыслы Грозного и Баку, а в конечном итоге соединиться на границе с 26 турецкими дивизиями, которые только и ждали того, чтобы вступить в войну против СССР.

Самоуверенность Третьего рейха была так велика, что перед операцией «Эдельвейс» некоторые нефтяные фирмы получили эксклюзивный договор на 99-летнюю эксплуатацию нефтяных месторождений Кавказа.
Наступление немецких войск, повернувших от частично занятого Воронежа к Ростову, а от него на восток, к Волге, Сталинграду, что левее, и направо - к Грозному, что стоит под самыми горами Кавказскими, из-за своей стремительности выглядело подавляющим. 23июля пал Ростов-на-Дону, затем Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Элиста, 25 августа - Моздок. В конце сентября Красная армия остановила, наконец, немцев под Малгобеком.

Первого ноября 1942 года гитлеровцы вошли в Гизель, пригородное село столицы Северо-Осетинской АССР города Орджоникидзе, бывшего и теперешнего Владикавказа. Немцы были в нем десять дней и успели порадоваться тому, что путь на Орджоникидзе, а значит, и ко всему Кавказу и к проходам в Закавказье открыт. Но не срослось. Местное население вместе с Красной Армией оказали такое сопротивление, что именно это место, подход к Орджоникидзе с запада, можно счесть поворотным, в буквальном смысле слова, в битве за Кавказ.

Поднялась вся Северная Осетия. Были созданы истребительные отряды и десять партизанских. Жители республики рыли противотанковые рвы. Защитник Кавказа, ветеран 34-й стрелковой бригады морской пехоты, почетный гражданин села Майрамадаг П. Г. Донской рассказывал журналистам: «При наступлении на Майрамадаг немецкие войска имели десятикратное превосходство в живой силе и технике, но, несмотря на это, они не смогли прорвать нашу оборону. Благодаря совместным действиям наших бойцов и местного населения немецкие и румынские части были остановлены и разбиты».

В обороне села Майрамадаг и Суарского ущелья, кроме красноармейцев, принимали активное участие местные жители: от долгожителей до подростков. Называются имена Хацако Бигулова, Алихана Базрова, столетнего старца Тасолтана Базрова. 14-летний подросток Владимир Галабаев подносил бойцам боеприпасы, ходил в разведку: он хорошо знал местность. Каждый из них действовал в бою так, чтобы им гордился отец, гордились старшие.

Северная и Южная Осетии, относившиеся к разным республикам СССР, дали много Героев Советского Союза. Осетин Исса Плиев и русский Иван Фесин, служивший в Орджоникидзе до войны, стали дважды Героями Советского Союза.
…Пришлось осетинам сражаться и много лет спустя после Великой Победы, в начале 90-х годов, с соседями. Это Кавказ. Десятки наций и народностей. Бывает и такое: одно село - одна народность. Случались неувязки в проведении границ. Только русский язык и общая история объединяют здесь разных людей, а на Северном Кавказе - и российская государственность.

Очень точный образ Кавказского региона дал в романе «Вечер у Клэр» видный писатель русского зарубежья, осетин по национальности Гайто Газданов. Отец героя целый год лепил из гипса рельефную карту Кавказа с мельчайшими географическими подробностями. А мальчик сын ее случайно разбил вдребезги. «На шум пришел отец, посмотрел на меня укоризненно и сказал:

- Коля, никогда не ходи в кабинет без моего разрешения».

Новая рельефная карта Кавказа была готова лишь к концу второго года.

Дай Бог, чтобы этот образ никогда не воплощался в жизнь.

«О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим и умению вести себя в обществе, - это опять Кокиев. - За столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть - стыдно, а проявить обжорство - позор. В результате выпитого осетины, правда, веселели, но ввиду того, что они знали меру, ни одного пьяного встретить было нельзя. За молодого человека, не в меру употреблявшего спиртные напитки, будь он даже из хорошей семьи, никто не выдал бы замуж свою дочь». (Не случайно, видимо, в знаменитых и очень вкусных осетинских пирогах такие тонюсенькие оболочки из теста и много начинки - чтобы мучным не объедаться).

Но ведь и дочерей осетины воспитывали в большой строгости: учили дочку порядку, уважению к мужу, «тренировали» у очага, где пища готовилась, - чтобы парень за честь считал породниться с ее семьей, уважающей себя именно как семью.
И все же просветители Осетии, интеллигенты XIX века, не могли не понимать, что женщина в этих краях не вполне равноправна с мужчиной, несмотря на то даже, что большинство осетин исповедуют православие. Первым из таких борцов-просветителей был, конечно, национальный поэт Осетии и талантливый художник Коста Хетагуров. Коста не знал матери - она умерла вскоре после его рождения, но относился с огромным уважением к своим соплеменницам, много писал в защиту их интересов: благодаря усилиям Хетагурова и его друзей во Владикавказе было сохранено образование для девочек-горянок. Но в личной жизни ему не везло, и, может быть, поэтому в его поэтическом наследии так много грустных, но прекрасных стихов:

«Я лишь хочу сказать, что жизнь полней и краше,
Когда способны мы молиться и любить…»

На Владикавказ пришелся один из самых опасных периодов жизни Михаила Булгакова: он был брошен «своими» из Белой армии, где служил военврачом, болел возвратным тифом, много и сумбурно работал, наконец, бежал в Москву кружным путем. Однако жители Владикавказа до сих пор благодарны ему за то, что он участвовал в создании театрального факультета художественного института. Булгаков писал письмо в местный Наробраз: «Прошу вас в срочном порядке доставить нам список осетин, желающих заниматься в народной драматической студии сценического искусства. Студия начнет функционировать на этих днях», а затем выступал перед студентами с лекциями. Не так давно во Владикавказе был открыт единственный в Российской Федерации памятник М.А.Булгакову, а на невзрачном доме, где они с женой жили, установлена мемориальная доска.

Осетины, насколько я их знаю по университету и работе, отличаются прямодушием и едва сдерживаемой вспыльчивостью. Достаточно вспомнить горестную историю Виталия Калоева, потерявшего всю семью в авиакатастрофе над Боденским озером и не простившего авиадиспетчера, виновного в этой трагедии. Из швейцарской тюрьмы, где Калоев отсидел лишь четверть назначенного ему за убийство срока, он вывез более 15 кг писем, и практически все они были в поддержку его страшного решения о самосуде… А вот после захвата заложников в Беслане в 2004 году случаев мести не было. Только бурно выражаемое горе. Осетия ведь так чадолюбива!..

Видимо, отсюда, из этого огненного темперамента осетин, рождается и страстное их отношение искусству.
Великий дирижер Валерий Гергиев, несущий музыкальную культуру России на все континенты,- осетин. Народная артистка СССР, прима-балерина Большого театра Светлана Адырхаева - осетинка, и «пламенный дирижер», народная артистка СССР Вероника Дударова - тоже. Кто хоть раз видел Веронику Борисовну за дирижерским пультом, а я видела, тот не забудет ее руки, отнюдь не порхавшие бабочками над оркестром, но пронзавшие воздух, как языки пламени…

Прекрасна, хотя и очень опасна природа Осетии. Горы. Ущелья. Ледники… Еще в XIX веке началась разработка Садонских месторождений полиметаллических руд. Первые слитки серебра пошли на изготовление церковных сосудов для строившегося в Санкт-Петербурге Исаакиевского собора. В 1922 году был построен и десятки лет успешно работал крупнейший в СССР Садонский свинцово-цинковый комбинат, а с ним и завод «Электроцинк» (Владикавказ). Однако месторождения истощились…

Но, как рассказал мне И.В.Доев, заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ, сейчас ОАО «Электроцинк» вошло в состав Уральской горно-металлургической компании и продолжает успешно работать. Ему поступает из других мест так называемое «давальческое» сырье, и завод по-прежнему выпускает свинцовые и цинковые чушки.

- А сейчас, - подчеркнул Ирбек Владимирович, - в республике развиваются тонкие технологии. Акционерное общество «Кетон», являющееся едва ли не монополистом в России в этой области, производит высокотехнологичную ПЭТ-пленку. Назначение ее самое разное: от бытового применения до электротехники. Научно-технический центр «Баспик» на базе Северокавказского технологического университета выпускает микроканальные пластины, которые применяются в космической отрасли, в атомной промышленности, в оборонном комплексе и т.п. В мире всего пять или шесть предприятий производят подобную продукцию. Что касается сельского хозяйства, здесь успешно развивается агрофирма «ФАТ» осетинской группы «Бавария». Она создает Северо-Кавказский региональный центр по производству семенного картофеля. Начал производить продукцию их тепличный комплекс. Сама «Бавария» выпускает отмеченное наградами пиво, хлебный квас и минеральную воду, например, хорошо известную в России «Тбау». Холдинг «Мастер-прайм-Березка», расположенный на землях Ардонского района, занимается молочным и мясным животноводством. В республике и во всей России холдинг известен как крупнейший производитель молочных продуктов: молока, сметаны, йогурта, сыра, топленого масла, творога и пр. Сейчас им начато осуществление проекта агро-промышленного туризма.

Я заглянула в ленту новостей. Последняя новость, касающаяся Северной Осетии, пришла …из Тегерана. Там недавно побывал министр обороны РФ С.К.Шойгу.

Возобновление тесного российско-иранского сотрудничества даст импульс развитию экономики стран Кавказа и Центральной Азии, в частности, российских республик Северного Кавказа.
В Кавказском регионе формируется новая транспортно-логистическая инфраструктура с участием Северной Осетии (РФ), Южной Осетии, Грузии и Армении. Этому была посвящена состоявшаяся в прошлом году конференция во Владикавказе, об этом говорили и на встрече в столице Ирана.

Главное - договоренность между государствами.

Чтобы люди работали, улыбались и были довольны политиками.
Татьяна Корсакова
специально для «Столетия», 10 марта 2016

экономфинбиз, 90-е, фольклор, наследие, христианство, факты и свидетели, кавказ, вов и вмв, регионы, известные люди, культура, мифы и мистификации, героизм и подвиги, современность, православие, единство и община, история, российская империя, родина и патриотизм, традиции, мудрость и философия, россия, менталитет, осетия, литература, общество и население, геополитика и территории, нравы и мораль, версии и прогнозы, сказки и эпос, народы, писатели и поэты, биографии и личности

Previous post Next post
Up