Раифская пустынь в Татарстане

Feb 23, 2016 13:05

Ещё религии Поволжья
Увидено у kitubijca здесь и у nikperfilev здесьРаифа: Лягушачьи молитвы и венчание министра Починка
«Комсомольская правда открывает города» / Неизвестное Поволжье и уникальное природное явление

Знаете ли вы, что есть в Татарстане мосты, удлиняющиеся ровно в тот момент, когда вы по ним едете? А может быть, слышали о сестренке лох-несского чудовища с татарскими корнями? Или вам известно, почему Свияжск сравнивают с Венецией? Интересных фактов столько, что впору энциклопедию издавать! В рамках автомобильного тура мы проедем десятки городов, поселков и сел Татарстана, осмотрим сотни достопримечательностей и расскажем о каждой из точек. В маршрутном листе как крупные города, так и крохотные населенные пункты. В добрый путь! ©Ещё в «Открываем города»



Прежде всего, мы должны понимать, что мир изменился, и мы живем в современном обществе, где информация распространяется с небывалой скоростью, а технологии, хотим мы этого или нет, идут вперед. В Раифском Богородицком мужском монастыре, как мне показалось, именно так...


2.
Как добраться?

Крупнейший действующий мужской монастырь в составе Казанской епархии Русской православной церкви находится в 30 километрах от Казани (в районе трассы Казань-Зеленодольск). Найти его можно в заповедном лесу возле Дендрологического парка Волжско-Камского природного заповедника.



3.
Легенда

В Раифе действительно очень красиво, чисто и ухоженно. Каждый год тут добавляются какие-то декоративные элементы - улучшается ландшафт. Приезжать сюда можно не только за словом Божьим, но и просто погулять по территории монастыря и около него.



4.
Кстати, на местном озере не квакают лягушки, поговаривают, что местные монахи почитали специальную молитву, после чего земноводные потеряли дар речи. Приезжали ученые из Франции, изучали лягушек, но объяснить такой феномен не смогли.



5.
Экскурс в историю

«Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа...» именно так начинается история Раифского Богородицкого мужского монастыря.



6.
В тех местах в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцовв в Синае и Раифе избиенных были возрождены и перенесены на землю казанскую.

Раифский монастырь образовывался как братство. В 1613 году иеромонах Филарет приехал из Москвы и поступил в братию Казанского Спасо-Преображенского монастыря.



7.
В родном городе он раздал все имущество нищим и принялся искать, где бы уединиться для монашеского подвига. В том же году Филарет покинул монастырь и начал вести быт на берегу озера в келье. Вскоре рядом с ним стали селиться и другие монахи - возникло братство.



8.
В 1662 году началось строительство мужского монастыря - благословление дал сам митрополит казанский Лаврентий. Первая деревянная церковь в честь чудотворца Евфимия была освещена, и место стали называть Раифской обителью.



9.
Возвели стены с надвратными церквями, построили церковь во имя иконы Грузинской Божией Матери. Список с этой иконы доставили крестным ходом.



10.
До XIX века монастырь обрастал каменной оградой и новыми храмами. Благодаря казанскому меценату Михаилу Атлашкину появилась колокольня во имя Архистратига Божия Архангела Михаила - купец приехал к игумену Вениамину и предложил миллион кирпичей.



11.
Перед постройкой он не знал, есть на это воля божья или нет. Он вышел из монастыря и спросил у первого проходящего человека «Строить ему колокольню или нет?». Тем человеком была маленькая девочка, которая ответила «Да».

Если при зарождении Раифской пустыни в братии было только 20 человек, то в 2001 году их насчитывалось уже 60. Много монахам пришлось вынести от советского руководства.



12.
Если в 1919 году обитель с лесами передали лесному факультету Казанского университета, то в 1930 арестовал всех, кто не вошел в общину. Через месяц расстреляли 6 насельников обители, 5 лет концлагеря получили иноки, послушники, монахини и миряне.



13.
Монастырь закрылся, книги, иконы, священнические облачения были сожжены. Только в 1991 году верующие получили назад монастырь. Сейчас здесь кипит жизнь: есть библиотека, воскресная школа, приют, компьютерный класс. Обитель стала известным местом паломничества, как для верующих, так и для политиков, общественников, представителей культуры.



14.
Интересный факт

Сейчас монастырь больше занимается миссионерской деятельностью и работой с людьми. Кстати, покреститься в храме монастыря можно, а вот венчания тут не проводят. Исключением стал лишь Александр Петрович Починок, который тогда был министром по налогам и сборам. Говорят, что он много сделал для монастыря, чтобы удостоится такой чести.



15.
Личный взгляд

Мое общение с монахами началось в просвирне, место встречи и задало первоначальную тему для разговора - о хлебе богослужебном. Просфора или просвира в переводе с древнего греческого языка означает «приношение».

Еще в Ветхом Завете упоминается заповедь о принесении хлеба в жертву: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной». Никаких уникальных рецептов у монастыря нет. Готовится просфора из квасного теста, состоящего из пшеничной муки, святой воды и соли.



16.
Монахом просто так не стать, нужно пройти долгий и тернистый путь послушания. Пришедший в монастырь человек сначала становится трудником и живет в отдельном от монахов корпусе.

После трудник становится послушником, а затем иноком (от слова другой), а потом уж только монахом. На это уходит несколько лет. Постриг в монахи происходит в прямом смысле этого слова, только стригут не на лысо, как я раньше думал, а выстригают крестообразно небольшое количество волос. В этот момент человек дает обещание богу, а не человеку.



17.
Дальнейший мой путь пролегал через одноименный поселок, где я повстречал местного жителя дядю Сашу, он поспешил мне поведать свою личную историю связанную с поселком и монастырем.

В 1978 году Саша ушел служить в армию, по возвращению решил обосноваться в поселке. Раньше в монастыре было училище, в храмах были установлены станки и склады.

Саша устроился работать фрезеровщиков в цех по производству центробежных насосов. В те времена вагонами привозили детали для насосов, в стенах монастыря их обрабатывали и собирали готовые агрегаты.



18.
За возрождение монастыря взялся отец Всеволод. Саша и другие рабочие своими руками вытаскивали станки из храмов, подготавливали помещения для реставрации.

После переноса производства местные жители остались без работы. Саше приходится работать вахтовым методом вдалеке от дома, в поселке у него живут жена и дети. На прощание дядя Саша рассказал мне пару смешных анекдотов и укатил в соседний поселок к теще, а я отправился дальше путешествовать по Татарстану.Снято для проекта «Комсомольская правда открывает города» / КП-Казань
Текст и фото Никиты Перфильева ака kitubijca и nikperfilev
КП, Казань, 16 июня 2015

интересно, возрождение, путешествия и туризм, поволжье, христианство, репрессии и цензура, храмы и монастыри, регионы, известные люди, ссср, культура, русь, памятники и достопримечательности, мифы и мистификации, общество и население, религии, современность, православие, история, российская империя, музеи и выставки, фото и картинки, биографии и личности, турция и византия, россия

Previous post Next post
Up