Синемания в дореволюционной России

Sep 30, 2014 04:59


Оригинал взят у babs71Дореволюционные киноафиши

В Мраморном дворце недавно открылась великолепная выставка киноплакатов 1910 - 1930х годов. Я посетил ее, а заодно прикупил роскошный каталог этой выставки (рекомендую его приобрести всем, поскольку он, помимо всего прочего, содержит куда больше репродукций плакатов, чем выставлено в натуре).

А тем, кто пока не сходил на выставку и не разжился собственным каталогом, предлагаю взглянуть на подборку сканов из него. Сегодня мы посмотрим, что же смотрели синефилы дореволюционной России.
~~~~~~~~~~~
1. Начнем с образчика пропагандистского порно. "Дочь истерзанной Польши" (вариант названия - "Культурные варвары XX-го века"). Автор плаката - М. Кальмансон.



Немецкие войска заняли покинутую польскую усадьбу. Поручик Вилли надругался над молоденькой дочерью экономки, выставил ее нагую  на позор и затем застрелил. Проходит два месяца. Немцы продолжают свои бесчинства и разврат, пользуясь услугами профессиональных жриц любви, пока одна из них из патриотических чувств не убивает поручика. Затем патриотка уплывает на лодке в расположение русских войск.

2. Детективный киносериал "Красное домино". Когда шел в столицах, состоял из 7-и серий, а поскольку импортные фильмы часто подвергались перемонтажу, в Архангельске серий «грандиозной боевой детективной картины» уже было 16!



Патрисия (Пэт) - молодая девушка из высшего общества. Благодаря своему уму и тяге к приключениям она становится королевой банды парижский апашей. С их помощью, скрывая лицо пурпурной маской, она грабит богатых и помогает бедным, попутно обводя вокруг пальца преследующего ее детектива Фила Келли. Действие сериала разворачивается во Франции, в Америке, на суше, на воде и даже в воздухе. В каждом следующем эпизоде Пэт ждет новый соперник и новые приключения. В конце фильма девушка бросает преступную жизнь и соглашается стать женой Фила.



А этот плакат демонстрирует, что "создает музыку народ, поэтому берешь у композитора - берешь у народа, берешь у народа - берешь у себя":



В данном случае в роли народа выступил Обри Бердслей:



3. Ужастик:



4. Мистика:



«История о человеке-дьяволе, погубившем девушку и женившемся на ее сестре, толкающем жену в объятия другого и развращающем собственного ребенка. … автор сценария усиленно подчеркивает то, что 'он’ есть воплощение дьявола на земле; при каждой смерти (а их в пьесе - четыре) он показывает его в образе сатаны с злорадным адским пламенем на губах… Хороши натурные съемки картины, сделанные в Крыму» (Проэктор. 1918 г.)

Автором сценария фильма указан Л. Никулин. Интересно, не является ли он известным советским писателем Львом Никулиным, по книге которого "Мертвая зыбь" поставлен известный фильм "Операция "Трест".

5. Историческая фильма:



6. «Роскошная обстановочная картина с дикими зверями» (газета "Северное утро", 1919 г.):



Драмы "из революционной жизни" -

7. «Побег Лизы Басовой». Автор плаката - В. Свешников:



Приключенческая драма на сюжет рассказа А. Амфитеатрова. Сочувствовавшая революционерам москвичка Лиза Басова становится политзаключенной и отбывает ссылку в селе Проще на Енисее. Там она знакомится с приказчиком Тимофеем Курлянковым, который вскоре становится вдовцом после гибели жены - пьяницы Ульяны. Бавший каторжанин Потап помогает Тимофею закопать тело и совершить побег с Лизовй (выдаваемой по паспорту за Ульяну) в Барнаул, поручив им передать пермскому революционеру шифрованную записку. В длинной дороге, пережив череду приключений, беглецы из фиктивных супругов становятся фактическими. Не выполнив поручения Потапа, они селятся в уездном городке, открывают магазин, строят дом и заводят детей.

8. "Так было, но так не будет" (варианты названия «Канун свободы», «Так было до 1-го марта»). Автор плаката - Г. Д. Алексеев:



Сергей Попов, сын управляющего фабрикой, лицеист и прожигатель жизни, из патриотических побуждений записывается в добровольцы. Затем под влиянием рабочего Власова втягивается в революционное движение. Отец Сергея, подкупленный немецким агентом и сорвавший для фабрики оборонный заказ, становится агентом царской охранки, выдавая раздобытые у сына сведения. Сергей, догадавшись о предательстве отца, тяжело заболевает. После Февральской революции Попов-старший, арестованный за сотрудничество с жандармами, безуспешно пытается вымолить прощение у сына (члена Революционного суда) и кончает жизнь самоубийством в тюремной камере.

9. Как известно, "любовь" отлично рифмуется с "кровь".

"Черная любовь".



Оторванный от своей родины негр Джо работал в бродячем цирке. Судьба столкнула его с жестокой кокеткой Агни, которая открыла наивному негру «новый мир, утонченный и развратный, и разожгла знойную кровь». Пресытившись вскоре любовным приключением, Агни грубо оттолкнула возлюбленного, тогда «в душе дикаря вспыхнуло еще одно новое чувство, чувство безотчетной мести».

10. Автор плаката - М. С. Кальмансон:



Писатель Ведринский безнадежно любит тихую и нежную Евгению Клод. К нему воспылала страстью взбалмошная красавица Дина Вольская, ранее «бессердечно равнодушная к своим жертвам». В Вольскую же безнадежно влюблен Борис Клод, брат Евгении. Сначала он послушное орудие в руках Вольской и способствует ее сближению с Ведринским. Затем воссоединяет его с сестрой. Но в финале «в отчаянии и безумии» убивает Ведринского и Вольскую, вновь видя их в объятиях друг друга.

11. Автор плаката - П. Житков:



Трагическая история страсти князя Друцкого и Китти Званцевой. Китти, случайно оказавшись в имении князя из-за поломки автомобиля, ночует там. Через пять лет князь, заехав к своему приятелю Аматову, узнает в его супруге когда-то встреченную им девушку. Не в силах скрывать свою любовь и ревность к ее самодовольному мужу, князь предоставляет последнему «доказательства» мнимой супружеской измены. Аматов бросает жену. Китти таит в душе любовь к князю, но отказывает ему, возмутившись подлостью этого обвинения. Через полгода Друцкой встречает Китти в разгульной компании, и она цинично предлагает ему оплатить свидание с ней. Князь предлагает Китти стать его женой, заявив, что для него она по-прежнему чиста и благородна. Понимая, что к прежнему нет возврата, Китти отказывает Друцкому и принимает яд. Князь также кончает счеты с жизнью.

"В общем, все умерли".

12. Про любовь на фоне религиозной жизни.

«Выдающийся боевик сезона! Сильный по замыслу психологический сюжет. Великолепная игра артистов и постановка» (из газеты «Курская жизнь»):



13. «Эта старинная быль, среди различных приключений, рисует черты жизни монашествующих» ("Сине-фоно".):



14. И наконец, фильмы про тяжелую женскую долю... Автор плаката - Г. Д. Алексеев. Завязка сюжета и заглавие фильма взяты из романса на стихи Пушкина:



15. А здесь название взято из стихотворения И.Никитина:



В фильме рассказывается о тяжкой судьбе обитательницы публичного дома - соблазненной и покинутой жертве «мужского темперамента».

16. Автор плаката - М. С. Кальмансон:



В грязном рабочем кабаке знатный пан Вацек встречает юную певичку Ганку. Став возлюбленной богатого юноши, Ганка из чистой и скромной девушки превращается в «пылкую и разнузданную женщину», бесстыдно отдаваясь ласкам других любовников. В их числе и лакей Жан. Жан и Ганка обкрадывают Вацека и сбегают. Ганка становится фактически рабой нового возлюбленного, снося все выходки и измены этого «наглого сутенера». Расставшись с Жаном, она возвращается в кабак, где начиналась ее карьера певички, и вскоре становится случайной жертвой поножовщины между посетителями.

кино и театр, 20-й век, общество и население, живопись, нравы и мораль, книги и библиотеки, наследие, история, музеи и выставки, российская империя, плакаты, культура, пороки

Previous post Next post
Up