Лица России. Алюторцы и бесермяне

Jun 22, 2014 00:20


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©

Другие лица России
Общие сведения

АЛ‘ЮТОРЦЫ, алутальу (самоназвание), этнографическая группа коряков в России, на Севере Корякского автономного округа Камчатской области. Некоторые исследователи считают Алюторцев самостоятельным этносом. Численность 3 тыс. человек (по данным Переписи населения 2002 года численность алюторцев, проживающих на территории России, составляет менее ста человек). Говорят на диалекте корякского языка. Распространен русский язык.

Этническое своеобразие алюторцев формировалось под значительным языковым и культурным влиянием эскимосов.

Традиционное хозяйство - сочетание оленеводства с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Рыболовством занимались с середины июня до середины сентября, во время наибольшего хода рыбы переселялись на устья рек. Большая часть улова шла на юколу (основная пища Алюторцев), которой кормили собак, использовавшихся как ездовые животные. Морским промыслом занимались в весенний и осенний сезоны. Мясо и жир морского зверя употреблялись в пищу сразу либо запасались впрок. Жир служил также для освещения. Продукты морской охоты также обменивали на оленьи шкуры и мясо. С декабря по февраль охотились на пушного зверя. Оленеводство кочевых Алюторцев мелкотабунное, стадо являлось коллективной собственностью 4-6 хозяев, связанных узами родства или свойства; почти каждый оседлый Алюторец имел оленей в стаде кочующего родственника.

По суше передвигались на нартах, запряжённых оленями или собаками, для ходьбы по снегу использовали ступательные лыжи. Для передвижения по воде пользовались многоместными кожаными байдарами и долблёными челноками-батами.

Традиционные ремёсла - резьба и гравировка по моржовому клыку (утрачено), художественная обработка меха, кожи, птичьих шкурок.

Посёлки Алюторцев располагались обычно на возвышенных местах. До 19 века единственным видом жилища были полуземлянки, в которых жили 3-5 семей. На летниках сооружали палаткообразные шалаши. В каждом посёлке были так называемые балаганы, или юкольники,- конусообразные сооружения на столбах, предназначавшиеся для хранения продуктов и некоторых хозяйственных предметов.

Традиционная пища - толкуша (вяленое мясо с кореньями), оленина в различных видах. Оседлые Алюторцы употребляли мясо и жир морских животных и свежую рыбу, зимой - строганину.

Традиционная одежда - кухлянка из оленьих шкур, меховые штаны из шкур тюленей, меховая шапка-малахай, торбаса, женская одежда - комбинезон из оленьего меха и лёгкая кухлянка. Зимняя обувь из оленьих камусов, а демисезонная - из кож тюленей и оленьей замши.

Традиционная религия: шаманизм, культы предков, духов - хозяев природных объектов, морских промыслов. Христианизация происходила с середины 18 века.

Н.В. Кочешков

БЕСЕРМ‘ЯНЕ, бесерман (самоназвание), народ в России на северо-западе Удмуртии, а также в сопредельных районах Кировской области. Численность по переписи 1926 составляла 10034 человек (в последующих переписях Бесермяне не выделялись и включались в состав удмуртов). По данным Переписи населения 2002 года численность бесермян, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек. Живут среди удмуртского, татарского, русского населения в 41 населенном пункте, где составляют основную часть. Чисто бесермянских деревень - 10. Язык Бесермян - наречие удмуртского языка, в фонетике и лексике прослеживается ряд специфических черт, характерных для тюркских языков. Распространены русский, татарский языки. Верующие Бесермяне - православные, сохраняются элементы мусульманских и традиционных представлений.

Русские летописные источники 13-15 веков фиксируют народ под названием Бесермяне на Волге и в нижнем течении реки Камы, письменные документы 17 века отмечают Бесермян в бассейне реки Чепцы, часто называя их "чуваш", позднее за ними окончательно закрепляется этноним Бесермяне. Видимо, Бесермяне - это группа южных удмуртов, испытавшая сильное и длительное тюркское влияние. В состав Бесермян, возможно, влилась какая-то раннетюркская группа, родственная чувашам. Очевидно, в Волжской Булгарии часть южноудмуртского населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса и получила название "бесермян" (возможно, восходящее к "мусульман"). Бесермяне бежали от монголо-татар в вятские леса и оказались в бассейне реки Чепцы и с тех пор живут среди северных удмуртов, но сохранили свою южноудмуртскую речь.

В июне 1992 Президиум Верховного Совета Удмуртской Республики принял постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского народа".

Основное традиционное занятие Бесермян - пашенное земледелие, они возделывали озимую рожь, ячмень, овёс, лён, коноплю; выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Заметную роль играло животноводство. Занимались бортничеством. Были распространены отхожие промыслы в основном на сельскохозяйственные работы, извоз.

Основным социальным институтом сельских Бесермян вплоть до 30-х годов 20 века была соседская община. До первой четверти 20 века у Бесермян наряду с малой семьёй существовали большие неразделённые семьи.

Деревни уличной планировки, располагались на возвышенности вблизи рек. Жилище - срубная бревенчатая изба с двускатной крышей, холодными сенями, с крытым крыльцом; планировка близка удмуртской. Характерная надворная постройка - двухэтажный, реже одноэтажный бревенчатый амбар с крытой галереей.

Основа традиционного женского костюма Бесермян - рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, с широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета с вкраплением зелёного, жёлтого; чёрный служил для выделения контура. Носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Верхняя распашная одежда в виде халата. Характерны нагрудные украшения, шейные, чересплечные из раковин каури, коралла, бисера, монет; браслеты, кольца.

Девичий головной убор - небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каури, монетами, бисером. Головное покрывало невесты делали из красной ткани, обшивали тесьмой с длинными кистями, закрывающими лицо. Женский головной убор: головное полотенце из тонкого белого холста; шлемообразная шапочка, украшенная монетами, бисером. Сверху одевается ситцевый, атласный или кашемировый платок. В женской одежде Бесермян выделяются чувашские элементы. Мужской костюм имел много общего с русской и удмуртской одеждой из домотканой пестряди и сукна.

Традиционная пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, пироги и шаньги с различной начинкой, каши, супы.

Развита обрядовая поэзия: календарные и семейно-бытовые песни, сказки, загадки. Сохраняются элементы традиционной свадебной обрядности: сватовство, выкуп ворот и приданого, одаривание родственников, хождение за водой, развешивание приданого в избе, вручение подарков. Главным праздником года был весенний праздник плуга.

В.Е. Владыкин, Е.В. Панова

тв и радио, проекты, камчатка, фильмы, россияне, поволжье, фольклор, наследие, менталитет, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up