Бери детей, иди в пещеры!

Feb 26, 2014 06:02

Уважаемый salatauq мне говорит, мол, а чё ты попёрся в эти кунгурские дали, когда у тебя вон под боком, у нижегородских соседей, не хуже пещеры есть. А я такой восклицаю: ёлки-деревья, мордовского слона-то я и не приметил! чё ж, говорю, век живи, век учись, один раз экзаменуйся - исправляюсь! Итак...По теме: Кунгурская пещера

Ичалковские пещеры
Как нижегородская семья туристов побывала в пещерах и увидела живых байдарочников

В южной части Ичалковского бора на площади около 350 гектаров наблюдается массовое развитие карстовых форм рельефа. Здесь встречаются многочисленные провалы, мелкие и крупные воронки (диаметром до 50-60 м и глубиной до 30 м), карстовые лога, гроты, пещеры, рвы, скалы и жёлоба. Всего на территории бора насчитывается более 1000 различных карстовых провалов. / Википедия
~~~~~~~~~~~

До Ичалковского бора добраться можно двумя путями (карта - в конце фоторепортажа). Мы ехали через Кстово, Большое Мурашкино, Перевоз и Ичалки. Также можно добраться по Арзамаской трассе, а потом через Перевоз и Ичалки. Рамблеровские карты предлагают третий вариант: через Кстово, Запрудное, и дальше по деревенским дорогам. Маршрут должен быть живописным, но неспешным. Возможно позже воспользуемся и им.

Самая неприятная часть маршрута - трасса М7. На ней можно пооттачивать мастерство фигурного руления вокруг прямоугольных ямочек в дорожном покрытии, и терпение при стоянии в пробках - перед Кстовской объездной дорожники затеяли очередной ремонт. Дорога Р162 до Большого Мурашкино и далее - приятна и живописна. Только в одном месте пришлось столкнуться с российской действительностью - ограничением скорости в 30 км/час без отменяющего знака.

Перед Ичалками, согласно указателю «Ичалковский карьер» нужно повернуть налево. Также, можно проехать и через деревню. Обе дороги приводят к шлагбауму Ичалковского карьера. Пропускают без проблем, даже дорогу рассказывают, денег не берут (раньше пытались). Дальше дорога проходит через карьер. Езда неспешная. Можно поизучать виды карьерных машин и оборудования. После карьера съезжаем вправо. Теоретически можно доехать до домика лесника, но в дожди туда лучше не соваться. Мы тоже доехать до конца не смогли. Хоть дождей и не было, но лужа на дороге была знатная. Дальше пошли пешком.

Дорога привела нас к домику лесника, который стоит при входе в Ичалковский бор. Координаты пещер у нас были, однако в лесу телефон сразу потерял связь со спутником, а навигатор я забыл в машине. Пришлось идти наугад, благо лесная дорога была широкая и единственная.

Ставим повествование на паузу...

После поездки было такое ощущение, что изучили мы далеко не всё. Потом обнаружил в интернете схему расположения Ичалковских пещер. Оказалось, что мы нашли только три пещеры из семи. Что ж, есть повод приехать туда ещё один раз. Вот эта схема:

1. Схема расположения Ичалковских пещер
Продолжаем повествование...

Так вот, лесная дорога привела нас к месту, обозначенному на схеме, как «Установка лагеря». Там было старое кострище и лавочка. Вдали, среди деревьев, замаячила большая группа людей. Это были туристы, приехавшие на большом экскурсионном автобусе, который стоял в конце карьера. (Посмотрел ценник на экскурсию. Стоимость тура: 1700 р. с человека!)

Пещеры, которые мы нашли, находятся в трёх провалах. Провал - это такая огромная ямища посреди леса. И вот в стенах ям и находятся пещеры.

1. Холодная или Ледяная пещера

В стенах пещеры расположено несколько пещерок-щелей. Вот одна из них:

Дно пещеры. Там темно и без фонарика можно не соваться. Качественное фото снять в темноте достаточно сложно, даже со вспышкой. Вот жена попыталась снять меня и Вову:

В твёрдых профессиональных руках фотографа (это я про себя :) фотографии получаются чуть лучше:

Вовка с Данькой у входа в пещеру:

Другая пещерка выглядела, как лисья нора. Взрослый туда не пролезет, но мальчишки залезли с удовольствием. Правда вытаскивать пришлось за ноги. Хорошо хоть далеко в неё пролезть нельзя:

Самая эффектная в этом провале - это Холодная (Ледяная) пещера. Пещера состоит из двух залов: наклонного Светлого, и плоского Тёмного. В пещере холодно, по ощущениям температура около нуля.

Светлый зал:

На дне Тёмного зала озеро с холодной и прозрачной водой:

По описаниям, даже летом озеро покрыто льдом. Но в наш приезд льда не было. В озере очень красиво отражается вход в пещеру:

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. Групповое фото на фоне входа в пещеру через отражение в озере:

Записки с желаниями в специальной нише. Говорят, что этой традиции более 50-ти лет:

На стенах пещеры иней. А если направить фонарик в потолок, то он начинает сверкать тысячами огоньков:

2. Старцева яма

Вид с края провала:

Говорят, в одном из гротов провала жил старец-пустынник. Воду и пищу ему спускали по верёвке. А грот, в котором он жил, с тех пор называют «Старцевой кельей».

Спуск в Старцеву яму самый сложный. Хорошо, что добрые люди предусмотрительно повесили верёвку:

Один из гротов:

Ещё один:

А вот и другой, побольше:

На потолке иней. А может - это какой-нибудь хитрый мох, или плесень? Или же это личинки сталактитов? :)

На дне Старцевой ямы растут цветочки:

В стенах забавные углубления:

Тут тоже есть специальная полочка для пожеланий:

Старцева яма с разных ракурсов:

Далее две панорамы провала. Можно ткнуть мышкой и порассматривать подробности.

Вид на пещеру со стороны спуска:

Вид на спуск со стороны пещеры:

Мальчишкам больше всего понравилось залезать и вылезать из ямы по верёвке. Этим увлекательным занятием они и занимались достаточно долгое время:

Вылезаем из провала, и идём к следующей пещере:

3. Безымянная или Малая ледяная пещера

Попасть в провал можно по узенькой тропке, идущей вдоль обрыва. Проходим под аркой:

Температура ощутимо падает. В провале находится очень тёмная пещера:

А в ней - красивое озеро c холодной водой:

Вид из пещеры:

Фото на память:

Дорога домой

На обратном пути откопали геокешеровский тайник:

Вышли из леса, вернулись к машине. Там устроили пикник, во время которого дети куда-то смотались и приволокли кучу красивых камней. Вот таких:

По дороге домой завернули на Пьяну. Там был слёт катамаранщиков и байдаровщиков.

Катамараны против порогов:

Пороги против байдарок (или это каноэ?):

Какие-то дети тренируются на байдарках:

Опять какие-то дети... Ой, дык ведь это же мои!

- Красиво плывут!
- Кто?
- Вон та группа в полосатых купальниках.

Ичалковский бор / Nizhegorodskaya oblast, Russian Federation

42. Маршрут: Нижний Новгород - Ичалковский бор. Координаты: 55.43721°N, 44.53734°E. Расстояние: 147 км. Обязательный инвентарь: Фонарик. Время в пути: 3 часа.