статья ДК, посвященная 60-летию Синайской кампании. Часть I

Nov 07, 2016 16:57

"Вести", 27 октября 2016

Восьмидневная война на Синае

Дов Конторер

29 октября 1956 года четыре легких израильских самолета, маневрируя на предельно низкой высоте, разрезали крыльями и винтами все телефонные линии на юге и в центральной части Синайского полуострова, нарушив тем самым связь между находившимися там базами египетской армии. Это был один из последних случаев боевого применения израильскими ВВС истебителей "Мустанг", использовавшихся США и Великобританией в годы Второй мировой войны. Сразу же после предпринятой "Мустангами" атаки на египетские линии связи восточнее перевала Митле, в семидесяти километрах от Суэцкого канала, высадились с парашютами бойцы 890-го десантного батальона, которым командовал майор Рефаэль Эйтан (Рафуль), будущий начальник израильского Генштаба.

Первоначальный план операции предусматривал высадку западнее Митле и ближе к каналу, но он был изменен в последний момент из-за сообщения воздушной разведки о появлении в намеченной зоне десантирования египетского военного лагеря. Сообщение было ошибочным: на сделанных пилотами снимках за новую базу египетской пехоты приняли палаточный лагерь строительных рабочих. Увы, с получением этого сообщения план операции был изменен за несколько часов до того, как 16 военно-транспортных "Дугласов" вылетели с аэродрома "Тель-Ноф" в зону высадки на Синае, сопровождаемые истребителями "Ураган" и "Глостер Метеор".

Данное обстоятельство сыграло весьма неблагоприятную роль в судьбе операции: с высадкой четырехсот израильских десантников восточнее Митле подразделения египетской пехоты поспешили занять господствующие позиции на самом перевале, опередив батальон Рафуля, и это стало на следующем этапе одной из причин тяжелого боя, в котором 38 бойцов ЦАХАЛа погибли и около 120 получили ранения.

Несмотря на свой трехзначный номер, 890-й батальон, в который ранее влился легендарный 101-й отряд, был в то время почти единственным кадровым подразделением израильских десантников. Вместе с ним в только что созданную 202-ю парашютно-десантную бригаду под командованием полковника Ариэля Шарона вошли 771-й батальон десантников-резервистов, 88-й учебно-тренировочный батальон и т.н. "четвертый батальон", собранный с миру по нитке буквально за несколько дней до начала военных действий. В усиленную 202-ю бригаду, которой отводилась важная роль на начальном этапе Синайской кампании, также вошли 332-й минометный батальон, танковая рота, подразделения артиллерийской поддержки, связи и пр.

Одновременно с высадкой 890-го батальона у перевала Митле прочие подразделения 202-й десантной бригады перешли египетскую границу в пятидесяти километрах к северу от Эйлата и начали продвижение на запад, с целью последующего соединения с группой Рафуля. В те же часы 29 октября две роты из состава 9-й пехотной бригады ЦАХАЛа, которой командовал Авраам Яффе, захватили египетский опорный пункт Рас-эль-Накб в двадцати километрах к северу от Эйлата, а 4-я пехотная бригада под командованием Йосефа Харпаза атаковала египетский военный лагерь у перекрестка Кусейма, на линии шоссейной дороги, идущей из Беэр-Шевы к Ниццане, аэродрому в Бир-Гафгафе (Рефидим) и далее к Исмаилии.

Этими действиями началась операция "Кадеш", названная в честь города, находившегося в библейские времена на территории Синая. Операция также известна как Синайская кампания, а в советской печати она долго упоминалась как "тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта". Шестидесятилетие этой войны станет первым из многочисленных юбилеев наступившего еврейского года.

* * *
Началу Синайской кампании предшествовал ряд процессов, создавших уникальную точку совпадения интересов Израиля, Великобритании и Франции.

Успешное завершение Войны за независимость Израиля не привело к установлению мира между новообразованным еврейским государством и окружавшими его арабскими странами, в которых господствовало ожидание скорого реванша. Иорданский король Абдалла, парафировавший тайное соглашение о принципах мирного урегулирования с Израилем, был убит в июле 1951 года арабским террористом на ступенях иерусалимской мечети Аль-Акса. Лига арабских государств объявила Израилю бойкот, Египет закрыл Суэцкий канал для израильского судоходства и транзита предназначенных Израилю грузов. Базировавшиеся на территории Египта, Иордании, Сирии и Ливана организованные группы арабских боевиков, т.н. фидаюнов, постоянно вторгались в пределы еврейского государства, и в результате их действий в 1949-1956 гг. были убиты сотни израильтян.

В одном только секторе Газы, находившемся тогда под контролем Египта, подразделения фидаюнов включали четыре роты, насчитывавшие 600 палестинских боевиков, и отдельный отряд следопытов. Эти силы находились в прямом подчинении полковника Мустафы Хафеза, начальника египетской военной разведки в данном районе, и их атаки на израильские поселения, транспорт, объекты инфраструктуры и пр. заметно активизировались в 1955 году. По поручению Моше Даяна израильской военной разведке удалось ликвидировать Хафеза в июле 1956 года, направив ему через его же агента посылку, в которой вместо ожидавшейся книги секретных кодов находился заряд взрывчатки, но эта удачная акция могла лишь на время снизить эффективность предпринимавшихся фидаюнами атак.

Враждебность Египта по отношению к Израилю дополнительно возросла после того, как в результате июльской революции 1952 года у власти в Каире оказалось правительство т.н. "свободных офицеров", которое вскоре возглавил полковник Гамаль Абдель Насер. Новый египетский лидер открыто заявлял о своем желании "смыть позор" поражения в войне 1948-49 гг., участником которой он был, и его энергичная пропаганда встречала заметную поддержку в арабских странах. В 1953 году Насер запретил израильским судам проход через Тиранский пролив, соединяющий Эйлатский залив с основной акваторией Красного моря. Разместив на берегах пролива тяжелую артиллерию, Египет лишил Израиль выхода в Индийский океан, а затем, уже в сентябре 1955 года, закрыл для израильских гражданских самолетов воздушное пространство над Тиранским проливом. В результате Израиль лишился единственной линии прямого воздушного сообщения, связывавшей его со странами Африки и Восточной Азии.

В том же 1955 году ухудшение политических связей Египта с Великобританией и заключение последней Багдадского пакта с Ираном, Пакистаном и Турцией (позже к этому договору присоедился Ирак) убедило Насера в необходимости обретения сильного стратегического союзника в лице СССР и стран Варшавского договора. По заключенному им соглашению Чехословакия обязалась поставить Египту крупную партию советского оружия: 230 танков, 200 бронетранспортеров, 100 самоходных артиллерийских установок, 340 буксируемых полевых и противотанковых орудий, 160 зенитных орудий, 150 реактивных истребителей Миг-15 и Миг-17, пятьдесят реактивных фронтовых бомбардировщиков Ил-28, семьдесят транспортных и учебных самолетов. Из Польши по тому же соглашению Египту передавались два эсминца, шесть подводных лодок, четыре тральщика и двенадцать торпедных катеров.

Эта сделка, заключенная в сентябре 1955 года, вела к кардинальному изменению баланса сил на Ближнем Востоке, и израильское руководство справедливо рассматривало ее как фактор первостепенной угрозы. Достаточно сказать, что единственным реактивным самолетом израильских ВВС был в то время британский "Глостер Метеор", производившийся с 1944 года и далекий по своим показателям от новейших советских "Мигов". Со времени заключения соглашения о поставке Египту оружия странами Варшавского договора превентивная война против Египта стала рассматриваться израильским военным командованием как едва ли не единственный способ устранения опасности, нависшей над еврейским государством.

Необходимость срочного усиления ЦАХАЛа в связи с перспективой военного столкновения с Египтом вынудила Израиль объявить внутренний заём, в рамках которого на закупку оружия за рубежом было собрано свыше 2 млн лир, и этот эпизод нашел отражение в шутливой песне "Пушки вместо носков, танк за пару ботинок", оставшейся в ностальгическом репертуаре израильского радио как один из памятников той эпохи. Но найти поставщиков необходимого Израилю оружия было непросто. Так, израильское правительство проявляло большой интерес к закупке у США реактивных истребителей F-86. Этот самолет, известный под названием "Сейбр", оказался единственным серьезным противником советского Миг-15 в Корейской войне, и именно он считался тем средством, которое позволит Израилю уравнять силы с египетскими ВВС. Однако, несмотря на благоприятную в целом позицию президента Дуайта Эйзенхауэра по данному вопросу, добиться заключения военного контракта с США оказалось невозможным.

image Click to view



К счастью для Израиля обострение его отношений с Египтом в середине пятидесятых годов прошлого века пришлось на период, в который правительство Насера стало восприниматься как фактор значительной политической угрозы Великобританией и Францией. Англичане были недовольны соглашением с Египтом, которое они вынужденно подписали 19 октября 1954 года и по которому их войска должны были покинуть Египет, за исключением зоны Суэцкого канала, к июню 1956 года. Смутное недовольство Лондона превратилось в открытое возмущение 26 июля 1956 года, когда Насер объявил о своем решении национализировать Суэцкий канал и использовать средства, которые будут получены от его эксплуатации, для строительства Асуанской плотины. Что же до Франции, то ее отношения с Египтом оказались в кризисном состоянии из-за политической и военной поддержки, которую Насер оказывал алжирским повстанцам.

Благодаря этим противоречиям Израиль смог заключить в марте-июне 1956 года несколько соглашений о закупке оружия и военного снаряжения во Франции. Среди прочего, Израилю были поставлены в тот период 61 реактивный истребитель-бомбардировщик "Дассо-Мистэр", 66 танков "Шерман" американского производства, 132 легких французских танка AMX-13 и 23 военно-транспортных "Дугласа", находившихся в распоряжении Франции. С получением этого оружия ЦАХАЛ произвел реорганизацию многих своих частей и значительно изменил доктрину их боевого применения.

В начале сентября 1956 года были установлены прямые контакты военных ведомств Израиля, Франции и Великобритании, и после нескольких раундов переговоров, в которых участвовали министр иностранных дел Голда Меир, начальник Генштаба Моше Даян и генеральный директор министерства обороны Шимон Перес, 22 октября 1956 года в Севре, вблизи Парижа, состоялась тайная встреча, участниками которой были премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион, его французский коллега Ги Молле, глава французского военного ведомства Морис Буржес-Монури, французский министр иностранных дел Христиан Пино и его британский коллега Селвин Ллойд. В результате этой встречи был подписан секретный протокол о совместных действиях против Египта, которые планировалось начать наступлением ЦАХАЛа на Синае и завершить оккупацией зоны канала объединенными англо-французскими силами, которые вступят в войну под предлогом защиты этой важной международной артерии.

Сроки проведения операции были установлены на конец октября - начало ноября 1956 года с таким расчетом, чтобы свести к минимуму возможность вмешательства в конфликт США, где в то время вступала в завершающую стадию предвыборная кампания, и Советского Союза, внимание которого было привлечено к начавшемуся антикоммунистическому восстанию в Венгрии. Севрский протокол включал обязательство французского правительства обеспечить воздушное прикрытие городов Израиля в случае, если авиация Египта или других арабских стран попытается их бомбить, и аннулировал значительную часть израильского долга Франции, возникшего в результате закупки вооружений.

24 октября 1956 года, практически одновременно с завершением тайных переговоров в Севре, Иордания присоединилась к египетско-сирийскому договору о военном сотрудничестве, и армии трех арабских государств были объединены под общим командованием, что означало для Израиля долгосрочную угрозу войны на три фронта. В результате намеченная Севрским протоколом кампания против Египта стала для Израиля жизненно необходимой, и в ночь на 25 октября в Израиле началась тайная мобилизация резервистов.

* * *
К началу Синайской кампании вооруженные силы Египта насчитывали порядка 300 тысяч военнослужащих, тогда как в отмобилизованном ЦАХАЛе было не более 175 тысяч солдат и офицеров. Египет многократно превосходил Израиль по численности пехоты и в 3,5 раза по численности реактивных боевых самолетов. Только по числу танков стороны находились в более или менее одинаковом положении. Общее соотношение по вооружениям составляло 1:4 в пользу Египта. При этом значительная часть египетской армии была сосредоточена в зоне Суэцкого канала, а ее передовые пехотные и бронетанковые части, занимавшие позиции в Восточном Синае, контролировали все дороги этого полуострова.

Великобритания и Франция собирались направить в зону конфликта около 80 тысяч своих военнослужащих (45 тысяч и 34 тысячи соответственно), но их вмешательство ожидалось в лучшем случае через 36 часов после начала израильского наступления на Синае, а фактически десантная операция англичан и французов началась уже после того, как ЦАХАЛ вышел на дальние подступы к Суэцкому каналу.

В таких условиях операция "Кадеш" могла увенчаться успехом лишь благодаря внезапности, предельной концентрации сил на основных направлениях и быстрому маневру. Несмотря на ряд постигших ЦАХАЛ тактических неудач и вскрывшиеся в ходе войны разногласия между Генштабом и командованием Южного военного округа, все эти элементы присутствовали в начавшихся 29 октября действиях Израиля. Так, объяснением возможной утечки сведений о проводившейся Израилем тайной мобилизации резервистов должно было стать создание впечатления о том, что озабоченность израильского командования и его возможные планы связаны с обострившейся ситуацией на границе с Иорданией. С указанной целью в Израиле было опубликовано сообщение о якобы полученных его разведкой сведениях о появлении в Иордании иракских войск.

Эта мера возымела успех, и израильская атака застала Египет врасплох - несмотря на то, что 28 октября, за день до начала операции "Кадеш", Израилем был сбит над Средиземным морем египетский самолет Ил-14, которым, как предполагалось, будет возвращаться из Дамаска в Каир начальник египетского Генштаба Абдель Хаким Амер. Оказалось, однако, что Амер остался в Дамаске, и на борту сбитого израильскими ВВС Ил-14 находились шестнадцать высокопоставленных военных из его свиты. Удачей Израиля стало то, что в Египте гибель военно-транспортного самолета сочли результатом аварии, и о том, чтó случилось на самом деле, египтяне узнали только в 1989 году из публикаций израильской прессы.

Уже в первый день операции основные силы 202-й десантной бригады заняли брошенную египтянами Эль-Кунтиллу и к ночи следующего дня они соединились с батальоном Рафуля у перевала Митле, взяв штурмом опорные пункты противника Ат-Тамад и Нахле. Несколькими часами ранее 30 октября под ударами 4-й пехотной бригады пал египетский военный лагерь у перекрестка Кусейма. В поддержке направленной в данный район 7-й танковой бригады (ею командовал полковник Ури Бен-Ари) не оказалось необходимости, и командующий Южным военным округом генерал-майор Асаф Симхони приказал танкистам 7-й бригады атаковать укрепленный район Умм-Катаф совместно с 10-й пехотной бригадой Шмуэля Годера. Бои на этом участке оказались намного труднее, и Умм-Катаф был взят израильскими силами только 1 ноября, с началом общего египетского отступления. В воздушных боях, происходивших 30 октября над Синаем, израильские ВВС доказали свое превосходство над противником и вынудили Египет резко снизить активность его авиации.

Утром 31 октября израильские самолеты разгромили механизированную колонну, шедшую из Исмаилии на помощь египетским силам, оборонявшимся в районе Умм-Катафа. В тот же день египетский эсминец "Ибрагим эль-Аваль", подвергший обстрелу порт Хайфы, был поврежден, отрезан от возможных путей отступления в Египет и бегства в Ливан и вынужден выбросить белый флаг. В отражении атаки на Хайфу вместе с израильскими кораблями участвовал французский эсминец "Керсен". Ни один из выпущенных им снарядов не попал в "Ибрагим эль-Аваль", но бодрый огонь французов вынудил египетского капитана начать отход к Порт-Саиду. На следующем этапе "Ибрагим эль-Аваль" был блокирован израильскими кораблями, покинут своим экипажем, отбуксирован в Хайфу, отремонтирован и включен в боевой состав израильских ВМС.

Самым тяжелым для израильских сил событием этого дня стало кровопролитное сражение у Митле. Его общая целесообразность и тактика действий, предпринятых у перевала 202-й бригадой, оспаривались затем многими участниками событий и высшими командирами ЦАХАЛа. Скептическое отношение к этому бою господствует и среди военных историков, но, так или иначе, с захватом Митле десантники вышли к северной оконечности Суэцкого залива вблизи Рас-Судара и захватили нефтеносный район Абу-Рудейс.

1 ноября начался штурм Рафиаха и сектора Газы, в котором принимали участие две танковые и три пехотные бригады ЦАХАЛа: 27-я танковая под командованием Хаима Бар-Лева, 37-я танковая Шмуэля Галинки, 1-я пехотная "Голани" Биньямина Гибли, 11-я пехотная "Ифтах" Аарона Дорона и 12-я пехотная "Ха-Негев" Давида Эльазара. Вечером того же дня египетский Генштаб отдал своим силам приказ об отходе с Синая, и 2 ноября ЦАХАЛом были захвачены Газа, Хан-Юнес и Эль-Ариш. После этого танкисты 27-й бригады заняли Романи на западном участке средиземноморского побережья Синая и вышли к заранее установленной линии своего максимального продвижения в 16 километрах к востоку от Суэцкого канала. К этой же согласованной с англичанами и французами линии вышли южнее, напротив Исмаилии, танки 7-й бригады, занявшие по дороге брошенную египтянами Бир-Гафгафу, а 9-я бригада начала бросок к Шарм-аш-Шейху, продвигаясь параллельно береговой линии Эйлатского залива, где ей нужно было преодолеть в труднейших топографических условиях горного бездорожья свыше трехсот километров.

По другому берегу Синайского полуострова, вдоль Суэцкого залива, навстречу ей двинулся от Рас-Судара 890-й десантный батальон Рефаэля Эйтана. 2 ноября далеко впереди него, у находившегося в районе Эт-Тура египетского аэродрома, высадились с парашютами две роты из 88-го батальона. Этим подразделением командовал Мордехай (Мота) Гур. Как и многие другие герои Синайской кампании, он займет впоследствии пост начальника израильского Генштаба - еще до Рафуля и сразу же после комбрига-12 Давида Эльазара, которого опередит на четыре года комбриг-27 Хаим Бар-Лев. Силы десантников на западном побережье Синая соединились 4 ноября и на следующий день они вышли к Шарм-аш-Шейху практически одновременно с пехотинцами 9-й бригады Авраама Яффе.

Защищавшая Шарм-аш-Шейх египетская бригада была разгромлена в результате короткого боя, и этой победой завершилась 5 ноября наступательная операция ЦАХАЛа на Синае. Лишь на этом этапе объединенные англо-французские силы, начавшие 31 октября бомбардировку египетских аэродромов, приступили к проведению собственной операции "Мушкетер" в зоне Суэцкого канала.

Окончание следует

ближневосточные войны, синайская кампания, социум

Previous post Next post
Up