Абсолютный слух (?)

Jan 26, 2018 11:03

Лина занимается музыкой в местной школе «Ямаха». Там каждые два года дети сдают экзамен, фиксируя тем самым уровень, на котором они находятся. В марте у Линки будет уже второй такой экзамен, поэтому на прошлой неделе учительница объяснила нам, родителям, к чему и как готовиться.

(Это дети год назад выступали)
Детям в группе по 8-9 лет, занимаются они 4-ый год. Первые два года в месяц было по 4 занятия, сейчас по 6 (три групповых и три индивидуальных. На индивидуальных у них фортепиано, на групповых - electone (не знаю, как перевести - синтезаторы?). В группе они и ансамблем играют, и песни поют. В общем - если какие-то азы сольфеджио и есть - это дается в группе.)

Задания на экзамен, наверное, вполне стандартные:
  1. Сыграть два заранее разученных произведения.
  2. Сыграть с листа (двумя руками) незнакомое произведение.
  3. Подобрать аккомпанемент к только что услышанной мелодии.
  4. Сыграть на слух первый раз услышанную мелодию. Сыграть на слух первый раз услышанный аккомпанемент.
Знаете, что считается самым сложным? No 2, т.е. сыграть с листа. У нас Линка до сих пор ноты выучить не может. В скрипичном ключе в последнее время более-менее стала ориентироваться, а с басовым полный завал. Ну, она и с часами, и с линейкой не дружит - в общем, не даются нашей Линке «деления». У остальных деток дела получше, но тоже не фонтан.

А что считается самым легким? Оказывается, No 4! Учительница тут же продемонстрировала, как это будет выглядеть на экзамене: села за рояль, сыграла двумя руками незнакомую детям песенку. И говорит - а теперь спойте мелодию нотами! На экзамене надо будет играть, но сегодня вас пятеро, так что просто споем. И ВСЕ, понимаете, ВСЕ пять детишек запели в унисон НОТАМИ.

Я в ступоре: им же не дали опорную ноту! Клавиатуру им не видно. Вот как они, все пятеро, хором угадали, что начало с «си»??? И не только начало, они же всю мелодию с ходу НОТАМИ и спели!

Ну, а учительница ведет себя так, как будто так оно и надо. Вот, говорит, это задание - самое легкое, так что все силы бросаем на чтение нот для пункта No 2.
Впечатлилась, похоже, только я. Нет, я знаю, что это в Европе абсолютный слух сравнительная редкость. И что, например, в Китае обладателей такого слуха значительно больше. Говорят, это связано с особенностями языка, но в японском языке высота звуков относительная, так что я как-то не думала, что это и к японцам относится. Хотя - да, замечала, конечно, что в среднем у японцев слух хороший: я ни разу не видела тут человека, о котором можно было бы сказать, что ему «медведь на ухо наступил».

Ну так вот. Пришла я домой и давай Линку по всей клавиатуре гонять, чтоб она звуки мне называла. Ошиблась она только 2 раза и то только на полтона. (Надо сегодня еще раз попробовать, может, она вчера просто в ударе была.)

Нет, я понимаю, что абсолютный слух  - это приятный бонус, но по сути его наличие еще ни о чем не говорит. И вообще, в группе у всех пятерых, похоже, со слухом все прекрасно, так что даже если такая способность у Линки и есть - не с чем тут носиться.

Меня больше удивило то, что вот собрали детей по сути дела с улицы. Ну, не совсем с улицы, раз родители их на занятия привели и инструментами обеспечили. Но никакого отбора нет, кто пришел - тому и рады. И раз - у всех такой слух??? То-то учительница их запросто может спросить, в какой тональности такое-то произведение. Они еще нот и не видели - а отвечают...

Я же когда-то (страшно даже считать, СКОЛЬКО лет назад) в советской музыкальной школе училась, мне есть с чем сравнить. Мы на сольфеджио интервалы отрабатывали. Диктанты писали. Я хорошо справлялась, но мне всегда надо было знать, ОТ ЧЕГО считать!!!  Короче, такого я не видела, так что впечатлилась - о чем и сообщаю!

#Япония, дети, Ямаха

Previous post Next post
Up