Я регулярно упоминаю в своих записках гаитян. В этом нет ничего удивительного, от Монте-Кристи до границы с Гаити - минут 50 неспешной езды. Было бы еще меньше, если б не проверки на блок-постах по дороге. Основная задача последних - отлов гаитянских нелегалов и выдворение их на родину, поэтому полицейские внимательно всматриваются в каждый проезжающий автомобиль, и не ленятся подниматься в салоны автобусов.
Отличить жителя Гаити от жителя Доминиканы можно чисто внешне, даже без заглядывания в паспорт. Так уж получилось, что у доминиканцев цвет кожи - вся та гамма оттенков, что получается от союза молока и кофе. А у их соседей на западе кожа - тот натуральный черный цвет, что обещала этикетка краски для волос Ипполиту Матвеевичу.
Почему так вышло - вопрос интересный. Во времена оны восточная часть Гаити принадлежала испанцам, а западная была французской колонией. Испанцы, даром что пользовались чуть ли не фашистской славой в здешних водах, на вопросы межрасовых браков смотрели гораздо проще. И в итоге Доминикана оказалась заселенной потомками от браков (хм, ну и не только) с местными индейцами и завезенными неграми, самых разнообразных степеней смешения кровей. Хотя я видел пару симпатичных девчонок из Санто-Доминго с кожей цвета слоновой кости, если не белее, и классическими испанскими чертами лиц. В общем, кто-то заморачивается чистотой крови, но большинство, в силу атмосферы ленивого и доброго распиздяйства, окутывающей страну - нет.
Ну а няши-французы на своей части острова, даром, что нация просвещенная и куртуазная, такого вольнодумства не допускали, чистоту крови блюли, а к людям других цветов кожи относились настолько мило, что у тех в сознании прочно укоренилась мысль, что всё зло в мире исключительно от белых.
В общем, когда пошла мода на независимость колоний и прочие «либертэ, эгалитэ», чернокожее население Гаити моментально припомнило белым все грехи за последние три сотни лет, и устроило тем децимацию пополам с приватизацией. С тех пор каждый народный лидер, что приходил у них к власти, предлагал чернокожим подданным простую политическую программу:
Во всем виноваты белые.
Если их убить и ограбить, то жизнь сразу станет лучше.
Таким образом белых в Гаити очень скоро не осталось, их имущество было разграблено и поделено, но вот планы на лучшую жизнь исполняться не спешили. Тогда гаитяне обратили взгляд на соседнюю Доминикану, к тому времени успевшую освободиться из под власти Испании. Обратили взгляд - это мягко сказано, они ее завоевали и пытались там устанавливать те же порядки, что и на родине. В итоге поднялось восстание, и чернокожих «колонизаторов» выставили из страны, а в Сантьяго, крупнейшем городе центральной Доминиканы, теперь стоит красивый мемориал, посвященный борцам с оккупантами.
Помимо той давней истории гаитяне еще несколько раз пробовали отправиться в гости к соседям без приглашения, и это не считая непрекращающегося потока нелегальных иммигрантов, а также наркотиков и болезней, которые последние тащат с собой на доминиканскую территорию. В общем, отношения между двумя странами несколько натянутые, а пограничная стража несет свою службу без скидок на всеобщую тропическую расслабуху, царящую в этих широтах. Поглядеть на эту самую границу мы и отправились в один из одинаково солнечных дней нашего отпуска.
Если точнее, это была пятница. По пятницам и понедельникам (прим. Сашки) в пограничном Дахабоне открывается рынок, на который пропускают торговцев с территории Гаити. Неплохой шанс познакомиться с бытом соседей без организации «сафари» на их территорию. Сам Дахабон - типичный маленький латиноамериканский городок, окруженный многочисленными ранчо, в меру симпатичный, в меру экзотичный, с двумя достопримечательностями: вышеупомянутый рынок и старое здание пограничной стражи, ранее служившее пропускным пунктом.
Интересный факт: хоть здание это продолжает служить базой пограничникам, а мост от него, пусть и перекрытый, ведет на другую сторону границы, нас, после короткой беседы нашего гида с охранником, легко пустили прогуляться на нейтральной территории и пофотографировать. Не было никакого бакшиша в жидкой валюте или в звонких пиастрах, знаков «не снимать» и прочего военно-державного идиотизма. Думаю, попытайся я у нас на границе щелкнуть камерой, меня бы тут же назначили шпиёном и закатали бы в кутузку.
А посмотреть тут есть на что. В меру разгильдяйский, но достаточно приличный городок на правом берегу на левом превращается в подобие палестинского лагеря беженцев. Между ними - мост, переполненный людьми, спешащими на рынок, расположившийся на доминиканской земле. Тачки, носильщики, велосипеды - все это вереницей вливается в ворота рынка, нагруженное дарами гаитянских полей и огородов. А в грязноватой речушке под мостом гаитянские женщины стирают белье и домочадцев.
Это еще не рынок, это как раз мост, ведущий на него.
Сам рынок, конечно, не «Чрево Парижа», однако неподготовленного человека оглушает и сбивает с ног. Иногда в прямом смысле: гаитянские и доминиканские мамми, выбирающиеся на торжище, с целеустремленностью маленьких носорожков прокладывают себе путь через его галдящее нутро, переставляя и сдвигая в стороны людей и углы, что оказываются на их пути. И в постоянной череде толчков и шлепков едва различимы осторожные пальчики джентльменов удачи, аккуратно проверяющие твои карманы на предмет различных сувениров.
Не ждите от местного ассортимента чего-то особенного. В основном на прилавках - дары садов и огородов, дешевый ширпортреб: один-в-один провинциальный рынок небольшого российского городка эпохи перестройки, с поправкой на тропическую экзотику и разнообразие флоры. Я надеялся купить контрабандного гаитянского рома, который Тимур ставит превыше всех доминиканских сортов, но ничего не нашел. Зато Оми раздобыла мешок корицы, которого нам, по расчетам, хватит до следующей осени.