Настоящая Доминикана - часть 7

Mar 04, 2014 19:00



Я регулярно упоминаю в своих записках гаитян. В этом нет ничего удивительного, от Монте-Кристи до границы с Гаити - минут 50 неспешной езды. Было бы еще меньше, если б не проверки на блок-постах по дороге. Основная задача последних - отлов гаитянских нелегалов и выдворение их на родину, поэтому полицейские внимательно всматриваются в каждый проезжающий автомобиль, и не ленятся подниматься в салоны автобусов.

Отличить жителя Гаити от жителя Доминиканы можно чисто внешне, даже без заглядывания в паспорт. Так уж получилось, что у доминиканцев цвет кожи - вся та гамма оттенков, что получается от союза молока и кофе. А у их соседей на западе кожа - тот натуральный черный цвет, что обещала этикетка краски для волос Ипполиту Матвеевичу.

Почему так вышло - вопрос интересный. Во времена оны восточная часть Гаити принадлежала испанцам, а западная была французской колонией. Испанцы, даром что пользовались чуть ли не фашистской славой в здешних водах, на вопросы межрасовых браков смотрели гораздо проще. И в итоге Доминикана оказалась заселенной потомками от браков (хм, ну и не только) с местными индейцами и завезенными неграми, самых разнообразных степеней смешения кровей. Хотя я видел пару симпатичных девчонок из Санто-Доминго с кожей цвета слоновой кости, если не белее, и классическими испанскими чертами лиц. В общем, кто-то заморачивается чистотой крови, но большинство, в силу атмосферы ленивого и доброго распиздяйства, окутывающей страну - нет.

Ну а няши-французы на своей части острова, даром, что нация просвещенная и куртуазная, такого вольнодумства не допускали, чистоту крови блюли, а к людям других цветов кожи относились настолько мило, что у тех в сознании прочно укоренилась мысль, что всё зло в мире исключительно от белых.



В общем, когда пошла мода на независимость колоний и прочие «либертэ, эгалитэ», чернокожее население Гаити моментально припомнило белым все грехи за последние три сотни лет, и устроило тем децимацию пополам с приватизацией. С тех пор каждый народный лидер, что приходил у них к власти, предлагал чернокожим подданным простую политическую программу:


  1. Во всем виноваты белые.

  2. Если их убить и ограбить, то жизнь сразу станет лучше.


Таким образом белых в Гаити очень скоро не осталось, их имущество было разграблено и поделено, но вот планы на лучшую жизнь исполняться не спешили. Тогда гаитяне обратили взгляд на соседнюю Доминикану, к тому времени успевшую освободиться из под власти Испании. Обратили взгляд - это мягко сказано, они ее завоевали и пытались там устанавливать те же порядки, что и на родине. В итоге поднялось восстание, и чернокожих «колонизаторов» выставили из страны, а в Сантьяго, крупнейшем городе центральной Доминиканы, теперь стоит красивый мемориал, посвященный борцам с оккупантами.

Помимо той давней истории гаитяне еще несколько раз пробовали отправиться в гости к соседям без приглашения, и это не считая непрекращающегося потока нелегальных иммигрантов, а также наркотиков и болезней, которые последние тащат с собой на доминиканскую территорию. В общем, отношения между двумя странами несколько натянутые, а пограничная стража несет свою службу без скидок на всеобщую тропическую расслабуху, царящую в этих широтах. Поглядеть на эту самую границу мы и отправились в один из одинаково солнечных дней нашего отпуска.

Если точнее, это была пятница. По пятницам и понедельникам (прим. Сашки) в пограничном Дахабоне открывается рынок, на который пропускают торговцев с территории Гаити. Неплохой шанс познакомиться с бытом соседей без организации «сафари» на их территорию. Сам Дахабон - типичный маленький латиноамериканский городок, окруженный многочисленными ранчо, в меру симпатичный, в меру экзотичный, с двумя достопримечательностями: вышеупомянутый рынок и старое здание пограничной стражи, ранее служившее пропускным пунктом.




Интересный факт: хоть здание это продолжает служить базой пограничникам, а мост от него, пусть и перекрытый, ведет на другую сторону границы, нас, после короткой беседы нашего гида с охранником, легко пустили прогуляться на нейтральной территории и пофотографировать. Не было никакого бакшиша в жидкой валюте или в звонких пиастрах, знаков «не снимать» и прочего военно-державного идиотизма. Думаю, попытайся я у нас на границе щелкнуть камерой, меня бы тут же назначили шпиёном и закатали бы в кутузку.



А посмотреть тут есть на что. В меру разгильдяйский, но достаточно приличный городок на правом берегу на левом превращается в подобие палестинского лагеря беженцев. Между ними - мост, переполненный людьми, спешащими на рынок, расположившийся на доминиканской земле. Тачки, носильщики, велосипеды - все это вереницей вливается в ворота рынка, нагруженное дарами гаитянских полей и огородов. А в грязноватой речушке под мостом гаитянские женщины стирают белье и домочадцев.









Это еще не рынок, это как раз мост, ведущий на него.

Сам рынок, конечно, не «Чрево Парижа», однако неподготовленного человека оглушает и сбивает с ног. Иногда в прямом смысле: гаитянские и доминиканские мамми, выбирающиеся на торжище, с целеустремленностью маленьких носорожков прокладывают себе путь через его галдящее нутро, переставляя и сдвигая в стороны людей и углы, что оказываются на их пути. И в постоянной череде толчков и шлепков едва различимы осторожные пальчики джентльменов удачи, аккуратно проверяющие твои карманы на предмет различных сувениров.





Не ждите от местного ассортимента чего-то особенного. В основном на прилавках - дары садов и огородов, дешевый ширпортреб: один-в-один провинциальный рынок небольшого российского городка эпохи перестройки, с поправкой на тропическую экзотику и разнообразие флоры. Я надеялся купить контрабандного гаитянского рома, который Тимур ставит превыше всех доминиканских сортов, но ничего не нашел. Зато Оми раздобыла мешок корицы, которого нам, по расчетам, хватит до следующей осени.
Previous post Next post
Up