По проповеди в субботу.
С античных времён повелось, что спор о разводе и резкий вывод - будьте скопцами во имя Божие - это про греховность секса и брака. Иисус предстаёт идиотом, который начинает с заявления, что Бог сотворил мужчину и женщину для брака, а заканчивает заявлением, что мужчины должны быть скопцами.
Конечно, тут влияние языческого - или, лучше сказать, общечеловеческого страха перед любовью и перед вечностью.
Формально, на уровне теоретических деклараций лидеры Церкви постоянно подчёркивали, что брак и безбрачие одинаково хороши, но на практике - безбрачие ставилось и ставится выше. А всё от зацикленности на сексе, которой были совершенно чужды и Иисус, и спорившие с Ним. Для них брак, прежде всего, есть брак Бога и Израиля, брак Бога и каждого потомка Авраама. Верность Богу есть брачная верность. Измена Богу, поклонение идолу есть прелюбодеяние. Пророки называли Израиль проституткой за измену Единому.
Верность в браке, вечность в браке - это лишь одно из проявлений верности, веры, вечности в человеческой жизни. Не изменять, не предавать, быть в этом смысле «скопцом» нужно и в науке, и в бизнесе, и в политике и во всём-всём-всём. Мыть пол - так мыть пол всем сердцем, всем чувством. Сочинять компьютерную или политическую программу - так отделывать её так, чтобы не было ничего лишнего, а всё нужное было включено. Рисовать картину - так, чтобы смело предлагать её хоть Третьяковке, хоть Лувре за миллион, либо не рисовать вовсе. Вот она, сексуальность творчества - половая жизнь не терпит половинчатости, и жизнь в целом точно такова же. Отдыхать, читать, думать - всем существом. Человеку это не под силу.
Трагикомедия в том, что Бог даёт силы. Бог даёт всё, что нужно для вечной любви. «Вы не имеете недостатка ни в каком даровании», - восклицает апостол Павел (1 Кор 1,7) в тексте, который читается за православным богослужением перед этим евангельским рассказом. Проблема не в недостатке, а в преизбытке. Половой инстинкт подталкивает к другому, а инстинкт самосохранения останавливает - уж очень этого другого много. Не раздавит ли он меня?! Тут-то и слышится голос Иисуса - могущий вместить да вместит.
Логика Христа проста. Если человек импотент от рождения или стал импотентом в результате несчастного случая, то ему бесполезно изучать сексуальные позиции. Он их «не вместит» - не запомнит и не применит на практике. Дистрофик не может поднять штангу. Здоровый человек - может поднять штангу, может поднять другую - но стоп! Поднял одну, другую не тронь! Потенция - на одну штангу, а на все прочие - побудь импотентом. Подражай Богу - Он всемогущ, но Бог импотент на зло, скопец на несправедливость, инвалид на предательство. Этот Бог стал нашим соотечественником, собеседником, вечным спутником на жизненном пути - стал во Христе и остаётся в Духе Святом.
Мы не оглядываемся на чужое, потому что у нас своего полон дом, но это изобилие - не причина верности Богу, а следствие. Наша жизнь была затхлая и замкнутая, и мы не могли вместить Бога, но распахни окно - и Бог врывается и наполняет, и мы вмещаем Невместимого. Мы распахиваем наше сердце, когда мы прощаем. Любить - это от Бога, но простить - от нас. Каша и ложка. Не будет ложки - кашу не съедим, хотя вот она, на тарелке. От нас требуется самая малость - не запираться.
Не можем вместить - но можем простить тех, кто не вмещает, как и мы, и тогда в нашем крошечном, съёжившемся сердце освободится место для бесконечного Бога. Мы любим Бога не потому, что сэкономили на любви к человеку, мы любим человека, потому и тогда, когда не экономим на любви к Богу.
Человек не может вместить Бога. Человек и себя с трудом вмещает, и мучается, и спрашивает себя: «А существую ли я?» Ответ известен: «Существую, потому что я мыслю». Отправная точка для жизни? Отправная точка для жизни усыхающей, для схождения в ничто. Не могу вместить ничего, кроме себя, и потому с каждым днём и себя теряю. Вера говорит иначе: «Бог любит, следовательно, я существую». Существую с каждым днём всё шире, и пусть материально я съёживаюсь, ссыхаюсь, старею и в конце концов умираю, не в силах вместить вечность, но в Боге - наоборот. Расправляется душа, расширяется, обретает способность вместить всех - но избирает одного Бога, а уж в Боге и все, и всё.
Originally published at
Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». You can comment here or
there.