В последнее время что-то многовато писал про экономику, пора уже ворочаться к культурным вопросам, в широком смысле этого слова.
Одним из ключевых мифов в сознании обывателя является его "освобождение" ввиду технического прогресса - дескать, раньше не могли то и сё, теперь можем; ура, пэрэмога. Тут налицо явное непонимание понятия "свобода" как такового; и сегодня попробую показать, что некоторое облегчение физиологического существования обывателя происходит ценой нарастания его взаимодействий с другими людьми, что означает в общем-то рост зависимости от "
общества" и "
экономики".
Часто обличаю современного обывателя, "экономику" и "культуру", из чего можно сделать ошибочный вывод, что-де раньше было лучше и надо ворочаться во времена феодализЪма или вовсе рабовладения; нет, дело не в эскапизме, луддизме и прочих заблуждениях; я лишь показываю, что нонешнее направление развития общества глубоко ошибочно и ведёт нас всех неправильным путём. Мы настолько привыкли к культурным нормам современного
общества потребления, что считаем их, вы не поверите, нормальным положением дел; собственно, так
культурный базис и работает. Но эти нормы зачастую противоречат друг другу - в одном месте декларируется приоритет Свободы, в другом - всячески поощряются механизмы, которые разрушают эту самую Свободу; культурный базис современности изначально
противоречив и, сталбыть, ложен.
Одним из подобных противоречий является тот самый пластмассовый мир, который человек выстраивает вокруг себя. Современный обыватель настолько привык к общепринятым нормам, "у всех же так, особенно на Западе", что не замечает, что он практически перестал взаимодействовать с окружающей природой напрямую. Мы не пьём воду из рек, мы не едим собранные самолично фрукты/ягоды; если это продолжить, то, на самом деле, из природного вокруг современного горожанина - только солнечный свет да воздух, и то они часто заменяются лампами и кондёрами. В принципе, можно сказать - да и шут с ним, зачем вся эта грязь под ногами, будем
делать сказку былью, и всё такое. Но смыслы давно поменялись, и отгораживание обывателя от объективной реальности приводит в основном к
огораживанию, и той самой не-свободе.
Несмотря на полную очевидность, не все осознают искуственность мирка, в котором замкнут современный обыватель. Кто-то может искренне считать, что это хорошо, но большинство просто не понимают, насколько они отгорожены от естественной среды слоем разного рода посредников. Это само по себе не так уж и плохо, что мы ходим не по грязи, а по асфальту, и не сами копаем компостные ямы, а пользуемся услугами мусорщиков и ассенизаторов, но надо понимать, что буквально всё наше взаимодействие с внешним миром происходит через посредников. И, разумеется, не бесплатно. А если подумать, что является основной ценностью
общества потребления, то подобное закукливание обывателя в пластмассовом мире начинает пованивать совсем нехорошо.
Несмотря на все заверения псевдо-либеральной пропаганды в непрерывном нарастании Швабоды, обыватель с каждым днём зависит от окружающих его людей всё больше и больше. Он не может добывать себе еду охотой или собирательством (атавизмы в виде дач со временем отомрут), он не пьёт воду из реки, да даже из-под крана уже не комильфо - нужна специальная "чистая" вода. Чего удивляться синдрому гаджетомании, когда искусственное общение людям милее и дороже, чем обычный людской разговор; причём - с раннего дедства. Культурные нормы-с.
Нетрудно догадаться, что в подобных условиях человеки начинают воспринимать построенный ими искуственный мирок за норму, и единственно возможную среду собственного обитания; мы-де живём "в цивилизации", а не в этой вашей глуши. Людей насильно загоняют в мегаполисы, где их радостно встречает Корона и прочие ОМП; но они и сами рады ломиться туда, ведь "настоящая жизнь" именно там. А вот естественная, нетронутая природа, причём
не только на планете Земля, уже давно воспринимается, наоборот, как нечто красивое, но враждебное и опасное. Т.е. для себя - сугубо не-естественное. Что, как нетрудно догадаться, парадокс.
Речь не про то, что надо бежать от цивилизации взад в пампасы, а про осознание ложности противопоставления цивилизации естественной среде обитания человеков. Людей насильно сгоняют в человейники, и мы уже сами начинаем веровать, что это нормально, но ведь это идиотия; многие из нас втайне мечтают о домике где-нибудь с видом на море или лес, где никто не будет мешать; однако направление "прогресса" ровно противоположно, а мы и не против.
Согласно западенским веяниям, естественная природа становится доступной тоже только за деньги, как и все остальные блага, и чем дальше в лес (практически каламбур), тем всё более привилегированным становится доступ к ней; я могу себе позволить море, солнце и лес, а ты нет; значит, ты лох. Хотя совсем дикая природа никому не нужна, как показано выше; под природой граждане всё больше понимают огороженные загончики, парки и прочий эрзац; но даже и за этот суррогат нарастает социальная конкуренция, точечная застройка не даст соврать.
И очевидно, откуда что берётся; в "рыночной экономике" критерием всего являются деньги; и любая деятельность оценивается с точки зрения потраченных и заработанных денег; поэтому дикая природа (даже такая толстая, как планета Юпитер) никому не нужна, и какие-нибудь продажи айфона много важнее для обывателя, чем вся природа, вместе взятая.
Я давно отрицаю современные "ценности" и стараюсь побольше контактировать с объективной реальностью, избегая пластмассового мира; как-то так с дедства воспитан, но сформулировать такой подход получается лишь в последнее время, до того как-то не задумывался, да и повода не было. Вот, недавно показывал свой
путь на работу; летом ещё ничего, а вот зимой в -35 в потёмках - бодрит неимоверно. А что делать, не уподобляться же обывателю.
Click to view
Пластмассовый мир победил. Но это ещё не точно.
>>> Про причины пластмассовости мира >>> >>> Про пластмассовость, манипуляции и ложь >>> >>> Про киндеров и героизацию >>>