Про информационную войну и адекватность

Apr 16, 2015 16:11

Продолжу тему информационных войн; писал на эту тему тут и тут, но на сегодняшний момент накал противостояния ещё повысился, так что есть масса поводов развернуть тему.

Сейчас в интернетах кипят страсти по поводу скандального танца пчёлок имени Винни-пуха; поборники нравственности предлагают срочно посадить постановщиков данного действа; либеральная общественность в ответ воет про новый 37-й и наступление кровавой русни гэбни на свободу слова. У тех и других есть своя правда, поэтому и флейм разливается рекой. Я же, как обычно, пытаюсь поглядеть на проблему ширше, чем просто на какое-то там сценическое действо, и привычно поковыряюсь в смыслах.

Как постоянно пишу, современная культура не является культурой в её традиционном понимании. Про искусство говорить не будем, это разные понятия, и как раз современное искусство таки вполне себе как-то там живёт и развивается, а вот с культурой всё очень плохо. Как писал ещё три года назад, современная культура закукливается на уровне подросткового сознания и никак не может позврослеть - и соответственно своих носителей (точнее даже - потребителей) оставляет на уровне пубертатного периода - в культурном плане. В традиционных культурах - по всему миру, далеко не только в России - культурная жизнь взаимосвязана донельзя, из одного следует другое, это целая система. Чтобы погрузиться в японскую культуру, надо месяцами и годами постигать премудрости разных традиций и ритуалов; потому что без понимания основ (того самого базиса, обо что я постоянно талдычу) и лишь повторяя внешнюю сторону культуры, будешь выглядеть для носителей культуры как дурачок. Не потому, что не знаешь чего-то - а потому что действуешь неадекватно; надо делать одно, а ты поступаешь по-другому. Культура предполагает определённые рамки поведения, и, выходя за эти рамки, ты являешься не свободным индивидуумом, а неадекватным дурачком - с точки зрения этой самой культуры.

И тем не менее современная культура занимается ровно этим же, в промышленных масштабах - она хватает из разных культур наиболее яркие и броские элементы, и, не осознав и не встроив их в какую-либо культурную матрицу, просто начинает тиражировать, "потому что это прикольно". Типично подростковое поведение, когда ребёнок пытается всеми силами оторваться от родителей и стать взрослым через копирование поведения взрослых, что выглядит весьма глупо с точки зрения взрослых, поэтому подростковая псевдо-культура замыкается в себе, называя всех, кто до неё не дорос, "малышнёй", а кто перерос - "дедулями". И совершенно так же действует и современная "культура", только без замыкания, а наоборот, вываливая на окружающих свой воинствующий неадекват, объявляя всех, кто не согласен, совками или просто отсталыми фундаменталистами.

Для разрядки обстановки приложу неожиданный ролик - набрёл через своё квадрокоптерное увлечение:

image Click to view


Откуда пошла мода на селфи :)))

Так вот о чём то бишь я... Зайдём опять с других мастей. В 1980-е годы по миру лютовала мода на танец ламбада. Это танец южноамериканских индейцев, и что-то собой олицетворяет в той, индейской культуре. Скорее всего, что-то молодёжно-брачное, безусловно, что конкретно - это пусть спецы (или прокуроры) выясняют, но что сделала мировая недо-культура? Схватила что-то непонятное и прикольное и давай массово насаждать в головы гражданам. Что, зачем, почём - это неважно; на дурака не нужен нож, ему с три короба наврёшь, и делай с ним, что хошь. Это же прикольно - а зачем, почему, в чём смысл - это всё побоку. Причём отмечу важнейший пункт, который в общем-то и служит поводом для написания статьи - современная культура именно что насаждается, через разного рода СМИ. Если бы в СССР работала цензура, то ни о какой ламбаде мы бы и не слышали, оставляя её неадекватам за Железным Занавесом - но именно через ТВ и радио ламбада ворвалась в жизнь буквально каждого советского гражданина и давай безобразничать.

По сути через ламбаду и прочий общечеловеческий неадекват разрушался традиционный базис советской культуры - хотя в 1980-м годам уже и в советскую культуру проникли метастазы западной культуры, и считать культуру образца 1985-го года за эталон я бы категорически не рекомендовал; однако базис, основы в целом ещё оставались традиционные; пусть уже не русские, но хотя бы свои, советские. В статье про кино-диверсии прикладывал ролик с Бернесом - показательно, как вели себя советские артисты, когда смысл заработка бабла ещё не превышал образовательного и воспитательного смысла в культуре. Посмотрите на те же конкурсы Песни-1980-х, как вели себя артисты - с современной точки зрения они стоят как истуканы и только ручками водят - а где же прыжки и тряска задницей? А там же, где место прыжков и тряски в русской культуре - где-то в клетке зоопарка. Сцена ещё не стала местом торжества неадекватности, и люди вели себя там примерно так же, как и в обычной жизни; а если вам в жизни придёт в голову спеть песню, вы тоже наверняка не будете кататься и валяться, это я вам как врач говорю. Все эти прыжки и ужимки - для развлечения зрителя; и когда оно - развлечение - становится превыше донесения до него смыслов и каких-то верных посылов, то культура вырождается в искусство, а точнее даже - в клоунаду и цирк.

Чтобы уж далеко не отходить от темы неадекватных танцев, проедемся по упомянутому в начале "танцу пчёлок". Даже мне, далёкому от современной "культуры" насколько это только возможно (в нашем лесу только белки да снег), известно, что данное направление танца назвается тверкинг. Несложно узнать - если смотреть на вещи в целом, а не пучить глазёнки в бессмысленном поиске прикольной информации - что данный танец произошёл из танцев африканских женщин, который был даже не столько танцем, но и соревнованием по известно какому процессу. В африканской культуре у него было определённое место, и, думаю, никому бы из носителей этой культуры не пришло бы в голову выносить подобные танцульки на всеобщее обозрение и вырывать из контекста. Но только не современной культуре говорить о каких-либо контекстах - только неадекватность, только хардкор. В итоге откровенно провокационный тверк вываливается вне контекста в "общечеловеческую культуру" и становится доступным и детям и старикам, невзирая на окружение и обстановку.

Культура, как уже говорил не раз, это наше повседневное отношение к происходящему, наши рамки поведения. Она определяется историей вообще и воспитанием в частности. Современная псевдо-культура разрушает эти самые рамки поведения, по сути ломая человеческую культуру в целом, отрицая какие-либо ограничения; но ведь это, простите великодушно, и есть культура. Из культуры Пушкина и Лермонтова мы перерождаемся в культуру ламбады и тверка - но ведь они, если подумать несколько миллисекунд, взаимо-противоречивы. Не могла знать трясти задами на балах, это было бескультурно; как не вела себя и смердь, простой народ также отрицал подобные вещи. Хотя нам и показывают всякое в рамках "русско-народной" псевдо-культуры (о чём писал в прошлой статье), традиционный пляс можно посмотреть, например, в ролике ОтавыЁ, на который уже не раз ссылался; и ведь это наиболее разбитной вариант, женская пляска куда целомудреннее.

Вообще когда начинаешь изучать предмет (а не как современная неадекватность, хапать всё, что прикольно), понимаешь, зачем то и сё. В русском танце многое регламентировано, и когда современный человек пытается танцевать "русский танец", это обычно выглядит точно так же по-дурацки, как ламбада или тверк в исполнении европейца - люди не понимают, куда и как ставить ногу, что можно, а что лучше не надо. Например, от избытка чувств многие дамочки принимаются прыгать - что в традиционном танце не используется, женщина должна плыть как пава (в играх и соревнованиях - другое дело). Я, честно говоря, в вопросах танца не силён - в основном по староверческой традиции лазим, там танцев немного; мужского пляса вообще почитай что не видел; но основы-то известны.

Что характерно - если посмотреть советские фильмы, годов до 1960-х, там периодически можно встретить пляску и танцы - и она вполне будет соответствовать традиционным русским движениям.

image Click to view



Советская культура не противоречила русской (и другим национальным культурам), она содержала практически все те же моральные ограничители. Хотя где-то годов с 1960-х и начались определённые процессы обезьянничества за Западом - те же миниюбки появились, и т.д. и т.п; вообще мода сильно поменялась, переломав многие культурные нормы. Отсюда появилась дорога для проникновения культуры общечеловеков - в своей незамутённой простоте и тупости, аля ламбада. В этом, кстати, поспособствовала "руссконародная" культура, которая подменила традицию для широких масс; для тех, кто не в курсе, именно она и стала образцом подлинно русской культуры, что уже было откровенным враньём - в "руссконародных" танцах дамочки начали сверкать голыми задницами и задирать ноги выше головы. Это всё, очевидно, пошло от балета, который на 146% - сценическое искусство, и никому не приходит в голову переносить балетные стандарты в нормальную повседневность; но "русско-народность" же олицетворяет традицию, то есть как бы тоже повседневность?.. Если для народа это можно, то почему бы и не вести себя так же... Вот так вот, курочка по зёрышку...

Можно сказать, мы с вами - точнее, весь русский мир - проиграл культурную войну неадекватным общечеловекам. Ломать не строить, и деградировать обывателя до уровня шимпанзе несколько проще, чем поднять его до космических высот. В этом - моя основная претензия современному либерал-монетаризму - ладно, разрушили страну и ограбили народ, но зачем при этом ещё и человека скотинить? Для него, для монетаризма, нет никаких ценностей, кроме вещевых - поэтому он искренне не понимает, в чём тут проблема вообще; ведь айфоны появились, что ж вам ещё, проклятые, надо? То, что мы из все народа превратились в неадекватное стадо безродных иванов, ему просто не объяснить, он таких слов-то не знает.

Таки да, я считаю современное российское общество именно стадом безродных иванов. Да, в европке всё ещё хуже, но это не повод делать вид, что всё нормально. Надо обратно формировать русскую культуру и отходить уже от подросткового отношения к жизни. Стареть нам ещё рано, но позврослеть уже давным-давно пора.

А пчёлки... Ничего другого и не могло появиться в обществе, которое считает неадекватность нормой - многие мамаши наверняка сами отдавали дочек в кружок "бути-дэнса", прекрасно понимая, чем они там занимаются. А чё, модно и современно, вон же НикиМинаж "танцует" и это даже по кровавому большевистскому ТВ показывают - с дедства приучают, что подобное - норма. Половина Африки, наверное, сидит в позе фейспалма - кто понимает, про что речь - но нам зачем понимать, прикольно же, можно и малолетнюю дочку отдать в культуру обучения изнасилованию. А ещё говорите, что я ретроград - с такой культурой уже давно пора Инквизицию вводить.

Нет у нас культуры вообще - так, искусство, Мариинские театры и ансамбли скрипачей. Только вот влияния на массы у них никакого. Нет связи с историей и русской культурой - даже если под ней понимать частный случай, классиков Золотого века. Можете себе представить Пушкина с Натальей Гончаровой, танцующих ламбаду на балу? Или трясущими задом в подражение НикиМинаж?.. "Так это когда было, щаз бы, может, и трясли!" - возразят либералы. Скорее всего, если бы они жили сейчас, они бы, действительно, трясли задом, но тогда, скорее всего, не было бы никакого великого русского поэта Пушкина, а был бы очередной никчёмный клубный торчок Шура Пушкин. Так что если уж считать Пушкина частью своей культуры, то изволь уважать его образ мышления и его культуру. В которой за общечеловеческий неадекват могли и в рыльце приложить, и на дуэль вызвать.

А народная культура - она ещё глубже, на несколько веков. И если мы хотим быть достойными наших дедов и прадедов, надо как-то задвинуть на задний план подростковые хотелки и вывести на первый план ценности, которые заложены именно в русской культуре, а не в тех потоках дерьма, изрыгаемых телевизором. Понимаю, что это сложно, но или-или. Вон, на пчёлок гляньте.

Вместо обычных песен приложу неожиданный для меня ролик - если не верите мне, поверьте вот ему:

image Click to view


Обращаю внимание, какими моментами гр. Духовны предлагает гордиться. Хотя это всего лишь реклама.

>>> Ко второй части статьи - про контексты >>>

психология, размышления, культура, история

Previous post Next post
Up