Про ритуалы

Mar 25, 2015 20:44

Подниму сегодня несколько специфическую тему - о ритуалах в нашей жизни. Хотя согласно данным википедии, ритуалы в основном имеют религиозное значение, нетрудно догадаться, что это обычная для неё брехня, и они распространены от животного мира и до вполне себе космических высот.

Ритуал (лат. ritualis - обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») - совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал.
Как и обряд, ритуал характеризуется символичностью действий, утратой их утилитарного значения. Также ритуалу присуща строго установленная форма и демонстративность.

Масс-культура старается отождествить ритуалы с религиозной обрядностью, но это далеко не так. Например, те же брачные ритуалы у животных не имеют никакого отношения к религии, однако ж. Ритуал - это некоторое символичное действие, обозначающее принадлежность к определённой культуре (и традиции). Находящимся вне этой культуры ритуалы зачастую кажутся мракобесием и неадекватностью - именно потому, что ритуал несёт в себе функцию причастности и распространения собственной культуры.

Ритуал несёт в себе две основных функции - объединительную и разъединительную. С объединительной довольно понятно - "геть до кучи" и всё такое; "все, кто марширует как мы, являются нашими друзьями" и т.д. Разъединительная функция бывает не у всех ритуалов, но имхо в большинстве таки присутствует в том или ином виде. Яркий пример разъединительного ритуала предоставила прошлогодняя Украина:

image Click to view


"Хто не скаче - той москаль" - яркий пример, как одним ритуалом добиваемся и объединения масс, и разъединением их с некими москалями.

Это, конечно, наиболее клинический случай разъединительной функции ритуала; по большому счёту, многие военно-патриотические события сопровождаются аналогичными разъединительными моментами (разумеется, не настолько убого) - скажем, ритуал Парада Победы подразумевает и сплочение народов, победивших фашизм, и противодействие этому самому фашизму - сооцно покуда проводятся парады, фашизму хода нет - на общегосударственном уровне. А вот стоит пересмотреть этот ритуал - как в Прибалтике или вна "Украине" - и всё, и фашизм уже как бы в норме вещей, и не вызывает отторжения у властных структур - а через это и у общества.

Поэтому к ритуалам надо относиться не как к анахронизмам из прошлого, а как к важным элементам культуры. Кроме упомянутого Дня Победы, все остальные праздники по сути сопровождаются своего рода ритуалами - Новый Год, 23 февраля, 8 марта итд. Например, новогодние гуляния у нас проводятся в практически современном виде не по вине кровавых большевиков, а благодаря указу Петра-1, 1700 года:

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы...

Вообще ритуалы у нас уходят корнями в глубь веков - то же застолье очевидным образом произрастает из тех времён, когда просто поесть досыта для людей было праздником; однако традиция есть традиция, не будешь же ритуал ломать... Вот и проводим праздники в бессмысленной обжираловке... но что делать, традиция-с.

Некоторые ритуалы - как упомянутые выше скачки - являются попыткой построить новую культуру; в молодёжной суб-культуре их вагон и маленькая тележка. Та же реперская распальцовка - имитация языка жестов негров-уголовников, которые таким образом передавали информацию, чтобы непосвящённые не догадались; смысл ушёл, а ритуал остался.

Ярким примером перерождения ритуала является современные брачные игры молодёжи. В традиционном обществе молодёжь сызмальства готовили к семейной жизни, и соответственно ритуалы общения с противоположным полом были заточены под проверку на соответствие именно семейной жизни - насколько хороша будет потенциальная половинка как жена и мать (муж и отец). В современности брачные ритуалы практически утратили именно брачную сущность, и позволяют проверить лишь то, насколько с потенциальным партнёром будет прикольно тусоваться - что, как нетрудно догадаться, уже не про то. В прошлом писал про вечорки - молодёжь общалась в большой компании, и тем не менее с возможностью общаться лично; на современных дискотэках нет возможности ни поговорить, ни оценить силу-ловкость-подвижность, видны только внешние атрибуты. В итоге, когда тусовая молодёжь переходит в разряд пап/мам, быстро оказывается, что детишки - это не круто и не прикольно, и это генерирует разводы, матерей-одиночек, брошенных детей; отсюда снижение рождаемости; а это неизбежно ударит по каждому из нас. Потому как старость неизбежна, а содержать пенсионеров общество может только за счёт работающих - при сокращении рождаемости число пенсионеров будет расти, а число рабочей молодёжи - уменьшаться; поэтому искажение брачного ритуала несёт ухудшение жизни каждого из нас, увы.

Ритуалы являются проводниками культуры - поэтому через них заходят в попытках пронести чужеродную культуру на другие "рынки". Всякого рода "Дни святого Валентина", Хэллоуин и прочая - это попытка привнести чуждые ритуалы во все возможные дырки. Потому как "западные" ритуалы обычно подразумевает неслабые траты бабла, и соответственно лучше бы, чтобы это бабло уходило на родину ритуалов, как это обычно и происходит. А через это ещё и людей из русских в немного нерусских переделать == double success!

Ритуалы в значительной мере являются традиционными, из времён былинных, когда всё было по-другому, и нынче в своём прямом смысле не имеют смысла - тем не менее они являются своего рода культурными маркерами. Возможно, их следует слегка подрихтовать на соответствие реалиям современности - но делать это надо на основании общественного согласия.

Сегодня наткнулся на прекрасное - обсуждение патриотического митинга у нас в Нске на контролируемом американцами городском портале НГС. Хотя в западной культуре митинги - базовый ритуал протеста в гражданском обществе, местная публика весьма нелестно о нём высказалась - типа, шли бы лучше работать. А вот в обсуждении митинга в память Немцова - в основном горестные завывания. Это, конечно, скорее к двойным стандартам (и вообще к деятельности сайта НГС), но однако и показатель, что ритуалы - это для своих, "хто не скаче..."

На Масленичной неделе участвовал в несколько странном мероприятии - масленичной вечорке в... студенческом ночном клубе. В целом всё прошло нормально, даже более чем - но бросилось в глаза выступление КВНщиков; они тоже поставили насколько "масленичных" номеров - ну, как они сами это всё понимают. Выглядело это если не убого, то откровенно глупо - потому что сценическая культура этих ребят категорически не соответствовала тематике русского праздника; от манеры говорить до распальцовки. Не попал в культурный фон - используешь другую ритуалистику - тебя отторгнет само общество. В стандартной молодёжной культуре, возможно, они бы выглядели лучше, но в сравнении с традицией - вот так.

image Click to view



Вот такое вот восстановление русских ритуалов в современном обществе получилось.

Ритуалы - это не плохо и не хорошо, это обычная часть жизни. И важно определиться, какие ритуалы - и соответственно какая культура - тебе дороже.

терминология, психология, размышления, культура

Previous post Next post
Up