Про осмысленность и востребованность образования

Oct 16, 2014 16:46

Некоторое время уже думаю над статьёй о смыслах в образовательном процессе. Статья-размышление, не стоит её воспринимать как призывы к отуплению нации и прочим нехорошим делам - как обычно, занимаюсь постановкой вопросов, а не выдачей готовых ответов.

Как обычно, начнём с небольшого исторического экскурса. Одна из основных проблем нынешней системы образования (как, впрочем, и советской тоже) кроется... ещё в дореволюционной России. Что бы там не говорили сторонники РоссииКоторуюМыПотеряли, но Россия образца 1913-го года была весьма отсталой страной, где не требовалось большое число образованного люда. И высшее образование было доступно практически исключительно элите общества, т.е. дворянству. Подавляющее большинство населения не имело даже начального образования (по переписи 1897-го года умело читать (даже не писать) 21% населения; реформы Николая2 подняли это число до 30%), и наличие образования однозначно сигнализировало о высоком статусе человека.

Само по себе получение образования - весьма дорогостоящий процесс. Надо привлекать образованных специалистов - причём не столько умеющих читать/писать, но и ещё и навыками преподавания; доставать учебные пособия, арендовать помещения и прочая и прочая. Поэтому образованный человек в ту пору был натурально "человеком на миллион" - либо он сам (или его семья) инвестировали в образование кругленькую сумму, либо общество проплатило обучение. Спецы в ту пору были штучным товаром, со всеми вытекающими последствиями.

В раннем СССР ситуация ещё усугубилась - часть спецов эмигрировала из страны, а тут вся страна перешла на инновационно-модернизационные рельсы; для формирования массового рабочего класса пришлось срочно запускать программу Ликбез - потому что рабочему, в отличие от крестьянина тех лет, грамотность всё же необходима. А с началом индустриализации потребность в грамотных спецах выросла ещё больше - по стране массово начали открываться учебные учреждения, средние и высшие, от ФЗУ до университетов. Несмотря на все затраты, образованные специалисты были жизненно необходимы стране - потому что толку от построенных заводов никакого, если на них некому работать.

Хотя основная часть индустриализации официально закончилась то ли в 1938-м году, то ли в 1940-м, Отечественная война и массовое производство стремительно прогрессирующей техники всё так же требовали образованных спецов; причём чем образованнее, тем лучше - с помощью репрессивной машины была отлично налажена работа "социальных лифтов", и многие директора заводов дорастали до этой должности "от станка". После войны срочно потребовалось не только восстанавливать страну, но и массово осваивать совершенно новые направления науки и промышленности - атомную энергетику, ракетостроение, гражданскую авиацию и прочая и прочая; потребовались целые стаи учёных, инженеров и просто рабочих.

Вся фишка здесь имхо в том, что образование следовало за потребностями общества - тому требовались учителя-врачи-учёные, и образование как-то там суетилось и выдавало на-гора нужную дозу требуемых специалистов. Где-то с 1970-х годов взрывной рост в СССР прекратился и превратился в обычный, ровненький прирост экономики и народного хозяйства - а образование по-прежнему штамповало специалистов для той, взрывно растущей экономики. После хрущёвского "развенчания культа личности" всё общество потеряло значительную долю смыслов, и образование - в том числе; поэтому годов с 1970-х образование у нас в стране уже стало работать, чтобы было. При том, что потребности общества в квалифицированных спецах практически перестали расти, а местами и пошли на убыль, образовательная система работала с таким видом, как будто по стране открывалось по нескольку Академгородков в год. Что в итоге и послужило катализатором развала СССР, как бы это не казалось странным. Потому что сформировалась большая прослойка образованного народа, которая де-факто была практически безработная и без перспектив роста; при этом западное общество усиленно транслировало картинки красивой жизни для среднего класса, к которому отечественная интеллигенция относила и до сих пор относит себя, без всякого на то повода. Я про это уже писал в старых статьях - многие образованцы выпускники ВУЗов считают себя элитой общества просто по факту получения "вышки"; при этом какими-либо полезными для этого общества навыками они не обладают, как показано выше. Потому что современному обществу уже давно такое количество образованного населения не нужно.

Караул, деградация и всё пропало! - возникает мысль. Да вовсе нет, просто надо поставить на место смыслы и всё встанет на свои места. Имеются ли у нынешнего общества цели, требующие больного числа образованного и специализированного населения? Как я уже писал в недавнем цикле про общество потребления, целей у общества нет вовсе - нарастить ВВП и поднять уровень потребления это не цель, а максимум ориентир. Для общества знания, получаемые значительной частью выпускников ВУЗов и даже технических "колледжей", являются избыточными - они не будут применяться на практике.

"Образование лишним не бывает!" - скажете вы. Бывает, имхо. Сегодня утром встретил одноклассника, он сейчас работает вахтовым методом в соседнем городе, фрезеровщиком на... танковом заводе. Оборонная отрасль, стратегический завод (особенно с учётом нынешних мировых реалий) - и специалистов приходится завозить с окрестных областей. Не убер-пупер-учёных, а простых работяг. Потому что специалист "с вышкой" не пойдёт на рабочую специальность, это для него слишком "просто". Недаром на Западе вполне легально существует термин over-educated (наткнулся на статью по теме в ходе написания этой). Специалисты с "вышкой" считают себя элитой общества из-за инерции мышления (см. дореволюционную Россию); эта мысль, кстати, в ВУЗах и прочих кругах "для избранных" всячески культивируется - "вы лучшие люди, вы - надежда страны" и так далее. А обществу эта "элита" не особо-то и нужна. К нам в контору валом валят студенты и выпускники соседнего НГУ, одного из престижнейших ВУЗов на тыщи километров вокруг - как нетрудно догадаться, не по специальности пытаются устроиться, а "хоть как бы, лишь бы деньги платили"; тестировщиками, спецами тех. поддержки, написателями документации, а то и просто "продажниками". Для большинства вышеуказанных профессий "вышка" не нужна, хватит среднего образования, даже не специального - с учётом нынешних тенденций в обществе, большинство навыков работы в IT можно освоить самостоятельно; ну, кроме работы в команде, но этому в ВУЗах тоже не учат.

В итоге получается, что современная система образования не соответствует реальности; сиречь является неадекватной, то есть по-простонародному - дурацкая. :) А если учесть, сколько на неё выделяется народных теньге и тугриков, то и вовсе вредительская. Единственное оправдание её существования в современном виде - формирование " среднего класса" - бессмысленной и беспощадной прослойки общества, нужной исключительно по причине перекосов в работе рыночной экономики. Надо сказать, что подобное поведение системы образования - бич не только России, но и большинства стран Запада, с одним отличием - в Европе и особенно США образование всё же платное, и хотя бы не ложится на плечи всего общества. А в бывших соц. странах (не только в РФ, но и, к примеру, в Чехии) ещё лютует "бюджетное" образование - то есть выпуск общественно бесполезных спецов за счёт общества; хорошо придумано.

Я не говорю, что высшее образование не нужно. Но оно не нужно в том виде, в котором существует последние лет 40-50. ВУЗы превратились из места обучения жизненно важных специалистов в некое место тусовки будущей "элиты", и прямая польза от образования всё снижается и снижается, несмотря на нарастающую сложность мира. Необходимо кардинально реформировать образование - возможно, с устранением как факта Министерства образования, как бы это не странно звучало. Потому что образование - это не отдельный от общества процесс с каким-то мутным финансированием, а естественный и необходимый для общества механизм по подготовке нужных специалистов. Министерство образования - как, впрочем, и многие другие - не заморачивается какими-то там смыслами, ему надо план давать - столько-то математиков, столько-то физиков, столько-то экономистов - а судьи, простите, кто? Зачем обществу столько математиков и физиков?

Современной экономике не нужно большое число шибко образованных специалистов - промышленность автоматизируется, а то и просто бежит в Китай и прочая; значительная часть специалистов может быть подготовлена в аналогах вышеупомянутых ФЗУ, а то и вовсе на младших командирских курсах. Если наука и промышленность требует столько-то спецов - столько и нужно готовить; а перепроизводство-то к чему? Соответственно необходимо налаживать прямые связи между "специалисто-ёмкими" производствами (включая науку) и ВУЗами, техникумами и прочими колледжами. Это и дальше можно отнести, на уровень школы - чтобы дети могли видеть потенциальное и практическое применение получаемых знаний прямо в пределах школьной программы; а это весьма хороший мотиватор для учёбы.

При этом не призываю запрещать образование "по желанию" - ну хотят стада подрастающего хомячья становиться экономистами да дизайнерами - да ради бога. Но - на сугубо коммерческой основе. Если "вышка" будет стоить сотни тыщ рублей, то многие задумаются - а надо ли такое, не лучше уж во фрезеровщики пойти? А от них толку больше, чем от дизайнеров, инфа 146%. Не стоит это воспринимать как безусловную похвалу рабочему классу, но "технарей" сейчас не хватает по всему миру, а вот от "гуманитариев" спасу нет. Перекосы - это всегда плохо, и с этим надо что-то делать.

Не стоит думать, что я против вышки и за ограничение уровня образования у масс. Я выступаю против перепроизводства специалистов; а образование во всех остальных смыслах могу только приветствовать. ВУЗы в подавляющем своём большинстве заняты именно выпуском спецов достаточно узкого профиля, и не несут какой-либо культурной или просветительской нагрузки - выпускник ВУЗа совсем не обязательно будет иметь бОльший кругозор, чем выпускник ПТУ; просто сейчас в ВУЗы лезут наиболее активные, а в ПТУ идут те, кому всё равно. И это неправильно.

Тут, как обычно, всю систему менять надо. Не только минстерство образования выстраивать у стеночки, но и само отношение к "образованцам" менять - не должно высшее образование давать людям какой-то элитарный статус в современном мире, это нонсенс - 50% элиты, ага. Эдак холопов не напасёшься.

Самое смешное, что нынешнее положение дел вредит и самой системе образования - зарплаты преподавателей, как правило, находятся на уровне "смех и грех". Потому что государственное финансирование недостаточно (да и зачем ему плодить бездельников?), а коммерческое недоразвито. "Элита", сиречь лица у кормушки, конечно, не пропадут, но "внизу" рядовые учителя той самой будущей элиты чувствуют себя вторым сортом, инфа 146%. И никто не задаётся вопросом "а почему и зачем?". Просто так принято.

Поэтому предлагаю ввести жёсткое планирование образования - сколько нужно специалистов в год, и соответствующим образом сурово сократить бюджетные места в ВУЗах; остальные можно и оставить, но перевести на чисто коммерческую основу, безо всяких. Либо у нас рынок, либо социализм - и нечего тут сидеть на двух стульях. Если уж рынок, то "бюджет" вообще нафиг убирать, пусть все платят - это будет дурдом, зато всё честно. А так ни шатко ни валко мы уже дообразовывались, имхо. Пора уже переставать витать в облаках.

image Click to view


Про перепроизводство спецов говорю не только я :)))

Свежая статья на хабре на аналогичную тему (по наводке fylosov).

терминология, психология, размышления

Previous post Next post
Up