Впервые о принцессе Вэньчен я узнала на экскурсии в Лхасе. Потом информацию о ней почерпнула из книги современной тибетской писательницы Келъян «Женщины Тибета», которую привезла из Тибета, перевела с китайского и издала. С тех пор меня интересует всё, что связано с историей танской принцессы. К сожалению, одной статьи недостаточно, чтобы осветить все интересные моменты ею жизни.
33-й царь Тибета - Сонгцэн Гампо - правил в Тибете примерно в VII веке. Вне всякого сомнения, Сонгцэн Гампо был самым известным правителем тибетского царства, слава о выдающимся уме и таланте которого простиралась далеко за пределами его владений. Первой его женой была непальская принцесса Бхрикути (тиб. Трицун), а второй его женой стала принцесса танского царства - Вэньчен.
Статуя Сонгцэн Гампо (в центре) справа статуя принцессы Вэньчен, слева - Трицун (источник Фэйсбук, Yamantaka 999)
Историю прибытия принцессы Вэньчен в Тибет рассказывает следующая тибетская тханка. В 641 году Сонгцэн Гампо отправил в танское царство послов во главе с министром Юлзуном, чтобы сосватать одну из дочерей императора Тайцзуна. Целью данного брака было поддержание мира на границе Тибета и Тан. Танский правитель устроил испытание для посланников из разных стран и задал пять вопросов, на которые быстрее и лучше всех ответил тибетский министр. На правах победителя он из более чем трёхсот принцесс дворца выбрал Вэньчен.
Тибетская тханка рассказывает о сватовстве министра Юлзуна, прибытии принцессы Вэньчен в Тибет и строительстве Джокханга
То, что изображено на этой одной тханке, детально расписано на
25 тханках, общая длина которых составляет 108 метров. Экспонаты представленны на выставке в Ханчжоу уезда Гунхэ Хайнань-Тибетского автономного округа провинции Цинхай. В своей работе более 40 тханкописцев использовали традиционные краски на основе золота, серебра, малахита и кораллов, а также некоторых растений, что позволило этой уникальной живописи сохранить свой первоначальный цвет в течение нескольких сотен лет.
Тханка «Принцесса Вэньчен прибывает в Тибет и сочетается браком с Сонгцэн Гампо
О принцессе Вэньчен ставятся театральные спектакли. Как правило, оперы и балетные постановки отражают взгляды китайцев на известный период истории. Лейтмотивом же китайского мюзикла
«Принцесса Вэньчен», премьера которого состоялась в октябре 2012 года, как пишется в субститрах к видео, стало «не личное счастье, а любовь к народу и своей стране».
В сюжете мюзикла Гар Юлзун прибегает к помощи пчелы, выпущенной из шкатулки. Пчела опознаёт серебряную шпильку Вэньчен. (Помните древний китайский миф о Пастухе и Ткачихе? Пастух стал искать Ткачиху, возвращенную на Небеса, и чтобы помешать этому, небесная правительница Ванму, мать Ткачихи, вытянула из волос золотую шпильку и прочертила небесную реку Млечный Путь, таким образом разлучив влюбленных.) Принцесса Вэньчен привезла из Чанъаня буддийскую статую Будды Шакьямуни, покрытую золотом, которую преподнесла в качестве свадебного подарка, намереваясь распространить буддийское учение в Тибете, где в то время господствовал бон. Сцена балета с шаманскими бубнами сменяется оперной сценой: Сонгцен Гампо оправляет в Индию Тхонми Самбхота для изучения санскрита и составления тибетского алфавита. «Без письменности, это как человеку без глаз. Это как идти в ночи без света», - поёт Сонгцен Гампо.
Нужно сказать, что декорациями одной из сцен мюзикла стал Дворец Поталы в современном его виде. В современном виде дворец Потала изображён и на тханках «Принцесса Вэньчен прибывает в Тибет». Но насколько бы был узнаваем дворец в том виде, в каком он был до брака Сонгцен Гампо с Вэньчен? Действительно, дворец в его современном виде начал строиться в 1645 году по инициативе Далай-ламы V, а до прибытия принцессы Вэньчен царь Тибета в месте, где он обычно медитировать, возвёл первое здание. Решив сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. После своего обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн, расширил дворец до 999 комнат, возвёл стены и башни и вырыл обводной канал.
Что думают современные тибетцы о танской принцессе Вэньчен? Тибетская писательница Келъян, ныне живущая в Лхасе, пишет в своей книге «Женщины Тибета».
«А принцесса танского царства Вэньчен, - это земное воплощение
Зелёной Долмы. В летописи “Жизнеописание тибетских царей” (примеч. автором которого является лама школы сакья Сонам Гьялцен) принцесса Вэньчен описывается так: “Её тело благоухает ароматами, привлекая множество крылатых насекомых изумрудного цвета. Над ней вьются пчёлы (прим. Помните, как министр Юлзун опознал Вэньчен среди 300 дочерей императора Юлзун?), шмели и осы. Её правая щека украшена узором, подобным точкам на игральных костях, а левая - рисунком цветка лотоса. В её межбровье - жёлто-красная тилака, на которой виден священный образ Долмы. Ум и знания принцессы Вэньчен снискали ей всеобщее признание тибетского народа. Её почитали как земное воплощение Зелёной Долмы, чем она, впрочем, доподлинно являлась”».
«В последствии хорошо осведомлённая в астрологии принцесса Вэньчен напишет: “Страна Снегов похожа на демоницу, лежащую на спине. Молочное озеро - это её сердце, три горы - это система кровеносных сосудов. Для защиты Страны Снегов нужно построить монастыри, чтобы подавить негативное воздействие демоницы“. По её совету царь Тибета Сонгцен Гампо согласно макету лежащей на спине демоницы в различных местах построил в общей сложности 108 храмов, два из которых были воздвигнуты в честь Долмы, среди них один в Кхаме[30]; по всей видимости, это самые ранние из всех храмов, сооружённых в честь Долмы».// Рассказ «Милосердная Долма» из книги Келъян «Женщины Тибета».
Изображение Тибета в виде демоницы, лежащей на спине, и храмы, построенные для нейтрализации её силы
В книге Е.И. Кычанова, Б.И. Мельничек «Итория Тибета с древнейших времён до наших дней», Москва, Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005 сообщается, что путь в Лхасу занял не то два, не то три года.
«Хорошо известна семья Гар, представитель которой Тонцэн Юлсун только что упоминался как посол Тибета в Китай. Тонцэн Юлсун и китайская принцесса не спешили в Лхасу, где, кажется, происходили важные события. По разным сведениям, путь от Чанъани до Лхасы занял не то два, не то три года. За это время Вэньчэн родила от Тонцэн Юлсуна ребенка, который умер около Цзонги, близ современного Гартока. Ребенка сочли демоном и похоронили под черным чортенем, который стоит и поныне [Маrion, 1964, р. 251]. Возможно, принцесса Вэньчэн не была женой Сонцэн Гампо еще более долгий срок, до шести лет».
Интересно упоминание в статье
Садовской И.А., Культурный Центр им. Н.К. Рериха (Алматы, Казахстан) «“Приданое китайской принцессы Вэньчэн”: история статуи Будды из храма Джоканг в Лхасе в творческом наследии Н.К. Рериха, Ю.Н. Рериха и Е.П. Блаватской» о перерождении принцессы Вэньчен в образах женщин-тулку, одним из воплощений которых является тулку
Дордже Пхагмо.
«[Но автор не говорит (поскольку получил информацию из источников, которым это также не было известно), о том, что, по преданию, эта принцесса перерождается в образе женщин-лам, которых называют Рим-ани - драгоценные монахини. Дурджай Пан-мо, о котором пишет Богль (сводная сестра Таши-ламы в то время), настоятельница монастыря на озере Ям-дог-чо (или оз. Пьяте) - одно из ее воплощений.- прим. Е.П. Блаватской] [12, с.75].»
Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поделиться своими впечатлениями!
Читайте пять рассказов из книги «Женщины Тибета» современной писательницы Келъян:
Женщины Тибета Царь Гесар и Бругмо Дочь кузнеца Тибетская богиня Палден Лхамо Женщина, у которой было четыре мужа Всего в книге 15 рассказов. Заказывайте: пишите на e-mail xi1zang4@mail.ru и читайте упоминаемые здесь рассказы «Царица Тимало», «Милосердная Долма»!
Вниманию тех, кто привык откладывать «на потом» приобретение книг. Как известно, со временем хорошие книги имеют привычку заканчиваться, после чего стремительно дорожать у букинистов. Но зачем отсрочивать покупку книги, которую хочется прочитать, а затем ее разыскивать и платить за нее втридорога? Всё надо делать вовремя!
На форзаце книги тханка, рассказывающая об истоках тибетской цивилизации. На ней изображены дети и внуки священной обезьяны и демоницы. Потомки едят зерновые культуры и постепенно превращаются в людей. Также на тханке в сжатой форме показана история первых девяти тибетских царей (цэнпо).
На нахзаце (заднем форзаце книги) тханка, повествующая о годах правления Трисонга Децэна (755 - 797 гг.), противостоянии бона распространению буддизма в Тибете. После наследования престола Трисонгом Децэном группа придворных аристократов во главе с Машаном Томпакье, поддерживающая боннских жрецов, провела указ, запрещающий буддизм. Китайские и непальские монахи были изгнаны из страны. После достижения совершеннолетия Трисонг Дэцен вместе с семьями, покро-вительствующими буддизму, устранили Машана Томпакье и его сторонников, открыв путь индийскому буддизму. Тогда же был заложен монастырь Самье.