Еще у меня вопрос по поводу замечательной пресс-конференции господина Сноудена вчера. То есть мне она доставила искреннее эстетическое удовольствие. Ну, представьте себе. Вот, сидит этот Эдвард Сноуден посреди Москвы, где публикуются прослушки Немцова, где менты регулярно слушают бизнесменов, чтобы отнять у них бизнес, где, как мы знаем, прослушивали Навального, не то, что не имея на то никакой санкции, вообще ничего не имея, где, как выясняется в ходе следствия по убийству Анны Политковской, сотрудники наружки имели обыкновение сдавать самих себя в аренду киллерам для того, чтобы следить за людьми, которых потом убьют. То есть это начальство их сдавало. Причем, в ряде случаев они просто следили, а в одном случае там киллер, который сидел в машине с сотрудником наружки, начал стрелять. Ну, он решил сэкономить время, и там возникла еще после этого драка в салоне.
И вот в этой замечательной стране, в которой происходит такое, сидит господин Сноуден, бывший гражданин США или он еще остался гражданином США, и говорит «США творят страшный беспредел. Я мог читать ваши электронные почты, и я у замечательной страны Россия (ну, он слова «замечательной» не сказал, но подразумевалось) прошу политического убежища».
Ну, вот, мы просто должны расплакаться. На самом деле, это, конечно, серьезная история, потому что в современном западном обществе существует несколько разрушительных идеологий. Я не знаю, будут ли эти разрушительные идеологии для нее так же там гибельны как, скажем, христианство для Римской империи. Но среди этих идеологий леволиберальные убеждения в том, что государство должно содержать гражданина, вытирать ему сопли, платить пособия, обеспечивать ему определенный уровень жизни вне зависимости от его собственных усилий. Но при этом оно не имеет права выполнять свои главные обязанности по поддержанию порядка в обществе. Вот, выполнение этой главной обязанности государства в рамках этой идеологии называется «нарушением прав человека».
По-моему, это идеология глубоко инфантильного ребенка. Вот, мама должна покупать шоколадку и мороженое. Но, вот, какое она имеет право меня заставлять мыть руки перед едой?
И, вот, конечно, яркими представителями этой идеологии являются Джулиан Ассанж, основатель Викиликс, и бывший сотрудник АНБ или ЦРУ Эдвард Сноуден.Вот, когда носитель такой идеологии - частный человек, это его право. Но господин Сноуден давал еще и соответствующую присягу, и подписывал бумагу о неразглашении государственной тайны. Не надо нам рассказывать, что, поступая на службу, он не знал, чем он там будет заниматься. Вне зависимости от того, что руководило господином Сноуденом, инфантилизм или мания величия, или и то, и другое, он нарушил не только закон своей собственной страны, он нарушил бумаги, которые он подписывал в здравом уме и твердой памяти. И за это он должен ответить.
Мне кажется, самое интересное во всей этой истории, что господин Сноуден так же, как, собственно, и Ассанж, он не нанес никакого ущерба тем самым США. По мне так ровно наоборот. Потому что, вот, что хотел сделать Ассанж, когда он публиковал американские дипломатические депеши? Он хотел разоблачить тоталитарных заговорщиков из США. А что получилось в итоге публикации? Ну, стало ясно, что в отличие от множества авторитарных режимов американские дипломаты не ведут двойной игры, не делают тайны из того, что клеймят публично.
Что самое важное, опять же, в откровениях Сноудена? Вот, он рассказывает о всеобщей слежке, о вскрытых имейлах. Но он до сих пор ни разу не привел случая, когда в результате такой прослушки у невинного человека отобрали бизнес или посадили в тюрьму, или просто даже заложили жене, узнав о его супружеской неверности.
Эта слежка касалась террористов, эта слежка касалась преступников. С ее помощью были предотвращены десятки терактов. И как мы видим в реальности, этой слежки было немного, ее было мало. Потому что если бы эта система работала как положено, она бы засекла, например, братьев Царнаевых.
То есть я обращаю внимание, что есть реальность, и реальность заключается в том, что американское государство должно и обязано было отследить деятельность братьев Царнаевых, в том числе и в первую очередь в интернете, где они на Facebook все это размещали. Что оно не должно было предоставлять гражданство Джохару Царнаеву. Что звоночек должен был сработать тогда, когда жена Тамерлана Царнаева закуталась в платок. Но тем не менее, американское государство этого не сделало, то есть явно недостаточен не уровень слежки, а уровень отслеживания подобных вещей. А вот есть некая мифологическая реальность, в которой живут инфантильные правозащитники типа Сноудена «Ах, представляете, они следят за всеми».
Да, современный мир полон систем, которые так или иначе фиксируют местоположение человека. Платежные терминалы, видеокамеры, биллинги и прочее. Это не зло и не добро, это просто новая технологическая среда, в которой живет человек. Для преступников она опасна. Для законопослушных граждан она, наоборот, полезна, потому что если невиновного человека заподозрят в преступлении, она представит ему алиби. То есть если его спрашивают «Где вы были, когда убивали такого-то?», он отвечает «Вот, извините, я был в другом конце города. Вот биллинг, вот мои звонки, вот терминал, с которого я снимал кэш карточки, а вот видеокамера в супермаркете, на которой я показан».
Смешно думать, будто государство не будет пользоваться этими технологическими возможностями для поиска преступников. Собственно, оно бы нарушило свои обязанности перед обществом, если бы оно ими не пользовалось. Вот, чего оно не должно, так пользоваться этими возможностями для отъема бизнеса, шантажа добропорядочных граждан и так далее. И как я уже сказала, Сноудену не удалось привести ни единого примера подобных злоупотреблений со стороны Америки.
А, вот, наиболее интересным является то, что эти инфантильные идеалисты, душа которых настолько щепетильна, что они не могут простить американским спецслужбам прослушивание звонков Verizon, они вдруг вынуждены становиться горячими поклонниками России, Никарагуа, Эквадора, Боливии и так далее. Вот это очень смешно. В своем последнем обращении Сноуден США за нарушение прав человека клеймит, а Россию и прочие государства называет «храбрыми». Ну, вот, Сноуден в курсе, что в России прослушивают направо и налево политических противников, бизнесменов, чтобы отнять у них бизнес, и, как я уже сказала, что наружники сдаются в аренду киллерам?
И, конечно, вот я с этим спектаклем, который разыграли российские спецслужбы, принуждая, видимо, Сноудена работать на них, ну, глядела с абсолютным злорадством, потому что, ну, чего стоит одно его пребывание якобы в транзитной зоне Шереметьево, где его никто не видел?
Потом замечательное заявление Анны Чапман, девушки, чья профессия - сладкая ловушка, что она готова за него выйти замуж. То есть понятно, что, так сказать, Анна Чапман согласовывала свое заявление. Но потом вчерашнее совершенно потрясающее шоу, фейковая вот эта пресс-конференция. Правозащитники, половина из которых фейковые, потому что половина из них просто представляла какие-то аффилированные с ФСБ организации.
И, вот, венец всего этого - там Владимир Владимирович сказал, что для него неприемлемо, если Сноуден будет продолжать чинить вред США. И Сноуден говорит как по нотам явно писаную ему фразу, что он никогда не хотел причинить вред США.
И, вот, стоило ли отказываться от работы на Америку, чтобы исполнять, в общем, такую позорную и смешную роль марионетки авторитарного правителя полураспавшегося государства, где слушают всё и вся, где видят за говоры, где сотрудники наружки подрабатывают наводчиками для киллеров?
Вот, у меня, конечно, такое впечатление, что господин Сноуден, разумеется, ничей он не шпион, иначе бы он просто лучше продумал, куда он побежит. Но это такой инфантильный человек, которому рисовалось в голове... Вот, очень может быть, что он пошел туда работать, знаете, думая, что он будет держать судьбы мира в руках. А он вдруг понимает, что о нем никто не знает. И вот он решает сделать так, чтобы о нем все узнали. Ему рисуется, видимо, такая картина апофеоза, он разоблачает тоталитарных чудовищ из Америки. Вот, тоталитарных чудовищ всегда очень удобно разоблачать, когда они находятся в Америке. Там все, рукоплеская, встают на его сторону, Нобелевский комитет дает ему премию мира, его избирают там почетным членом Amnesty International, создают под него комиссию ООН. И вот уже там вместо скромного дома на Гавайях и полной неизвестности он - телезвезда, то ли будущий Генсек ООН, то ли будущий кандидат в президенты освобожденных от слежки США.
А вот действительность оказалась скромнее - фсбшная дача в Подмосковье, тотальный, как я полагаю, контроль, датчики в туалете. Это вам не прослушивание звонков Verizon.
Какому психологическому прессингу подвергался Сноуден, я могу только гадать. Но, в общем, я думаю, что и прессинг был большой, и альтернативы были очень плохие, и пресс-конференция вышла, конечно, очень унизительная.
http://www.echo.msk.ru/programs/code/1113892-echo/#element-text