Первая волна Превосходящих Сил Банды Идиотов. Примечания к дальнейшему.

Feb 11, 2010 22:46

Первая волна Превосходящих Сил Банды Идиотов. Примечания к дальнейшему.

Со школы все мы знаем, что сначала были университетские люди 40-х годов, средне- и мелкодворянского происхождения. Около 1810 г.р. "Дворянская интеллигенция". "Идеологи", как выразился бы император Наполеон. Единичные рреволюционные отщепенцы, много западников, много славянофилов. Бакунины, Белинские, Грановские, Станкевичи, Шевыревы, Аксаковы... Отличительная черта: бредоносный маразм и соответственная неспособность к какой бы то ни было полезной для отечества деятельности, окроме совершенно выморочного разносортного словоблудия (в лучшем случае - красноречивый компилятивный пересказ европейских учебников и общих работ по истории с пустозвонными комментариями так, как если бы это было нечто великое - это случай Грановского). Вторая отличительная черта: университетские.

Общая автохарактеристика поколения устами одного из представителей (Герцена):

"Исключительно умозрительное направление совершенно противуположно русскому характеру, и мы скоро увидим, как русский дух переработал Гегелево учение и как наша живая натура, несмотря на все пострижения в философские монахи, берет свое. Но в начале 1840 года не было еще и мысли у молодежи, окружавшей Огарева, бунтовать против текста за дух, против отвлечений - за жизнь... Нет параграфа во всех трех частях «Логики» (Гегеля), в двух «Эстетики» (Гегеля), «Энциклопедии» и пр., который бы не был взят отчаянными спорами нескольких ночей. Люди, любившие друг друга, расходились на целые недели, не согласившись в определении «перехватывающего духа», принимали за обиды мнения об «абсолютной личности и о ее по себе бытии». Все ничтожнейшие брошюры, выходившие в Берлине и других губернских и уездных городах немецкой философии, где только упоминалось о Гегеле, выписывались, зачитывались до дыр, до пятен, до падения листов в несколько дней. ...Никто в те времена не отрекся бы от подобной фразы: «Конкресцирование абстрактных идей в сфере пластики представляет ту фазу самоищущего духа, в которой он, определяясь для себя, потенцируется из естественной имманентности в гармоническую сферу образного сознания в красоте». ..Человек, который шел гулять в Сокольники, шел для того, чтоб отдаваться пантеистическому чувству своего единства с космосом; и если ему попадался по дороге какой-нибудь солдат под хмельком или баба, вступавшая в разговор, философ не просто говорил с ними, но определял субстанцию народную в ее непосредственном и случайном явлении".

Все это совершенно точно. Герцен обо всем этом пишет с иронией в прошедшем времени, и прибавляет, что потом они все обратидись к насущным кричащим вопросам реальной жизни, только зря пишет - они те же блестящие качества ума проявляли до самого конца (но он этого за собой, ясное дело, не замечал), и, право слово, уж дучше бы они эти качества так и применяли к Гегелю! А не к насущным и кричащим. Меньше вреда было бы. Пользы от них от всех после такого начала не могло быть по определению.

Краткая выборка:

Бакунин: образование: Петербургское юнкерское артиллерийское училище - это по крайней мере ничего плохого не обещает - и гегельянский кружок Станкевича. А вот это уже дает прогноз тяжелый. Дальнейшее известно.

Белинский. Московский университет, философский факультет. Недоучился: через 3 года исключен из университета «по неспособности». Занятия: известные. Пользы: ноль целых, ноль десятых, вреда немало. Состояние ума: такое, что из тезиса Гегеля "все действительное разумно" вывел позитивную оценку русского самодержавия (оно же существует, значит, разумно), и придерживался ее несколько лет, став на эти годы, соответственно, последовательным лоялистом. Как видно из этого прецедента, круглый дурак (гегелевский тезис имеет абсолютно другой смысл, и "разумны" по его логике одинаково и самодержавие, и революционеры, с ним борющиеся, и полицейские, и маньяк-убийцы - просто в силу того факта, что они существуют. Смысл этого тезиса Гегеля в том, что если что-то существует реально, то это объясняется умопостигаемыми причинами и является частью общей причинно-следственной ткани бытия, а не голым случаем. Никаких оценок явлений как позитивных или негативных, подлежащих поддержке или противлению, из этого тезиса вывести нельзя в принципе, так что Белинский, используя тезис Гегеля таким образом, показал себя полным ослом. Означенное качество явствует и из прочих его писаний).

Станкевич. Московский университет. Занятия: в 1834/35 приносил пользу по службе в Воронежской губернии. До того и после того - философские разговоры и создание соответствующего кружка, философски осмысляющего мир - см. выше Герцена, он именно о том. Любопытная подробность: "Несмотря на то, что его стихи нельзя назвать гениальными, а почти весь тираж с его пьесой «Василий Шуйский» автору пришлось скупать самому, влияние Станкевича на развитие русской мысли трудно переоценить".
Вот это и есть самое печальное из всего, что Вы мне сказали (с) Николай Второй у Булгакова.

Грановский. Петербургский университет, юрфак. Прототип Верховенского-отца в "Бесах" Достоевского (это известно совершенно точно - указано самим Достоевским) - получилось зло, но очень правильно по общей оценке. Занятия: "медиевистика", преподавание истории в Московском университете - если можно назвать медиевистикой пересказ сто раз опубликованных вещей в сочетании с гегельянской риторикой по их поводу. Ни одного научного результата за ним не числится. Пользы - ну как сказать. Если компилятивный беглый или не очень беглый пересказ вторичной литературы есть польза - а он есть несомненная польза - то польза от него была. Историю он все-таки читал, курсы ее писал. Однако учитывая, что в умах слушателей оставались вовсе не факты, совершенно им и бесполезные, кстати, а бредоносная гегельянская историсофия и риторика - то приносил он много больше вреда, чем пользы.

Шевырев. Образование: Благородный пансион при Московском университете. Один из "архивных юношей" Пушкина и Грибоедова ("любомудр", служил в Московском архиве коллегии министерства иностранных дел). Занятия: служба по архивам означенной коллегии, немецкая философия, осмымсление с ее позиций... уже неинтересно ни что, ни как он осмыслял. Литератор, критик. Аналогично. Читал курс истории мировой литературы (все с тех же позиций), написал сочинение «Теория поэзии в историческом ее развитии у древних и новых народов», профессор Московского университета. "В свое время обе эти книги, являвшиеся солидными компиляциями, стояли на уровне науки и представляли последнее слово университетской эстетики - деликатно пишут об этом ок. 1900. Ключевое слово: "компиляции". Насчет курса - " С ученой точки зрения, его курс, основанный на изучении сырого материала и впервые систематически вводивший в академический обиход древнюю словесность, имел известное значение, хотя нужно признать, что лучшие ученики Ш. - Буслаев и Тихонравов - ученики его только формально и не из лекций Ш. вынесли свой обильный результатами метод". Некоторую пользу, несомненно, этим принес, однако, учитывая, что и в качестве профессора он двигал в умы все то же, что и как критик - «православие-самодержавие- народность» - то вреда принес несравненно больше. "В древнюю Русь Ш. помещал все свои идеалы нравственного развития. Высший идеал для личности и народа видел Ш. в смирении; весь смысл прошлой истории и политика будущего заключалась в "принижении личности". Ш. доходил в своем увлечении до того, что философию Гегеля выводил из мыслей послания Никифора к Мономаху". Любропытная подробность: в 1857 "на заседании совета московского художественного общества Ш. затеял жестокую ссору с графом [Вас. Алексеевичем] Бобринским; протест последнего против некоторых русских порядков Ш. принял за попытку опозорить и унизить Россию и счел нужным вступиться за родину. После обмена ругательств произошла свалка: граф Бобринский смял Ш. и даже повредил ему ребро. По Высочайшему повелению, Ш. был уволен от должности профессора. Первоначально ему было предписано выехать в Ярославль, и только ввиду его болезни он был оставлен в Москве для излечения. Эта катастрофа надломила Ш."

Аксаков Конст. Образование: Московский университет. Род занятий: литературное сеяние славянофильского разумногодоброговечного. Польза для людей от такой деятельности: ноль целых, ноль десятых. Дополнительная подробность. "Константин Аксаков отправился за границу, но полное неумение жить самостоятельно через пять месяцев заставило его вернуться домой, под кров родительского дома, где все житейское, прозаичное не касалось его. Поездка эта ознаменовалась, между прочим, тем, что в Берлине Константин Аксаков в первый и последний раз в жизни пытался сблизиться с женщиной; но практические требования хорошенькой продавщицы цветов разочаровали идеалиста, и он бежал от неё. Константин Аксаков всю жизнь остался холостым".

Аксаков Ив. Образование: Петерб. училище правоведения, четыре курса. Деятельность: десять лет служил, сменил много должностей, отличился рвением к делу и честностью в его исполнении, но сам им тяготился, отчего должности и менял. За отдающие противопроавительственным душком отзывы в письмах к отцу подвергся разбирательству и резолюции иимператора относительно него в адрес шефа жандармов Орлова: «Призови, прочти, вразуми и отпусти». Орлов призвал, прочел, вразумил, отпустил. С 1852 - литературная деятельность, сеяние славянофильского разумного и пр. (издавал газету "День"). Пользы для отечества и народа: ноль целых, ноль десятых, несколько сотых (описал для Географического общества малороссийские ярмарки и пр. - «Исследование о торговле на Украинских ярмарках», 1859, одна медаль и пол-премии от ученых обществ; был председателем правления Московского общества взаимного кредита - всё какая польза). Подобно брату, женщин знать боялся. В отличие от брата, женился - на дочери Тютчева. Тютчев, злой, по поводу его брачной ночи сказал: "У Аксакова был скверный "День", а теперь у него будет скверная ночь" - как видно, он не питал ни малейших иллюзий ни по поводу качества духовного подвига зятя, ни по поводу более существенных качеств дочери. Злого Тютчева с его прогнозом ждало полное фиаско: Аксаков с женою учинил "белый брак" - оба оставались в браке девственниками - и тем совершенно надул Фёдора Ивановича. Причинил незначительный вред политике отечества летом 1878, когда идиотской речью в Славянском комитете в критический момент вызвал скандал вокруг российских дипломатов на Берлинском конгрессе (не имея ни малейшего понятия о каком бы то ни было деле и о военных, дипломатических и прочих возможностях и интересах России, Аксаков обличал означенных дипломатов в слабости и небрежении отечеством и славянством, чем несколько портил дело означенным дипломатам и внешнеполитическому престижу отечества в целомЮ каковой именно тогда надо было поддерживать хотя бы для вида). Император Александр закрыл в ответ Славянский комитет в Москве вовсе - тот и без того своей неумной истерикой по части призывов к срочной войне с Турцией много портил государю политику, так как в итоге этой истерики (по механизму, который Аксакову и в голову прийти не мог по причине качеств головы) обнаруживались довольно ярко реальные военно-внешеполитические слабости и уязвимости России, которые перед западными супостатами открывать было ну совершенно не надо. Навлечением закрытия на свой Славянский комитет Аксаков принес единственную в своей жизни общественную пользу, хотя и против воли.

Вот этот маразматический паноптикум - был властителями дум (разных направлений), выдвинутыми поместным дворянством. Было бы с кем работать правительству, не будь оно само в маразме иного рода... Но все-таки у него маразм был много меньше, с реальностью оно считалось много сильнее.
Previous post Next post
Up