Там перед этим интересное: "Надо сказать, что к этому времени мне пришлось уже многократно беседовать с Плеве о крестьянском вопросе и, между прочим, о том, что крестьянство отнюдь не представляет однородную массу, что община, принуждая наиболее энергичных крестьян равняться в отношении системы полеводства и вообще использования природных сил почвы по наименее предприимчивым и развитым своим сочленам, тем самым заставляет их искать выход для своих творческих сил в какой-либо иной отрасли занятий. Деревенские кулаки, утверждал я, наиболее крепкий среди крестьянства элемент, и не их вина, что, не имея возможности развить в сколько-нибудь полной степени свою энергию в области сельского хозяйства, они ищут других выходов и вследствие этого превращаются в мелких торговцев и ростовщиков. Не находя достаточного применения своему собственному труду, они обращаются к эксплуатации чужого труда, в чем община им не только не препятствует, а, наоборот, содействует." И ответ Плеве про мораль и нравственность показателен.
Там самое замечательное именно в том, что у Столыпина с виду похожая (по российским меркам) идея шла в виде: "пусть слабые не опутывают сильных по рукам и ногам и не пригибают силой до своей слабости, а пусть слабым помогают отдельно", а в данной цитате - "пусть слабые погибают на усиление сильных, а сильные процветут вместо них".
Поразительное и не только российское явление, что эти две вещи воспринимаются как близкие.
Comments 30
Reply
Reply
Reply
Reply
"Надо сказать, что к этому времени мне пришлось уже многократно беседовать с Плеве о крестьянском вопросе и, между прочим, о том, что крестьянство отнюдь не представляет однородную массу, что община, принуждая наиболее энергичных крестьян равняться в отношении системы полеводства и вообще использования природных сил почвы по наименее предприимчивым и развитым своим сочленам, тем самым заставляет их искать выход для своих творческих сил в какой-либо иной отрасли занятий. Деревенские кулаки, утверждал я, наиболее крепкий среди крестьянства элемент, и не их вина, что, не имея возможности развить в сколько-нибудь полной степени свою энергию в области сельского хозяйства, они ищут других выходов и вследствие этого превращаются в мелких торговцев и ростовщиков. Не находя достаточного применения своему собственному труду, они обращаются к эксплуатации чужого труда, в чем община им не только не препятствует, а, наоборот, содействует."
И ответ Плеве про мораль и нравственность показателен.
С уважением,
Антрекот
Reply
Поразительное и не только российское явление, что эти две вещи воспринимаются как близкие.
Reply
С уважением,
Антрекот
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment