Читая Сказание о Дракуле... N+1

Apr 24, 2020 20:31

Читая Сказание о Дракуле...

Эпиграф: "Даже Герцен, находя, что «гнусно написано», тотчас оговаривался: «с другой стороны много хорошего, здорового»".Читая русское Сказание о Дракуле ( Read more... )

Leave a comment

Comments 35

ermenegilda April 25 2020, 08:46:26 UTC
Как я рада, что Вы вернулись в ЖЖ. Я уж за Вас беспокоилась.

Reply

wyradhe April 25 2020, 13:47:11 UTC
Cпасибо!

Reply


(The comment has been removed)

wyradhe April 25 2020, 21:08:21 UTC
Согласен, но применит. к Тридцатилетней войне внес бы поправку: речь шла для массы участников о религиозной священной войне, то есть 1) о ситуавции как раз более близкой к идеологической ситуации 19-20 веков с ее священными идеологическими = квазирелигиозными войнами, чем до и после. 16-й - середина 17-го века намного похожа в этом смысле на 20-й больше, чем всё до 16-го и чем 18-й. 2) О ситуации, в которой часто бывает трудно разобрать, идет ли речь об оценке как таковой или об оценке как "союзника по стороне". Эта двойственность создается любой войной. Англия - США с одной сиороны и СССР с другой отзывались друг о друге в 1941-1945 несравненно лучше, чем до и после, хотя лидеры СССР, США и Анголи относились и друг к другу, и к странам и режимам друг друга в 1943 не лучше, чем в 1938 или 1950. "Если бы Гитлер вторгся в ад, я бы по меньшей мере благожелательно отозвался бы о Сатане в Палате общин" - сказал черчилль именно об этом. Поэтому, разбирая ситуации времен войн, тчасто бывает трудно понять, оценивает ли Икс Игрека как " ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

el_d April 26 2020, 13:53:24 UTC
Да, достаточно посмотреть, например, какие чудные гадости писали друг о друге Англия и Голландия во время своей первой морской войны. А ведь тут был классический случай "ничего личного". Были отличными союзниками до - и кстати, после тоже.
А вот, машинка включилась и пошла писать в те самые исчадия. Да, она не у всех работала и не на всех так влияла, но было же.

С уважением,
Антрекот

Reply


travellersjoy April 25 2020, 21:41:35 UTC
"изощрен во зле" все же, кажется, не единственное правдоподобное толкование. Словарь 47 года дает "противно мудрствующий вере или здравому рассудку", единственный пример: зломудрый Арий.
Согласуется как с переходом в латинскую веру так и с эпизодом с двумя мнихами.
В литературе "двойственная оценка" обсуждается в связи с Бонфини и "Пересветовым" (ничего не знаю, примитивно посмотрел - тут я круглый невежда), а это не "последние 200 лет", вероятно, все же тут натяжка (от увлечения).

И, разумеется, присоединяюсь к пожеланиям (окончательно) возвратиться сюда. Отвратительней фейсбука и его завсегдатаев даже сходу и примера не привести.

Reply

zwilling April 27 2020, 10:16:41 UTC
Ну, Арий в средневековом христианском мейнстриме тоже архивраг, насколько я представляю. Но в любом случае по этой «зломудрости» сабж и сравнивается с диаволом.

Reply


chyyr April 26 2020, 08:19:48 UTC
>Особенно наглядно для нас это проявлялось в религиозных репрессиях ( ... )

Reply

chyyr April 26 2020, 08:44:41 UTC
Как можно было бы проверить такую гипотезу?

Во-первых, если исследователь судит о воеводе исходя из личных "политических" взглядов, соответствующие взгляды он должен высказывать и в повседневной жизни... нет, лучше сказать в "кухонных спорах". Реальная жизнь накладывает определенные ограничения; принципы, противоречащие физическим законам, в ней реализовывать трудно. А вот "кухонный спор" - самое место для ретрансляции и декларации своих "шабелесов".

Во-вторых, у исследователя будет совершенно адекватное представления о личностях и персонажах, которые не задевают "тонких струн его души". И в таких случаях фраза "боролся со злом" совершенно не помешает ему увидеть дурную природу субъекта. Более того, персонажей, которые поступают вопреки его "шабелесам", он будет считать неоднозначными или сугубо отрицательными, сколько бы они ни "боролись со злом" и сколь бы не воспевал их автор.

Reply


benni72 April 26 2020, 09:00:56 UTC
Кажется, уже высказывалось мнение, что очернение врагов в 19-21 вв. - оборотная сторона повышения планки по отношению к чужим/тем же врагам. Раньше вражда была достаточным основанием для причинения определенных бедствий кому-либо независимо от этической оценки его личности, а потом этого стало недостаточно, а причинять хотелось - вот и оправдывали себя тем, что это не просто враги, а исчадия ада.

Reply

(The comment has been removed)

benni72 April 26 2020, 12:25:48 UTC
А раньше в городских республиках таких лидеров из ремесленников и торговцев, а не из военной среды, разве не было? Не говоря уже о духовных лицах.

Reply

benni72 April 26 2020, 13:22:37 UTC
Или Вы имеете в виду, что и сами военные, особенно командиры, стали чаще убивать дистанционно, огнестрельным оружием?

Reply


Leave a comment

Up