Краткий анализ предлагаемых реформ. Матвеев А.В.

Jul 02, 2013 12:19

Оригинал взят у snmsbras в Краткий анализ предлагаемых реформ. Матвеев А.В.
  1. Смена правовой формы.
Согласно проекту, РАН сменит свой правовой статус. К чему это приведет?
Примеры. Год назад, когда переименовывали все институты из УРАН в ФГБУ, около двух месяцев не приходила зарплата (некоторые институты брали кредиты).
В прошлом же году в результате перемен в Роснауке гранты президента для молодых ученых и другие контракты по ФЦП пришли в декабре, когда уже надо было писать отчет за прошедший год.
Выводы. Таким образом, принятие закона (около месяца) повлечет за собой автоматический запрет на любую деятельность институтов, поскольку они перестанут юридически существовать. То есть в худшем случае даже оклад может не приходить в это время. Кроме того, автоматом подвиснут  ВСЕ гранты, договора, контракты. На их перезаключение потребуется еще несколько месяцев. В конце концов, все они «полетят», будут не выполнены в срок и будут в результате сорваны. И, главное, - лицензия на аспирантуру перестанет быть действительной. ВСЕХ аспирантов осенью заберут в армию, если не успеют оформить лицензию (а шансы велики).
  1. Разделение на категории.
Казалось бы - правильно. Но, во-первых, внутри РАН комплексные проверки институтов всегда идут. Их проводят профессионалы-ученые, со стороны, иногда даже из других стран. Принимаются решения по изменению обнаруженных недостатков как организационного, планово-финансового плана, так и с точки зрения направлений научной деятельности. Никакие чиновники со стороны это сделать просто не в состоянии.
Институты, попавшие в третью категорию, будут упразднены. Вроде тоже правильно, но этот процесс идет и внутри РАН. И есть опасность, что более слабые институты в региональных научных центрах просто будут принудительно сокращены, пропадут научные направления, научно-образовательные центры, коими являются такие институты в таких регионах, просто исчезнут.
  1. Слияние РАН с РАМН и РАСХН.
Казалось бы, приведет к повышению зарплаты в РАМН, РАСХН. К тому же, когда-то давно была единая Академия. Однако за последние 20 лет в этих академиях зарплата не росла так, как в РАН, молодежь оттуда уходит (в РАМН конечно получше, а например, сертификаты по ФЦП «Жилище» в совсем небольших количествах получает только РАМН, РАСХН - нет). Так вот, есть опасения, что большую часть институтов наших коллег просто сократят.
  1. Сокращение региональных Отделений РАН.
Как следует из этой части реформы, все институты станут «Институт … РАН». То есть полная «атомизация», прямое подчинение Москве. Можно представить, что во время войны все батальоны всех армий подчинены верховному главнокомандующему. Что будет? Развал и поражение. Ведь очевидно, что должна быть «кластеризация». Конечно, прежде всего она должна быть по направлениям наук, но и географический принцип здесь крайне важен.
  1. Весь имущественный комплекс будет передан «Агентству по управлению РАН»
Во-первых, кроме примеров, представленных в СМИ, как Академия кое-где «не очень» управляет землей, ЖКХ, можно привести примеры как это управление происходит «очень и очень» неплохо, а недостатки происходят не из-за того, что кто-то не работает, а, как правило, из-за того, что федеральное финансирование, получаемое на эти хозяйственные нужды, очень скудное. А брать средства из других статей, которые должны идти на научную деятельность - подсудное дело. В Новосибирском Академгородке, например, новостройки для ученых на пр. Коптюга не реализовались бы, если бы инфраструктура была не в СО РАН. В 2011 г. по ФЦП «Жилище» были выделены средства на приобретение служебных квартир для сотрудников РАН. В СО РАН все выделенные средства были использованы. В целом в РАН из 1 млрд. не освоили около 600 млн.! Схожая ситуация в 2012-2013 гг. - наличие инфраструктуры позволяет решать многие вопросы для целей науки и научных сотрудников.
Во-вторых «весь имущественный комплекс» - весь!  Институты, приборы, пробирки. То есть нужно например купить что-то в лабораторию - согласовывай с Агентством. Не хватает нам что ли 94 ФЗ?
В-третьих, что-то похожее с освобождением от непрофильной деятельности было проведено в Министерстве обороны. Все мы знаем, как плохо это кончилось.
В-четвертых, сейчас, например, землей Академия просто так не может распоряжаться - только через Фонд «РЖС», что с одной стороны ограничивает свободу (например, нельзя строить так, как на пр. Коптюга в Новосибирске), с другой, полностью пресекает хоть какие-то даже мелкие нарушения с ее использованием.
В-пятых, избитая фраза «пусть ученые занимаются наукой», кажущаяся правильной, при реальном исполнении окажется бредом. Не представляю, как менеджер, не разбирающийся в науке и особенностях ее деятельности, будет проводить закупки, управление ее материальными ценностями. Тем более, если он будет в Москве. Из вариантов обучить менеджера особенностями научной деятельности или перевести ученого на управление, обучив навыкам управления, мне почему-то хочется выбрать второй.
  1. Форма «возникновения закона».
Ни Президент РАН, ни Совет по науке при Министерстве не были в курсе готовящегося супер-скорого принятия закона. Его не было в повестке заседания Правительства 27.06.13 - он был «зашит» в пункте «Разное». Уже 28.06.13 его вносят в Госдуму. Есть информация, что планируют принять сразу в трех чтениях 2.07.13. Это же немыслимо! Главный закон о науке не обсудить с самими учеными! Бред. Так принимали закон о раскулачивании и переселении малых народов. Быстро, чтобы никто не смог ничего сделать. Это противоречит всем демократическим нормам. Законы о полиции, образовании долго обсуждались в обществе. Сейчас же за несколько дней, по сути, предлагают перекроить все структуру науки и ввергнуть ее в хаос.
  1. Выплаты академикам и перевод член-корреспондентов в академики.
Во-первых, откровенный подкуп. Циничный. Чтобы руководство не сильно сопротивлялось реформе.
Во-вторых, сама идея противоречит смыслу реформы. Если главной единицей  в науке станет лаборатория, и главное финансирование будет конкурсным, то при чем здесь 100-тысячные выплаты академикам? Нет логики.
В-третьих, за несколько месяцев до этого момента, шла речь о прекращении выплат за степени. То есть за кандидатские и докторские официально выплат не будет, а за академиков не только останутся, но повысятся? Где логика?
  1. Молодежь.
Как сказал один академик: «у нас уже накоплена некая подушка, мы продержимся (и даже без этих позорных 100 тыс.), а вот молодежь…». И это правда. Предлагаемая реформа касается ПРЕЖДЕ ВСЕГО молодежь, их БУДУЩЕЕ.
  1. Текст закона
Совершенно неконкретный. Абсолютно неясно, как он будет работать, нет деталей. В законе нет слов про то, как они после изъятия имущества и реорганизации будут стимулировать научную деятельность. Даже со слов Ливанова больше ясности, чем из закона.
  1. Суть реформы.
Необходимо отметить, что у Ливанова нет ни одного заместителя, который был бы из РАН. И как такие люди могут придумать реформировать РАН? Риторический вопрос. У нас совсем недавно был один министр обороны, который не был военным…
В общем, если даже отстраниться от того, что Ливанов, мягко говоря, не любит РАН, и предположить, что он искренне хочет расцвета Академии, то очевидно, что в таком режиме несогласованности, спешки и уровне «проработки» закона об основной научной организации страны, будет «хотели как лучше, а получится как всегда». Российская наука получит на полгода-год такое безвременье и отсутствие финансов и моральное унижение, которое вызовет автоматически отток кадров за рубеж. Это мягко говоря. Более жестко говоря, все это похоже на нанесение умышленного вреда стране, уничтожение науки, снижение обороноспособности страны.

информация, политика, не-японское, Россия, экономика, наука

Previous post Next post
Up