Оригинал взят у
edo_tokyo в
Японская чайная церемония Одним из уникальных явлений японской культуры является чайная церемония ("тяною"). Возникновение и история церемонии связаны с проникновением и распространением в страну дзэн-буддизма - просветленного, интуитивного буддизма. Как полагают японские исследователи, именно буддийские монахи стали выращивать чайные кусты, привезенные из Китая, а отвар из листьев использовать как бодрящее, стимулирующее средство во время длительных медитаций. Одним из родоначальников чайной церемонии является священник Эйсай (1141-1215). О нем известно только то, что он дважды посетил Китай с целью самосовершенствования, и, вернувшись на родину с титулом "наставник дзэн", начал проповедовать дзэн-буддизм, возглавив школу Риндзай.
Духовной основой школы являлась доктрина внезапного озарения, то есть пробуждения в человеке истинного Я - сатори. Для его достижения Эйсай ввел систему различных стимулов, среди которых важное место занимали "коаны" (от кит.- официальный документ). В дзэн они стали обозначать специфические вопросы-загадки, которые ставил наставник своему ученику, например: "Как выйти из круга рождения или смерти". Считалось, если ученик, сосредоточившись на вопросе, уходил в глубокую медитацию, он мог найти правильное решение. Но для этого ему необходимо было уйти от формально-логического мышления и перейти к подсознательно-интуитивному. Только тогда могло произойти озарение внезапное постижение смысла.
Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другой школы дзэн Сото - священник Догэн (1220-1253). Он отверг систему коанов Эйсая и предложил новую, которая называлась - дзадзэн (практика дзэн в положении сидя). Он доказывал, что только отвлеченное, спокойное сидение, без каких-либо размышлений и специально поставленных вопросов, может постепенно подвести к достижению озарения (сатори). Именно в этот период процедура чаепития вводится как неотъемлемый элемент Дзэн (чай употребляется во время религиозных ритуалов и медитаций). В 12-14вв. с усилением влияния дзэн-буддизма питьё чая становится популярным среди самураев, горожан, аристократов. Начиная с 12в. из Китая в Японию проникает обычай устраивать своеобразные развлечения, называемые чайными турнирами. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в 14-15вв. В аристократических кругах их устраивали в двухъярусных павильонах. На первом этаже находилась гостевая терраса, а на втором - непосредственно чайный павильон. В павильоне вывешивались китайские буддийские свитки или китайские картины. На столы перед свитками ставили вазы для цветов, курильницы или подсвечники. Все эти предметы считались "китайскими вещами". Обычно гости собирались на первом этаже, где им подавались угощения. После этого гостям предлагалось прогуляться по саду. Пока они любовались садом, хозяин чайного турнира заканчивал все приготовления. После приглашения хозяина, гости проходили в чайный павильон и в определенном порядке рассаживались на скамейку, сам же хозяин - на бамбуковый стул. О начале чайного турнира возвещали удары гонга. Сначала три чашки чая ставились перед свитками с изображением Будды. Затем "податель чашки", а им, как правило, был сын хозяина чайного турнира, вручал каждому гостю чашку с растолчённым порошком чая, вносил вазу с кипящей водой и бамбуковый венчик, наполнял чашку гостя кипятком и размешивал чайный порошок венчиком. Когда все гости выпивали первый предложенный сорт напитка, вносились новые чашки и предлагался новый сорт. Суть чайных турниров заключалась в том, что гости должны были выбрать из большого количества сортов чая, предложенных им, лучшие. Тот, кто правильно угадывал большее количество лучших сортов, становился победителем чайного турнира и отмечался специальным призом.