книжное

Aug 06, 2015 14:50

Как-то так получилось, даже не знаю плохо это или хорошо, но я в последнее время практически совершенно перестал читать художественную литературу. Не хватает ориентиров, похоже. Зато во всякого толка научно-популярную тематику мозги вцепились накрепко. Здесь ориентиров пока достаточно, чтобы совершенно не повторяться. Часто ещё только дочитываю одну книгу, а сам уже переживаю когда же начну читать следующую, которая уже лежит и ждёт очереди.

В перерыве между Фейнманом и Докинзом успел по-быстренькому повторно проглотить уже не раз проглоченного Довлатова - искорка своеобразной художественности в моей жизни. Ещё немножечко хочется заполучить новую книгу (!) Харпер Ли..

В этом всём пиршестве разума меня смущают несколько аспектов:
1. Не означает ли снижение планки с уровня научной литературы, которую я практически перестал перестал понимать, до научно-популярной, начала опасных необратимых потерь таким трудом полученного образования? Забыть спустя десяток лет подробности теории возмущений 2 порядка или методов решения интегро-дифференциальных уравнений, вроде как немудрено, да и не стыдно, считается, что образованный человек полезет и найдёт и поймёт. Но, начиная копать, замечаешь, что утрачены целые куски из таких важнейших областей как ядерная физика или оптика, или (казалось бы) физика полупроводников. Сущности, требующие более глубокого понимания, такие как теория относительности или квантовая механика, постепенно покрываются налётом волшебности, вести дискуссии на эти темы без справочника становится всё более затруднительным.

С другой стороны, всего знать невозможно, а искусственно суженная на несколько лет область интересов, теперь вполне логично требует расширения границ, пусть хотя бы таким образом. Лучше прочитать три легкодоступного содержания книги по молекулярной биологии, чем совершенно ничего не знать о ней.

С другой стороны - что происходит?.. Особенно жирный вопрос в этом вопросе поставило появление у меня в руках научпопа по физике. Очень не хочется спустя несколько лет обнаружить себя не умеющим решить школьные задачи. Нужна какая-то более суровая гимнастика для ленивых мозгов.

2. Не опасно ли чтение большого количества специально подобранного и эмоционально окрашенного материала заменой мышления копированием прочитанного? Это понятно, что большая часть того, что я, да и наверняка не только я, считаю своими взглядами, это - чужие мысли, возможно прошедшие внутреннюю редакцию. Но насколько я справился бы с этой задачей, если бы меня не вели готовыми дорожками? Довольно часто (что льстит) нахожу в чужих книгах почти свои слова, почти свою аргументацию. Трудно уже разобраться откуда они взялись у меня в голове, может быть их происхождение и не столь лестно. Ещё как вариант - предвзятый выбор литературы, что хотел то и получил, надо же какое совпадение.

3. Сколько нужно уделять времени осмыслению прочитанного? А в том, что уделять нужно, у меня почти нет сомнений. А уделения не происходит. Мало того, частенько читаю в наушниках, заглушая не только разговорчики вокруг, но и собственные мысли. Наконец, всего-то в 33 года я начинаю понимать значение слова рефлексия.

4. Ранее не раз доводилось замечать элементы деградации в речи и мышлении при отсутствии в рационе хорошей художественной литературы. Пока вроде не, но что-то же надо с этим делать. Что бы такое почитать?

мысли вслух, дорогой дневничок, читать

Previous post Next post
Up