В 1620 г. раввин из Познани Ицхак бен Эльяким написал для своей дочери небольшую книжку «Доброе сердце», которая содержала в том числе десять заповедей хорошей жены.
1. Будь осторожна, когда твой муж сердится. В этот момент не будь ни весёлой, ни сварливой - улыбайся и говори тихо.
2. Не заставляй своего мужа ждать еду. Голод - отец гнева.
3. Не буди его, когда он спит.
4. Будь осторожна с его деньгами. Не скрывай от него свои денежные дела.
5. Храни его секреты. Если он хвастает, держи и это в тайне.
6. Не одобряй его врагов и не ненавидь его друзей.
7. Не возражай ему и не утверждай, что твой совет лучше, чем его.
8. Не ожидай от него невозможного.
9. Если ты будешь внимательна к его просьбам, он станет твоим рабом.
10. Не говори ничего такого, что задевало бы его. Если ты будешь обращаться с ним, как с царём, он будет относиться к тебе, как к царице
***
То есть с одной стороны, видны добрые намерения и практическая польза от этих советов - не зря ж книга стала исключительно популярной среди женщин и уже в XVII веке переиздавалась несколько раз. С другой, говоря с прямотой римлянина, в подобных советах вместо любви и уважения супругов - только лицемерие и специфическая мудрость лукавого раба (а равви, небось, хотел счастья доченьке).
И этим отличается всякий традиционный брак в классовом обществе, где семейные отношения ценны не сами по себе, а тем, что это - отношения собственности: «кто готов к отмене института семьи? ведь жена, возлюбленная, дети - своего рода "собственность"» (jaschil_14hane). Вот
точно такой же христианский вариант, только более многословный.
И тут вспоминается психологическое исследование, об исключительно низком %% реализации людьми своих потенциальных возможностей - мыслительных, творческих, нравственных (80-85% остаётся втуне). Об этом ещё Эфроимсон писал в «Генетике гениальности», его удивляло такое странное противоречие. Ведь в развитых западных странах (особенно же в Европе) с 20-40-х г.г. формальные преграды к получению образования для угнетённых меньшинств - женщин, рабочих, бедняков вообще, - вроде бы сняты. Однако же нет заметного увеличения частоты реализовавшихся талантов из этих категорий (что замечательно, СССР 20-30-х гг. представлял собой совсем иную картину).
А таланты среди социальных низов есть, и при минимальной поддержке (программа «Merit», реализованная в 60-х гг. в США) они вполне себе выявляются и реализуются. На первый взгляд кажется что в этой тотальной нереализации человеческого потенциала виноваты неблагоприятные обстоятельства жизни - враги, начальники, конкуренты, кто стремится взять с нас побольше, а дать поменьше. Но нет, почти везде это следствие податливости людей к «добрым советам» ближних: жён, друзей, родителей и всех прочих, которые любят нас и хотят только хорошего (ну как автор «Доброго сердца»).
Они советуют выбрать востребованную профессию там, где следует настоять на праве заниматься любимым делом, благоразумно предлагают прогнуться там, где следует сопротивляться давлению и т.п. И твоя привязанность к родственникам естественным образом делает заложником этой пропаганды приспособленчества, заставляет забыть поговорку (тоже еврейскую), что по течению плывут только дохлые рыбы. Как было сказано в мудром, хотя мифологическом тексте: "Враги человеку домашние его".
Во всяком случае это верно, пока сохраняется классовое общество. Ведь мы живём в системе, где добрые намерения без противостояния системе, в конечном счете, родят и реплицируют зло. Весь этот призыв к конформизму в советах близких рожден тем, что они ещё раньше сдались тому самому угнетению, которое теперь распространяют на нас.