Десять заповедей хорошей жены

Dec 07, 2017 23:33


В 1620 г. раввин из Познани Ицхак бен Эльяким написал для своей дочери небольшую книжку «Доброе сердце», которая содержала в том числе десять заповедей хорошей жены.

1.                  Будь осторожна, когда твой муж сердится. В этот момент не будь ни весёлой, ни сварливой - улыбайся и говори тихо.

2.                  Не заставляй своего мужа ждать еду. Голод - отец гнева.

3.                  Не буди его, когда он спит.
4.                  Будь осторожна с его деньгами. Не скрывай от него свои денежные дела.

5.                  Храни его секреты. Если он хвастает, держи и это в тайне.

6.                  Не одобряй его врагов и не ненавидь его друзей.

7.                  Не возражай ему и не утверждай, что твой совет лучше, чем его.

8.                  Не ожидай от него невозможного.

9.                  Если ты будешь внимательна к его просьбам, он станет твоим рабом.

10.              Не говори ничего такого, что задевало бы его. Если ты будешь обращаться с ним, как с царём, он будет относиться к тебе, как к царице

***

То есть с одной стороны, видны добрые намерения и практическая польза от этих советов - не зря ж книга стала исключительно популярной среди женщин и уже в XVII веке переиздавалась несколько раз. С другой, говоря с прямотой римлянина, в подобных советах вместо любви и уважения супругов - только  лицемерие и специфическая мудрость лукавого раба (а равви, небось, хотел счастья доченьке).

И этим отличается всякий традиционный брак в классовом обществе, где семейные отношения ценны не сами по себе, а тем, что это - отношения собственности: «кто готов к отмене института семьи? ведь жена, возлюбленная, дети - своего рода "собственность"» (jaschil_14hane). Вот точно такой же христианский вариант, только более многословный.

И тут вспоминается психологическое исследование, об исключительно низком %% реализации людьми  своих потенциальных возможностей - мыслительных, творческих, нравственных (80-85% остаётся втуне). Об этом ещё Эфроимсон писал в «Генетике гениальности», его удивляло такое странное противоречие. Ведь в развитых западных странах (особенно же в Европе) с 20-40-х г.г. формальные преграды к получению образования для угнетённых меньшинств - женщин, рабочих, бедняков вообще, - вроде бы сняты. Однако же нет заметного увеличения частоты реализовавшихся талантов из этих категорий (что замечательно, СССР 20-30-х гг. представлял собой совсем иную картину).

А таланты среди социальных низов есть, и при минимальной поддержке (программа «Merit», реализованная в 60-х гг. в США) они вполне себе выявляются и реализуются. На первый взгляд кажется что в этой тотальной нереализации человеческого потенциала виноваты неблагоприятные обстоятельства жизни - враги, начальники, конкуренты, кто стремится взять с нас побольше, а дать поменьше. Но нет, почти везде это следствие податливости людей к «добрым советам» ближних: жён, друзей, родителей и всех прочих, которые любят нас и хотят только хорошего (ну как автор «Доброго сердца»).

Они советуют выбрать востребованную профессию там, где следует настоять на праве заниматься любимым делом, благоразумно предлагают прогнуться там, где следует сопротивляться давлению и т.п. И твоя привязанность к родственникам естественным образом делает заложником этой пропаганды приспособленчества, заставляет забыть поговорку (тоже еврейскую), что по течению плывут только дохлые рыбы. Как было сказано в мудром, хотя мифологическом тексте: "Враги человеку домашние его".

Во всяком случае это верно, пока сохраняется классовое общество. Ведь мы живём в системе, где добрые намерения без противостояния системе, в конечном счете, родят и реплицируют зло. Весь этот призыв к конформизму в советах близких рожден тем, что они ещё раньше сдались тому самому угнетению, которое теперь распространяют на нас.

понимание, общество, угнетение, антропология, брак и семья, мысли

Previous post Next post
Up