С днём взятия Бастилии!

Jul 14, 2023 19:06

Оригинал взят у wsf1917 в С днём взятия Бастилии!

"http://vive-liberta.livejournal.com/12213.html

http://vive-liberta.livejournal.com/67865.html

Он же международный день революций и революционеров.

Те и другие необходимы, пока сумма крови, боли, горя и слёз в случае, когда Старый порядок "мирно" продолжается дальше и дальше, по ощущениям людей, вовлечённых в движение больше любых ожидаемых жертв революции, ликвидирующей этот порядок и вместе с ним - прежнее классовое разделение и классовое господство, которое и производит кровь, горе и боль.

"“Революционные убийства возбуждают среди королей и императоров и их приближенных величайшее удивленное негодование, точно как будто эти люди никогда не принимали участия в убийствах, не пользовались ими, не предписывали их. А между тем самые добрые из убитых королей ... были виновниками, участниками и сообщниками ... убийства десятков тысяч людей, погибших на полях сражений; недобрые же короли и императоры были виновниками сотен тысяч, миллионов убийств... Дела, совершаемые по распоряжениям королей и императоров, - не только прошедшего, как Варфоломеевская ночь, избиения за веру, ужасные усмирения крестьянских бунтов, версальские бойни, - но и теперешние правительственные казни, замаривания в одиночных тюрьмах, дисциплинарных батальонах, вешания, отрубания голов, побоища на войнах, без сравнения более жестоки, чем убийства, совершаемые анархистами...”



Лев Толстой

А так начиналась следующая великая революция, зеркалом которой стал граф Лев Николаевич - её предвестники ясно обнаруживались столь зоркими людьми, как тюремные служители, за несколько лет до 1905 г.

«Среди "политических преступников" доля работников, занятых ручным трудом, изменилась особенно сильно: к 1901-1903 гг. она составляла 3/5 обвиненных, по сравнению с 1/4 в 1884-1890 гг. Если рассматривать распределение обвиняемых по сословиям, то доля дворянства, священников и купцов упала с 49,1 до 16,4%, в то время как доля мещан возросла с 27,5 до 43,9%, а крестьян (часто в действительности городских жителей) - с 19,1 до 37%. Таблица 1.1 дает представление об этих данных с разбивкой по занятиям подсудимых.

Таблица 1.1 Государственные преступления: по роду занятий подсудимых

Род занятий подсудимых

1884-1890 гг.

1901 - 1903 гг.

Государственная и армейская служба

6,2

1,3

Свободные профессии

21,7

17,8

Студенты

25,4

9,6

Рабочие в отраслях промышленности, ремеслах и услугах1

17,2

50,3

Сельское хозяйство2

7,4

9,0

Торговля

2,2

4,0

Другие или неизвестные

19,9

8,0

ИСТОЧНИК: Тарновский Е. Статистические сведения о лицах, обвиняемых в государственных преступлениях // Журнал Министерства юстиции. 1906. № 4.

1 В обоих периодах основную часть этой категории (в 1901 -1903 гг. - около 1/3) составляли ремесленники или работники небольших предприятий, а не рабочие больших заводов;

2 Цифры занижены, так как большинство сельских политических преступлений определялись как уголовные, а не государственные.

"Что это все нынче политического мужика стали сюда возить? Раньше все господ возили, студентов там, барышень, а теперь вот наш брат, серый мужик - рабочий пошел"20. Об этом вопросе старшего надзирателя московской таганской тюрьмы, заданном в конце XIX в., вспоминает М.Лядов, бывший заключенный, активист РСДРП, впоследствии ставший историком партии. Этот вопрос хорошо отразил изменяющуюся пропорцию между "политическими" господами и плебеями, фундаментальную близость крестьян и рабочих и узнавание в новых бунтовщиках тех. кто принадлежал к тому же социальному слою, из которого вышел и сам надзиратель. Тюремщики часто бывают очень наблюдательными».
Теодор Шанин, 1997. Революция как момент истины: 1905-1907 - 1917-1922. С.62-63"
http://wsf1917.livejournal.com/269529.html

Увы, тогда не получилось сокрушить старый порядок навсегда; мы живём в эпоху Реставрации. Поэтому " есть множество Бастилий, не кончен труд торжественного дня". Для их характеристики (а также в продолжении cвязи преданий о вампирах с социальной структурой общества) - обзор т. vladoff_revolt
"Маркс, когда включал в первый том Капитала все эти метафоры с монстрами и вампирами, ориентировался на элементы пролетарского масскульта в Англии. Среди рабочих тех времен бытовали страхи, что их тела после смерти будут похищены с целью препарирования. Также верили, что все эти незаконные анатомисты-хирурги похищают людей и убивают их. Т.о. он пытался достичь именно что пропагандистского эффекта (а не просто отдавал дань своему влечению вампирским чтивом, как в другом месте написали), я думаю, хотя прямую параллель между вампиром и хирургом провести сложно, конечно (хотя была Мэри Шелли с другим сюжетом, да).
Капиталист берет живого человека и использует его труд в системе разделения труда, калечит тем самым человека, превращает его во фрагмент самого себя.

В Англии спасение своих тел после смерти от хирургов было центральным аспектом пролетарской культуры солидарности, направленным против закона и властей. Возникли две уникальные формы сопротивления: содружества, в фонды которых рабочие вносили свои пенни для того, чтобы гарантировать надлежащие похороны, и бунты против хирургов, особенно часто случавшиеся возле виселиц, на которых вздергивали очередного беднягу. Лондон 19 в. в этом смысле сильно отличался от остальных европейских городов.
Где-то в начале 17 века власти вздернули одного известного грабителя - Дика Турпина. Собравшаяся толпа штурмовала виселицу и забрала его тело, чтобы не досталось хирургам. Через несколько дней, после того, как прошли слухи, что тело разбойника эксгумировали, толпа пришла на кладбище, выкопала труп и, убедившись, что труп цел, с триумфом пронесла его по улицам Йорка. Хотя тут была и рационализация - некоторые казненные выживали после повешения, т.к. в основном смерть причинялась через удушение, а здесь бывали у палачей промашки. Люди это знали.
Что касается расчлененки, то первоначально она была распространена среди сильных мира сего. После смерти их частенько расчленяли и хоронили в разных местах по желанию. В 1299 г. Папа Бонифаций 8 запретил эту практику, но без особых результатов. До начала 19 века вопрос о том, что трупы умерших забирают для опытов, не стоял.
В Европе с расцветом буржуазной культуры возник интерес к анатомии, проводились даже публичные вскрытия. Вскрывали в основном тела казненных. Фактически, это было такое символическое представление из нескольких стадий, в ходе которых восстанавливался буржуазный порядок, а его нарушители наказывались. Причем, если преступник казнился за свои грехи, его кровь была жертвой за все грехи человечества, вот почему, возможно, очень часто гравюры и картины изображали рассеченных преступников в позе страдающего Христа.
Известную картину по поводу публичных вскрытий написал Рембрандт: Урок анатомии доктора Тюльпа.
Диагональная позиция трупа адаптирована из изображений Христа и святых - это индикатор страдания, пассивности, беззащитности, умирания и смерти, хотя в данном случае это может быть следствием известных симпатий художника к беднякам (в википедии написано, что казнен этот человек был за ранение охранника тюрьмы и избиение, автор книги же пишет, что казнен был за кражу пальто (coat).
Дэвид Макнейли, книгу про рыночных монстров которого читаю, пытается обосновать, что на этой картине Рембрандта представлены отношения между капиталом и трудом. Тело мертвеца на картине управляется внешней силой (доктор Тюльп показывает движения пальцев руки, управляет ими), точно так же, как труд управляется капиталистом. Ну, выглядит притянутым за уши, надо сказать.
Поцмодернисты, кстати, прославляют фигуру монстра как чего-то маргинального, противостоящего системе (Отсюда, кстати, все эти Сумерки, я так понимаю; не смотрел, но осуждаю). Но разве корпорации, правительства и пр. - это не монстры? - задается вопросом Макнейли. Конечно, монстры….
…идеализированное тело мужчины-буржуа было сконструировано как "присваивающая единица" (appropriating unit - не знаю, как по-русски лучше сказать), накопитель приватизированной собственности, в то время как демонизированное/феминизированное тело общин стало опасным (пористым?), просачивающимся в огороженные пространства, нарушающим ограничения и границы.
Итак, мы только что прочли сюжет игры Dead Space, хехе.
Кстати, некоторые авторы охоту на ведьм увязывают с подъемом капитализма, хотя, видимо, это не совсем так.
Человеческая дрессировка: в начале 19 века в Англии казнили за 220 видов преступлений, практически все они значились как преступления против собственности.
Рыночное, или как власть способствует развитию новых рыночных практик:
в 1694 Совет Лондона постановил, что безвестные тела умерших/погибших на улицах города могут быть направлены анатомам. Цены на трупы в результате выросли, получили распространение практики осквернения могил, убийств с целью продажи тел, родственники казненных также зарабатывали на продаже тел. Похитители трупов оформились в профессию, которая могла обеспечить сносную жизнь….
…Макнейли пишет про Эмунда Бёрка, который своими пасквилями про ВФБР продолжил тему политической анатомии в литературе. Якобинцы - мясники, расчленители, осквернители могил и пр. Эти плебейские осквернители могил вызвали злобных духов, оскорбив монаршии гробницы и т.д. Попутно и неосознанно, Бёрк поместил свой контрреволюционный дискурс в Готическую традицию, согласно которой мир наполнен духами и призраками. При этом в готической литературе главной фишкой было обращение преследователя в преследуемого, страшные инверсии повседневного мира. Правда, в готической литературе это было приправлено изрядной долей иронии, тогда как Бёрк был максимально серьезен.
Короче говоря, он пытался использовать английский народный страх перед этими dissectors, изобразив в качестве их французских революционеров. А я сейчас случайно в лингво навел курсор на фамилию Burke и что увидел?
to burke Задушить или убить каким-либо другим способом, не оставляя следов на теле. Слово произошло от фамилии известного убийцы Берка (1792 - 1829), который с помощью соучастника задушил более 15 человек, а их трупы продавал доктору Роберту Ноксу, эдинбургскому врачу и анатому. В конечном итоге Берка повесили. Глагол to burke сегодня чаще всего употребляется в значении замять дело; запретить.
Ну да, это был другой Бёрк, но разве они чем-то отличались? Хехе….
…оказывается, английские морячки, когда сходили на берег, были одним из самых активных повстанческих элементов в "городской толпе".
Но продолжаем чтение. Рабочие сводятся доминирующей идеологией к простым частям тела, абстракциям в этом смысле, при этом их роль в производстве общественного богатства нивелируется. Действительные руки рабочих заменяются на невидимую руку рынка. Это называется социальной анатомизацией. Создание доктора Франкенштейна в известном произведении Мэри Шелли сравнивается с пролетариатом. Последний также получился в результате диссекции, когда люди были отделены от земли и другой собственности и были превращены в этакого монстра, пугающего сам правящий класс.
Юрген Хабермас как представитель warmed-over left liberalism.
the raw materials of capitalism - human flesh and blood.
Трудности перевода. Капиталистическое общество, - пишет Маркс, - представляет собой огромное скопище товаров. Но английский перевод таков: ‘an immense collection [ungeheure Warensammlung] of commodities’. Но слово ungeheure также означает "монструозное".
А еще Маркс цитировал Гёте. Капитал поглощает рабочего как если бы тело его было захвачено любовью. Не поленился, полез в "Фауста", хотя и ориентировался на английский перевод. На английском так звучит (Часть 1, сцена 5): "As if by love possessed", хотя на самом деле куча вариантов (на английский слова Als hatte sie Lieb im Leibe переводились и "Как будто любовь грызла его внутренности" (органы) - As if love gnawed his vitals). В русском переводе все тонкости не просматриваются (пер. Н.Холодковского):
Раз крыса в погребе жила,
Все ела жир да сало;
Как доктор Лютер, завела
Брюшко и бед не знала.
Но повар яду ей подлил -
И крысе белый свет постыл:
Ужель она влюбилась?
В "Капитал", правда, я лезть уже не стал, чтобы посмотреть, как у нас переведено, т.к. на это слишком много времени придется потратить. НО сцена эта следует сразу после подписания Фаустом контракта с дьяволом своей кровью, также и трудовой договор подписывается кровью рабочего.
Я вот всем, с кем делился, сказал, что по крайней мере первый том "Капитала" - очень готическое произведение. Как оказалось, угадал: Макнейли утверждает ровным счетом то же самое….
…В Нигерии газеты транслировали новость о пассажирах мотоциклетного такси, надевших шлемы, превратившихся в зомби и начавших изрыгать деньги, как банкоматы. В Камеруне ходили слухи о зомби-рабочих, трудившихся на невидимых плантациях по ночам. В Южной Африке, Танзании рассказывали о людях, которых похищали ночью, а утром они просыпались изможденными от ночного труда. Конголезцы рассказывали истории о том, как дома начинали выделять доллары, уничтожая своим бесконтрольным ростом собственников этих домов. На юго-западе Конго бриллианты захватывали и пожирали людей. В Гане в 1990-х был популярен фильм Diablo о мужчине, который превращался в питона, проникал в вагину проститутки, затем превращался обратно в человека и собирал банкноты, которыми она блевала. [см. киноафиши из Ганы с соответствующими мотивами. В.К.]
Кстати, интересно про Нигерийский кинематограф - он же третий в мире по объемам производства (1500 фильмов ежегодно, называется Нолливудом), и там этот вуду-хоррор (juju) очень популярен.
Короче говоря, в Африке люди понимают кровососущую роль капитала буквально, в связи с чем случаются и антиправительственные выступления ("они пьют нашу кровь").
Опять же, в Камеруне в ходу легенды, что есть местные мафии, которые экспортируют рабочих-зомби в Европу. В Малави некоторые верят в то, что самолеты делаются из человеческих костей и работают на крови.
Тема зомбированных рабочих нова в африканских сказках. Представления о зомби вообще изменились. Раньше ведьмы их просто ели, а теперь превращают именно что в зомби-рабочих, что является этаки смещением от использования потребительной стоимости к меновой. Тема женщин, кстати, не особо раскрыта. На рынке они составляют большинство торговцев, что влияет на восприятие (рынок как место, где пьют кровь), ну и, видимо, традиционные представления об опасности женщин.
Бог устанавливает цены на какао в Франкфурте и Лондоне.
Нигерия, опять же. В 1996 случился бунт в городе Owerri (Otokoto Riots), когда пропал очередной мальчик. Его голову потом нашли при обыске сотрудника Owerri Otokoto Hotel, который ее перевозил в багажнике арендованного авто. СОбравшаяся толпа попыталась разгромить дома и машины нуворишей города Оверри. Перевозчика, которого, как интересно, звали Innocent Ekeanyanwu, потом нашли мертвым. Люди решили, что его убрали его же заказчики из богатеньких, чтобы скрыть следы. Толпа попыталась сжечь отель, близлежащий магазин, обслуживающий богатых, несколько других складов, отелей и предприятий, связанных с 419 мужчинами, богатенькими спекулянтами, ассоциировавшимися с коррупцией и обманом.
25 сентября на вилле у одного из этих богатеньких было обнаружено поджареное тело очередной жертвы, в одной из церквей пятидесятников, прихожанами которой являлись в основном богатые, были обнаружены черепа и человеческий суп (предположительно). Владелец отеля Отокото, Винсент Дуру, хранил части человеческих тел в холодильнике у себя на вилле. Бунты возобновились. Правда, кем были найдены, непонятно. Похоже что не полицией, а самими восставшими, которые думали, что жертвы приносятся ради обогащения. [Элиты развитых стран формируются из субъектов, едящих людей не буквально, а психологически. «социальный отбор «наверх» по лестнице корпоративной иерархии даёт явное преимущество людям асоциальным, психопатического склада, по сравнению с нормальными = связанными социальными обязательствами перед сослуживцами, и альтруистическими эффектами, следующими из этих связей. Соответственно, чем выше вверх по иерархической лестнице современного капитализма, тем больше проявлений асоциальной психопатии, со склонностью употреблять тех, кто слабее и подчинённее, для своих нужд без каких-либо проявлений стыда и совести. «Верхний 1%» наихудший в этом смысле…» ( link+ link). В.К.]
Автор, кстати, предупреждает, что не нужно относиться к этим суевериям как к анекдотам (чему, кстати, есть при мер, я уже давно писал о книге В.В.Бочарова, которая по сути таким сборником анекдотов и является). Впрочем, у того же Бочарова есть статья в одном из научных сборников, в котором он написал, в частности, об отношении к старости в русской деревне. Я это тоже воспринял как анекдот, когда, например, мОлодежь обкидывала говном дом зажившихся на этом свете стариков именно в качестве знака - зажились. И Макнейли пишет, что все эти истории на самом деле выполняют функцию дефетишизации: реальные тела подвергаются опасности, злобные духи превращают их в машины по извлечению денег, люди рассекаются на части, продающиеся на рынке. Фактически, в этих историях люди пытаются опознать места, в которых они подвергаются опасности. Подразумевается, что таким местом является рынок, но автор открыто пока об этом не сказал.
Во многих африканских сообществах частное накопление противопоставляется социальной сплоченности (что, кстати, так и есть в любом обществе, просто в некоторых обществах идеология сильно затуманивает эту реальность). В этом отношении понятно отношение к белым:
White people have no kin/nation
their kin/nation is money (Tsonga of the Transvaal)
Что, впрочем, хорошо известно на примере некапиталистических экономик не только Африки. Здесь только еще есть особенность в том, что ведьмовство связывается с рыночной игрой с нулевой суммой. Там, где ведьма получает, другие теряют.
Историк Луиза Вайт, кстати, утверждает, что фигура вампира в африканском воображении появилась только в 20 веке. На суахили слово wazimamoto, означающее вампира, произошло от слова, означающего пожарного. Пожарный-вампир, и здесь, кстати, различия с ведьмовством - у первого есть работа. Кровососание и есть его профессия, тогда как ведьмовство лишь следствие личной злобы».
http://vladoff-revolt.livejournal.com/1699144.html
http://vladoff-revolt.livejournal.com/1700112.html
http://vladoff-revolt.livejournal.com/1700494.html
http://vladoff-revolt.livejournal.com/1697587.html
http://vladoff-revolt.livejournal.com/1697414.html

klassenkampf, события, всемирная история, история СССР, антропология, революция, klassenkrieg, коммунизм, прогресс, массовые явления, капитализм

Previous post Next post
Up