Читаю сейчас книгу Отто-Герхарда Эксле «
Действительность и знание: очерки социальной истории Средневековья». Там есть замечательная история, как последователи св.Франциска своим авторитетом и его именем пытались устанавливать мир в итальянских городах. Это были люди исключительно уважаемые, святой жизни и пр. Настолько, что их просьба о примирении немедленно удовлетворялось дотоле враждовавшими родами, а сообщества разных городов были готовы «без оглядки» вручить им власть и делать, что они говорят. И вот когда эти люди, исполненные лучших намерений, власть брали, и пытались что-то изменить к лучшему, оказывалось, что миром ничего не достичь.
«Они пытались, изменяя городские уставы, строго выступать против еретиков, защищать права Церкви, улучшать мораль горожан, и отчасти они даже имели успех, примиряя враждующие между собой лица или отдельные группы, устанавливая мир между milites и populus или между отдельными городами. Однако именно эти их успехи приближали конец их влияния, поскольку они не могли избежать необходимости примкнуть к одной из сторон в борьбе между императором и папой». Да и мир между сторонами в классовой борьбе недостижим через отдельные акты примирения. И вот, столкнувшись с реальностью, проповедники мира так или иначе приходили к необходимости революционного действия, минориты развились (через "промежуточный этап" сторонников Иоахима Флорского) в сторону дольчиниан и таборитов. Чтобы установить мир, приходится применять насилие, ибо без него не одолеть разделение, политическое и классовое, воспроизводящее войну.
См. «Формы мира в религиозных движениях Высокого Средневековья» (1000-1300):
1-
2-
3-
4