Опыт революции - 2: Марковская республика

Sep 28, 2018 19:25


Как обещал, выкладываю вторую историю про крестьянское революционное самоуправление в революцию 1905 года.

***

«В течение 1905-1906 гг. в различных частях Европейской России образовался ряд "крестьянских республик". Их никогда систематически не изучали и не сравнивали друг с другом. Сохранившиеся свидетельства редки и отрывочны, но имеют чрезвычайно большое значение. Они показывают, что Гурия была ярким выражением более общего типа крестьянских организаций и крестьянской борьбы. "Крестьянская республика" России, о которой сохранилось больше документов и которая продержалась дольше других, - "Марковская республика" Волоколамского уезда Московской губернии19 .

Марковская волость была довольно типичной для Центрального Нечерноземья. Она состояла из шести деревень, в которых насчитывалось около 1000 крестьянских дворов. Почвы были бедными и отчасти заболоченными. Волость находилась на расстоянии всего 150 км от Москвы, но дорог, ведущих к ней, было мало. После отмены крепостного права в 1861 г. на каждую "душу" (другими словами, на каждого взрослого мужчину, учтенного в ходе последней, X ревизии) пришлось около двух десятин земли, что было явно недостаточно при господствующей системе земледелия. Крестьяне пополняли свой доход с помощью ремесел и торговли. Каждая деревня специализировалась на каком-либо одном промысле. (В одной из деревень основным источником дополнительного дохода было плотничество, в другой - обувное дело и т.д.). Кроме того, некоторое количество обрабатываемой земли арендовалось у местных помещиков. В действительности, в течение 1890-х годов в счет того, что Чаянов назвал самоэксплуатацией, обедневшие крестьяне давали более высокую арендную плату и цену за землю, чем некрестьянские производители. К началу века только пять помещиков во всем Волоколамском уезде продолжали заниматься напрямую сельским хозяйством. Все остальные либо уже продали, либо сдали в аренду крестьянам всю свою землю.

Несмотря на малообещающие условия, район был известен как "развитый", что особенно относилось к использованию новых методов ведения сельского хозяйства. Уровень грамотности здесь был выше среднего по России. Небольшая группа местных радикалов, не принадлежавших к какой-либо партии, особенно учителя и агрономы, изо всех сил стремилась насадить грамотность и политическое свободомыслие. Марковская волость была известна в их кругах как "сознательная" - интересующаяся новостями из большого мира и непокорная властям.

К лету 1905 г. крестьяне волости с растущим волнением следили за разворачивающейся революцией. Грамотные крестьяне и местная интеллигенция читали и обсуждали на недозволенных собраниях листовки и газеты. После того, как был опубликован Манифест от 17 октября, крестьяне попросили местного агронома Зубрилина, известного и уважаемого за успешное введение в районе многопольного севооборота и полевого кормопроизводства, выступить на сходе Марковской сельской общины. Предметом его выступления должны были стать только что дарованные свободы и возможное место крестьянства в политических событиях. 31 октября 1905 г. на сход собралось значительное число крестьян, представлявших также и другие деревни и волости (многие из них проделали длинный путь, чтобы услышать "про то, что происходит").

Сход превратился в массовый митинг. После споров состоялось голосование за резолюцию, написанную Зубрилиным по просьбе крестьян. В ней содержались требования демократических свобод, дополнительной земли для бедных крестьян, всеобщего образования и амнистии политическим заключенным. За подобные резолюции голосовали в те дни по всей России, но сход в Марково пошел дальше, приняв немедленно вступившее в силу решение о неподчинении властям, неуплате налогов и отказе от поставки в армию рекрутов до тех пор, пока все эти требования не будут удовлетворены. Затем резолюция была подписана главами всех крестьянских хозяйств и скреплена печатью старостой общины Буршиным, который был тут же избран президентом "Марковской республики". В ноябре волостной сход принял подобную резолюцию для всей волости, дополнив ее призывом за Учредительное Собрание и требованием "положить конец самодержавию". Вся волость объявила о коллективном вступлении во Всероссийский Крестьянский Союз.

За этим последовал период особого крестьянского самоуправления на основе согласованного принятия решений по всем вопросам. Отчетливая антиправительственная природа этого самоуправления была хорошо определена историком того времени как "своеобразная форма всеобщей забастовки"20. К 1906 г. представители местной радикальной интеллигенции (включая Зубрилина) оказались в бегах или были арестованы. Происходило то, что было прямым выражением политической интуиции и предпочтений самих крестьян. Они управляли своей волостью через избранных руководителей, демонстрируя открытое неповиновение государственным властям, приказы которых попросту игнорировались. В состав местного комитета Крестьянского Союза были избраны пять человек - секрет, тщательно скрываемый от властей. Именно они принимали все важнейшие решения.

Арендные платежи были снижены и оказались под контролем, работа школ и местных властей была перестроена. Преданные царскому режиму старосты и местные полицейские были уволены, подвергнуты бойкоту, их игнорировали или высылали из района. Крестьяне не были вооружены, и местный губернатор уклонялся от обращения к армии. Попытка восстановить контроль при помощи уговоров провалилась. Смещение властями революционного старосты волости крестьяне встретили уловкой в духе бравого солдата Швейка - отказались выбирать нового старосту, а старый объявил, что, к глубокому сожалению, не может сложить свои полномочия, поскольку ему некому передать власть. В центре Московской губернии в России 1906 г., в условиях наступающей реакции и жестоких репрессий, крестьянская "свободная территория" просуществовала год. Ее конец наступил только в середине июля 1906 г., через семь месяцев после поражения Московского восстания. Волостной староста был арестован, полиция вошла на территорию Марковской республики и ее альтернативные власти самораспустились. Бойкотирование назначенных государством чиновников продолжалось еще долгое время.

Для того чтобы показать, как общность условий порождало схожие действия крестьян по всей Российской империи, можно сослаться на другие случаи. Например, особенно влиятельное отделение Крестьянского Союза возникло в 1905 г. в Сумском уезде Харьковской губернии21. Население уезда составляло около 250 тыс. человек, из которых почти 90% были крестьянами - православными украинцами. Союзом руководил А.Щербак - зажиточный крестьянин, возвратившийся в свою деревню со сбережениями, которые он накопил, занимаясь в течении 20 лет фермерством в Калифорнии. Не послушавшись его совета, крестьяне уезда решили начать с петиции царю, жалуясь на бедность и неуважительное обращение с крестьянами. Они просили царя освободить их от "...стражников, урядников и земских начальников.

Стоят они дорого, а порядка они нам не дают никакого, а только мешают жить и работать и чинят нам только обиду. Да и от больших начальников мы не видим пользы. Больно нам видеть этих начальников, ничего не понимающих в крестьянской тяготе, но мы терпим... Мы виним во всем начальство и просим тебя, государь, дозволить нам выбрать своих начальников: у нас есть люди умные, с понятием, которые знают нашу крестьянскую нужду, они не будут стоить много денег, а польза от них будет большая".

Щербак незамедлительно направил эту петицию на имя Витте. В ответ он был арестован, но после освобождения из-под ареста продолжил руководить организацией Крестьянского Союза в Сумах. Позже ему было суждено получить общенациональную известность из-за обращения к Санкт-Петербургскому Совету с призывом к объединению рабочих и крестьян против самодержавия. Он стал также одним из главных ораторов на Всероссийском съезде Крестьянского Союза22.

В октябре 1905 г. сумские крестьяне постановили запретить всю торговлю землей и вместе с соседними крестьянскими общинами взять в коллективную собственность местный сахарный завод. (Сумы находятся в районе, где выращивают сахарную свеклу.) Они также потребовали созыва Учредительного Собрания и выбрали Льва Толстого и Максима Горького почетными членами своей организации. В местном центре - городе Сумах (с населением 26 тыс. человек) прошла демонстрация 40 тыс. крестьян под красными флагами. Отчеты того времени сходятся на том, что "в ноябре и первой половине декабря 1905 г. вся власть в уезде, в том числе и в г. Сумах, фактически находилась в руках комитетов Крестьянского союза"23. Чиновники были смещены в ходе перевыборов, заводы бастовали, уездные власти и местная полиция из-за бойкота оказались не в состоянии выполнять свои обязанности. Уездный комитет Всероссийского Крестьянского Союза приказал ввести в город крестьянскую дружину, которая взяла на себя полицейские функции. Крестьянский Союз создал также свои собственные суды, начал издавать газету, узаконил новое административное устройство и т.д. Несмотря на нарастание репрессий, 18 декабря 1905 г. состоялась третья уездная конференция Крестьянского Союза, на которой присутствовали 350 делегатов. Она по-прежнему представляла единственную реальную власть на местах. Для того чтобы положить всему этому конец потребовались новые многочисленные аресты, высылка лидеров и массовые репрессии. В 1905- 1906 гг. о похожих событиях сообщалось из разных мест по всей России, особенно часто из других важнейших центров влияния Крестьянского Союза - Саратовской губернии и Области войска Донского24.

Эти события не были делом только Всероссийского Крестьянского Союза. Например, в Васильковском уезде Киевской губернии крестьянский сход Ракитинской волости без всякой связи с какой-либо общенациональной организацией избрал для управления этой территорией комитет из "двенадцати крестьян и двух евреев" в качестве единственной власти, приемлемой для ее населения. Местный корреспондент Вольного Экономического Общества сообщал, что комитет удерживал контроль над волостью в течение нескольких месяцев20. Принятые здесь меры были схожи с теми, которые принимались везде, где крестьяне брали власть. В докладе указывалось также, что "...влияние комитета было огромным. Например, по его требованию пьянство и воровство прекратилось". "Законные" власти совершенно стушевались. Местное лесничество передавало лес тем, кто в нем нуждался, в соответствии с письменными распоряжениями комитета. В конце концов в волость прибыл полицейский офицер с кавалерийским эскортом из 120 человек. Некоторые местные активисты были арестованы, а другие бежали, что фактически означало конец альтернативной власти. Сообщения о таких властях, учреждаемых крестьянами других национальностей, поступали из нескольких районов, например, из марийских и чувашских деревень Помяловской волости на Волге26.

В Центральной России революционные партии были инициаторами некоторых случаев крестьянского самоуправления. В их создании приняли участие местные партийные активисты ПСР и РСДРП (часто в тесной коалиции друг с другом - против чего обычно возражали центральные партийные власти)27. В Поволжье, а также в Тамбовской и Черниговской губерниях были особенно сильны и активны крестьянские братства социалистов-революционеров. На Западной Украине среди крестьян успешно действовала Спилка - группа меньшевиков, использовавшая в своей пропаганде украинский язык. Она положила начало захватам власти, которые достигли пика в 1906 г.28 Большинство этих выступлений были кратковременными и охватывали сравнительно небольшие территории.

Итак, по всей России создались острова мятежного управления на основе всеобщего согласия населения, сопровождавшиеся беспомощностью или отстранением с помощью бойкота "законных" властей, а также альтернативным местным руководством, черпающим свою силу в крестьянской поддержке. Требования, методы управления и тактика неподчинения были примерно одинаковыми. Их целью был контроль за землями, не принадлежавшими крестьянам и крестьянское управление в сельской местности. В действиях разных крестьянских обществ была продемонстрирована высокая степень единства. В целом ядро таких форм организаций в России и на Украине составляли общинные и волостные сходы. (Перевыборы их должностных лиц "без разрешения сверху" составляли часть борьбы за перемены.) В Латвии эту роль играли лютеранские приходы, в Грузии - деревенские собрания и комитеты социал-демократических партий.

Проживавшие в районе посторонние, как и не занимавшиеся сельским хозяйством и не владевшие землей, обычно оставались в стороне от борьбы, но волостной писарь, который посмел по своей собственной инициативе послать верноподданическую телеграмму со словами "земельные наделы в районе достаточны", был немедленно уволен и выслан за пределы района крестьянскими властями. Такая же участь ожидала некоторых сельских стражников и полицейских. Общинные и волостные власти употребляли теперь законные полномочия в качестве акта неповиновения "вышестоящим" властям губернии и государства29.

Теодор Шанин. Революция как момент истины: 1905-1907 →1917-1922. М.: Весь мир, 1997

Любопытно, что в те годы самоорганизация народа была много эффективнее и честней каких-либо  усилий гражданского общества - и в плане улучшения жизни, и в плане ограничения мерзостей самодержавия. Рабочие советы и крестьянские республики с лёгкостью достигали всеобщего несотрудничества с режимом, к которому тщетно призывали гг.депутаты в Выборгском воззвании, легко пересекали на своей территории пьянство, погромы, мордобой по праздникам и прочие проявления азиатчины, с чем земства и т.п. ячейки гражданского общества были совершенно бессильны бороться. Поэтому искренним сторонникам демократии имеет смысл рассчитывать на демос (и на просвещение демоса, не дающее превратиться  в охлос), а не на цензовые элементы, у которых одна мечта - пополнить собой правящие слои. Демократия же - это власть народа, а не демократов. Если иначе, то всё вырождается в полицейское государство или неоцаризм вроде наблюдаемого в любезном Отечестве.

Русская революция, история СССР, коммунизм

Previous post Next post
Up